Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
23:42, 17 ноября 2013

КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫХОД ИЗ ТУПИКА ЕСТЬ!

Впервые за многие годы в стране прошли  широкомасштабные слушания по проблемам образования.Коммунистическая Народная Партия Казахстана совместно с РОО учителей и преподавателей «Ар Намыс» и Общественным фронтом «За развитие образования» провели в Алматы Общенациональные гражданские слушания «Казахстанское образование: рост без развития».

 

На гражданские слушания собрались депутаты Мажилиса Парламента РК от фракции КНПК Галина Баймаханова, Айкын Конуров, Жамбыл Ахметбеков, секретарь ЦК КНПК Дмитрий Легкий, представители партии «Нур Отан», Управления образования г.Алматы, активисты Общественного фронта «За развитие образования», руководители вузов, НПО, профсоюзов, студенты, преподавательская и учительская общественность. Словом, компетентные и знающие проблемы образования изнутри люди.

 

Blog post image

К аудитории с приветственным словом обратился депутат Мажилиса Парламента РК от фракции КНПК Жамбыл Ахметбеков:

 

– Я приветствую всех уважаемых участников Общенациональных гражданских слушаний «Казахстанское образование: рост без развития»! Мы рады, что мероприятие, которое проводит Коммунистическая Народная партия Казахстана, собрало сегодня такие широкие слои общественности– представителей и руководителей вузов, Акимата и Управления образования Алматы, других политических партий, педагогического сообщества из всех регионов Казахстана, представителей гражданского общества,  профильных НПО,  экспертов, журналистов. Благодарю всех за то, что нашли время принять участие в слушаниях. Надеюсь, что наши сегодняшние слушания помогут выработать верные, практические рекомендации, которые будут выражены в обращении к правительству. По результатам  слушаний будет также издан сборник материалов. Приглашаю всех к открытому диалогу! Спасибо!

 

Проблем громадье

 

Не секрет, что «болевых мест» вокруг образовательной системы Казахстана накопилось сегодня очень много. Алматинский горком КНПК организовал работу «Горячей линии» по вопросам образования. Звонили и приходили в горком родители, учителя, школьники и студенты, несогласные с существующим положением дел в школах и вузах.

 

Blog post image

О результатах работы «Горячей линии» рассказал Елнур Бейсенбаев, модератор слушаний, секретарь Алматинского горкома КНПК:

 

– За три месяца работы «Горячей линии» к нам обратилось более 1000 человек с обращениями, жалобами и предложениями: 874 позвонили по телефону, по электронной почте – 118, письма прислали 42. Проблемы, о которых сообщили респонденты: 18% жаловались на недостатки системы ЕНТ, 18% не устраивает организация учебного процесса, о поборах  сказали 15%, о неграмотных учебниках – 12 %.

 

По информации Елнура Сабыржановича, обратилось немало учителей: 22% недовольны низкой зарплатой, 15% – сетуют на действия администрации, 13% устали от бесконечных проверок, 9% не доверяют  результатам аттестации, 12% учителей волнует низкая пенсия в будущем,   невысоким социальным статусом профессии педагога встревожены 14%. Презентация Е.Бейсенбаева наглядно показала огромное количество образовательных  проблем, необходимость их срочного и эффективного разрешения.

 

В ходе общественных слушаний были обсуждены вопросы среднего, средне-специального, высшего  образования в республике: деградация казахстанской системы образования, низкий уровень знаний учащихся, недостатки системы ЕНТ, дороговизна высшего образования, недостаток студенческих общежитий, нехватка школьных учителей, поборы в школах, коррупция в вузах,  бюрократические тиски (обилие отчетов, проверок, рейтингов), безграмотные учебники, недостаточная материально-техническая база малокомплектных школ, низкие зарплаты, нехватка школ и детских садов, неравенство в образовании и сознательная формализация результатов, школьные поборы – лишь часть болевых точек казахстанского образования. О путях решения этих непростых задач рассказали народные избранники и эксперты.

 

Детский сад – начало начал

 

Blog post image

С докладом о состоянии дел в сфере дошкольного образования Казахстана выступила Галина Баймаханова, депутат Мажилиса Парламента РК от фракции КНПК:

 

– «Мы рождаемся слабыми – нам нужна сила, мы рождаемся беспомощными – нам нужна помощь, мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем от рождения, и все в чем мы нуждаемся, дано нам воспитанием» – это слова французского мыслителя  Жан-Жака Руссо. Конструктивный диалог власти и общества необходим, чтобы выработать  предложения, и затем идти поступательно в решении задач, ведь поддержка детства – стратегическое направление  развития страны. Детству – реальную государственную поддержку и защиту!

