Культура молодежи

centerkayum 2013 M11 10
4467
0
13
0

  Проблема культуры молодых людей является актуальной и в XX1 веке. Безусловно, век индустриализации, модернизации, урбанизации и научных инноваций способствует интеллектуальному и культурному росту...


 

Проблема культуры молодых людей является актуальной и в XX1 веке. Безусловно, век индустриализации, модернизации, урбанизации и научных инноваций способствует интеллектуальному и культурному росту молодых людей. Но процесс воспитания молодежи, передачи лучшего культурного опыта поколений требует постоянного совершенствования.

Ведь по словам И.Гете именно «поведение - это зеркало, в котором каждый демонстрирует свой облик».

Данные социологических исследований, проведенных нами, показывают, что более 80% молодых людей, учащихся колледжей и общеобразовательных школ, студентов вузов страны, не обладают качествами культурного человека, не знают элементарных правил этикета, редко обсуждают вопросы культуры одежды, культуры общения и другие важные аспекты культуры человека.

Мы понимаем, что процесс воспитания культуры поведения молодого человека имеет глубокие корни: семья, семейные традиции, среда, в том числе и школьная, вузовская и др. Но на каком-то этапе жизни молодого человека, тем более, если это не произошло в семье, необходимо преподать ему знания по культуре поведения, этикету, культуре специалиста и т.д.

В современном обществе существуют и лучшие культурные образцы, на которые может ориентироваться молодежь, которые позволяют молодым людям переоценить собственные ценности и соизмерять свое поведение, образ жизни и мыслей с лучшими образцами поведения, деятельности и мышления. Важно напомнить цитату Л.Фейебаха: «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Чтобы добиться необходимого уровня культуры поведения молодого человека, важно учить молодых людей и помогать им ориентироваться в многообразии культурного мира, культуры поведения, проведения свободного времени, досуга, отдыха. Как сказал Б.Паскаль, «все правила достойного поведения давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться».

Несомненно, не стоит идеализировать культуру поведения современных молодых людей, у них хватает проблем и с алкоголем, и хулиганством, и с отсутствием культуры общения. Можно говорить и об относительном благополучии в этом вопросе, но лишь в случае хорошего семейного воспитания или качественной работы педагогов в образовательных учреждениях. Но в большей степени это зависит и от самого человека. Нельзя не согласиться с мнением, что «каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам».

Вопросы культуры поведения молодежи взаимосвязаны и с культурой семейных отношений, межличностных отношений, и с культурой отношений во всех сферах общества.

Молодежная среда формирует свои приоритеты, поведенческие навыки, но при этом в ней должны культивироваться лучшие образцы поведенческой культуры человечества.

Именно поэтому необходимо выработать действенные механизмы повышения культурного уровня молодых людей, проводить активную просветительскую и воспитательную работу с молодежью, прежде всего и с учетом ее потребностей.

В рамках выполнения социально-значимых проектов в г. Алматы по лоту №20 «Мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности, культуры поведения и соблюдения порядка в общественных местах молодежью» специалистами ОФ «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова» при поддержке акимата г. Алматы в общеобразовательных школах, колледжах и вузах города проводятся интерактивные семинары по вопросам культуры поведения, этики и культуры специалиста, тренинги по правовой культуре молодежи.

Цель семинаров-тренингов– повышение правовой культуры молодежи и формирование у молодых людей навыков соблюдать правила этики и культурного поведения в обществе.

Тренинги проводятся в интерактивной форме, которая позволяет учащимся старших классов, учащимся колледжей и студентам вузов активно принимать участие в работе; используются интерактивные упражнения: «Линия мнений», «Картинная галерея», «Круг в круге», в которых учащиеся выполняют различные задания, дают комментарий и делают самостоятельные выводы. Участникам тренингов предоставляются материалы постера по культуре поведения в общественных местах, требования к культуре специалиста, по общей культуре молодежи.

По мнению учащихся общеобразовательных школ города Алматы, до сих пор существуют значительные пробелы и в знаниях, и в навыках по культуре поведения в общественных местах. Многие учащиеся общеобразовательных школ г.Алматы: № 31, 41, 88, 42, 128 и др. активно обсуждали проблему культуры поведения молодых людей, были неравнодушны к фактам проявления бескультурия по отношению к старшему поколению, к пожилым людям, инвалидам, высказывали мнения об отсутствии культуры у молодых людей в общественном транспорте, на отдыхе, в общественных местах, приводили примеры из личной жизни.

В ходе тренингов выяснялось, что молодые люди готовы усвоить лучшие традиции культуры, лучшие образцы культурного поведения в обществе, они способны сохранить ценности культуры прошлых поколений. Но им в этом необходимо помогать, нужно поддерживать их стремление усвоить правила культуры, этики, знакомить с идеальными образцами поведения в обществе.

Радует тот факт, что большинство участников тренингов-учащиеся школ и колледжей, студенты вузов согласились с тем, что необходимо культивировать основы культуры в семье и постоянно совершенствоваться в своем развитии.

Важно объединить усилия семьи, школы, вуза по обеспечению системной и качественной воспитательной работы с молодежью, культивировать в молодежной среде ценности культурных традиций старшего поколения, совершенствовать работу с молодыми людьми.

Интересы молодежи сегодня очень разносторонни, их запросы требуют совершенствовать воспитательную работу, а главное – молодежь готова усвоить лучший опыт культуры поведения в обществе, она способна не только получать знания, но и воплощать их в жизнь.

Именно поэтому проведение подобных семинаров-тренингов для молодежи актуально и очень необходимо. Данная работа должна проводится не перманентно, а системно. И главное, не навязывать, а обсуждать, советоваться с молодыми людьми, помогать им ориентироваться в непростых реалиях современного мира.

Ф. Ларошфуко говорил, что «можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению». Поэтому актуальной проблемой остается проблема защиты культуры от ее невостребованности в будущих поколениях. Этого нам ни вкоем случае нельзя допустить.

Тренер – эксперт Алмагуль Кенесхановна Мухамедханова. Алматы, ноябрь 2013.

Оцените пост

12