 

В Казахстане насчитывается 8 590 дошкольных организаций, из них 3 128 детских садов и 5 462 мини-центра,  которые посещают 604 300 детей. По состоянию на май 2013 г. в РК зарегистрировано 406 тыс. заявлений на устройство детей в детсады. Садов не хватает! Среднемесячная зарплата воспитателя в 2012 г. была 58 тыс. тенге. Но это, как говорится, средняя температура  по больнице. Программа «Балапан» будет продолжена до 2020 года, но и она не решает всех вопросов. Высока оплата в детсадах – 25 тыс. тенге в государственных садах, а если двое или трое детей в семье? Добавьте сюда отсутствие гарантий безопасности ребенка в детском учреждении! Выход из ситуации – в ликвидации существующих  огромных очередей на получение места в детском саду  путем строительства государственных дошкольных организаций, расширения сети частных садов, снижения оплаты за пребывание ребенка в саду.

 

В своем докладе Галина Александровна вышла шире заданной тематики о дошкольном воспитании, коснувшись проблем детства в  целом:

 

–  В неполных и особенно неблагополучных семьях Казахстана ситуация близка к катастрофе – дети не только не реализовывают свое право на образование, но даже не имеют элементарных бытовых условий и гарантий физической безопасности. Дети – одна из самых уязвимых категорий населения, и высок уровень детей, живущих в бедности, растет неравенство в условиях жизни жителей села и города, и все это отражается на детях. К сожалению, велика детская смертность, что говорит о нарушении прав ребенка на жизнь и сохранение здоровья. Отдельная тема – сиротство, дети-инвалиды. Комплекс проблем детства надо решать.

 

Селу – достойное образование

 

Сельское образование – одна из самых острых проблем. Разные стартовые условия учащихся и выпускников сельских школ и горожан,  социальное неравенство сельских и городских жителей привели к тому, что сельчане имеют сегодня минимальные или нулевые шансы на получение высшего образования.

   

Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК от фракции КНПК:

 

Blog post image

 

– По Конституции Казахстан – социальное государство, это означает, что общество платит налоги, и на эти налоги государство  проводит социальную  политику в интересах народа. И печально сознавать, что нам приходится объединяться и создавать фронт по образованию,  ведь фронт – это всегда борьба, но я думаю, что те задачи, которые мы поставили, мы  сможем воплотить в реальность. Казахстан является страной с переходной экономикой, и стал объектом исследования ЮНЕСКО именно в ракурсе «Образование на селе». Наблюдается тенденция к стихийной урбанизации и маргинализации села. Система образования претерпела 30% сокращение, сжатие системы образования на селе вызывает тревогу. Незаселенность сельских территорий,  отток экономически активного населения в города  обостряет проблемы образование на селе, помещая его в фокус политики государства. Только наличие школы сохраняет села, были случаи, когда после закрытия школы мигрировали целые села, так как на сегодня школа – это единственный культурный центр на селе, именно здесь должны создаваться условия для доступности и качества образовании. Сельская школа является особым социальным институтом. Процесс миграции  тоже изменился, модели социальной динамики меняются.

 

Насколько реально выучиться и трудоустроиться сельским выпускникам? Мы однозначно говорим ,что сегодня социальных лифтов или парашютов нет! Адаптация, образование, покупка жилья – все это  очень проблемно для сельских выпускников. Социальное неравенство спроецировано на образовательную систему! 70% всех учеников страны учатся в сельских школах, и это 1,3 млн. детей. Попасть в программу «Болашак» выходцам из села нереально. Ограниченность в доступе к образовательным и информационным ресурсам углубляет проблему неравенства в образовании. При  плохом качестве дорог и протяженности сельских территорий на сотни километров существует проблема участия в ЕНТ сельских учеников. Есть случаи, когда ученикам, и так находящимся в стрессовой ситуации, приходилось выезжать на ЕНТ в 5 часов утра! Причем поездки детей из дальних аулов  финансируются за счет родителей. Считаю, что необходим комплексный подход к оценке результатов деятельности сельской школы, учитывать специфику  ее работы. Еще раз подчеркну, главная проблема – разные стартовые  возможности учащихся сельских и городских школ. И это противоречит Конституции РК.

 

Нет качества

 

В последние десятилетия наблюдается устойчивая деградация казахстанской системы образования,  что вызывает тревогу у специалистов. Гражданские слушания вынесли на суд казахстанской общественности проблему некачественности образования.

 

Канат Нуров, директор Научно-образовательного фонда «Аспандау», член Общественного фронта «За развитие образования»:

 

Хочу выразить благодарность КНПК за привлечение внимания к проблемам образования. Мы не должны слепо следовать Болонской декларации, для каких целей она существует? Это пережиток индустриального общества, когда людей готовили по узким специальностям. Бакалавриат по Болонской системе предусматривает норму, когда 70 % информации добывает сам студент, это не дает широкого и качественного образования, не учит самостоятельности мышления, и тем более не предусматривает никаких воспитательных функций. Я считаю, что надо вернуться к фундаментальным основам советского образования,  где формирование личности бралось за основу.  Личностный подход давал не только знания, но и способность мыслить и учиться. СССР раньше США запустил в космос человека, как это произошло? Благодаря мощному образованию…

 

Сегодня очевидно, что ЕНТ не является индикатором качества, а задает ложный вектор всей системе образования. Ситуацию усугубляют безграмотные учебники.

 

Марианна Гурина, директор ОФ «Улагатты жануя»:

 

–Как готовить детей к ЕНТ, если учебники содержат чудовищные ошибки! В одном учебнике по истории дата начала Великой Отечественной войны значится как 26 июня 1941 года, а в другом  – как 29 июня 1942 года! Дети не знают, в каком вранье им участвовать, поскольку истина давно потеряна. Вообще, родители и ученики вздрагивают от слова «ЕНТ»! Их уже трясет от экспериментов.

 

В казахстанской системе образования понятие результативности подменили процессом контроля. Как следствие, преподаватели, вместо творческого процесса, погрязли в бумажной волоките.

 

Ирина Смирнова, член РОО «Ар-Намыс»:

 

– Кто только нас не проверяет – прокуратура, КРУ, управление образования, МЧС, СЭС, институт повышения квалификации и другие инстанции. Получается, что мы загружены работой всяческой, кроме работы с детьми. Из-за бумажно-отчетной волокиты у нас совсем не остается времени на учебный процесс и самих детей. Сегодня в школе учителю  ребенок уже мешает! Мы не можем работать, как положено, с детьми…

 

Под занавес слушаний директор ОФ «Аман саулык» Бахыт Туменова поблагодарила КНПК:

 

– Спасибо  КНПК, что организовали такие слушания! Действительно, учитель задавлен, находится под прессингом, образование в упадке, и надо менять ситуацию. Надо учить детей мыслить самостоятельно, чтобы они не стали «оловянными солдатиками». Очень печально, что наши студенты вынуждены уезжать получать знания за рубеж, потому что они не видят здесь перспектив получения хорошего образования. Они учатся в России (Томске, Москве), Китае, других странах, моя внучка тоже учится за границей. Я вступила в Общественный фронт «За развитие образования» для того, чтобы моя внучка и другие казахстанские студенты вернулись домой.

 

Ключевая роль образования

 

Blog post image

По итогам слушаний народные коммунисты и общественные деятели предложили правительству практические рекомендации в официальном письменном Обращении на имя премьер-министра РК Серика Ахметова. «Принимая во внимание ключевую роль воспитания и образования в реализации стратегических задач государства, исходя из  важных задач, стоящих перед системой образования, участники Общественных Слушаний, с целью эффективного решения многочисленных проблем системы образования в Казахстане, рекомендуют Правительству направить  основные усилия на  обеспечение  гарантий прав граждан  на качественное образование»,–говорится в Обращении.

 

В частности, предлагается уделить особое внимание следующим вопросам:    увеличить финансирование  образования и науки до 10% от ВВП; повысить размеры зарплат учителей школ и преподавателей вузов, воспитателей детских садов в соответствии со средней заработной платой по стране; объявить мораторий на  проверки  учреждений образования на два года; свести к минимуму объемы отчетности в школах; обеспечить возможность сдачи ЕНТ несколько раз в независимых центрах оценки качества; обязать вузы обеспечивать жильем иногородних студентов; рассмотреть вопрос возможности обеспечения студентов бесплатным горячим питанием за счет госбюджета и другие предложения.

 

Также, в целях общественного контроля и мониторинга процесса реализации стратегических целей развития образования, сохранения преемственности и последовательности в проведении образовательных реформ и создания современной системы менеджмента качества рекомендуется создать Национальный совет по образованию при Президенте Республики Казахстан.

 

По результатам гражданских слушаний депутаты Мажилиса Парламента РК от фракции КНПК намерены инициировать Парламентские слушания «Казахстанское образование: пути выхода из тупика».

 

Разия Абдыкадырова

 
0
1102
0