Управляем государством по-новому

Тимур Кубеков November 6, 2013
1628
34
9
0

Мы живем в мире постиндустриального общества, где основной движущей силой является прикладная наука - в том числе прикладная математика.

…и принцесса от злости повесилась на собственной косе,

потому что он совершенно точно сосчитал сколько зерен в мешке, сколько капель в море, и сколько звезд на небе.

Так выпьем же за кибернетиков!

(из к/ф «Кавказская пленница»)

Еще в СССР я прочитал небольшую статью в журнале «Зарубежное военное обозрение» о применении в армии США ЭВМ для управления войсками. Где описывался процесс, при котором в суперкомпьютер вводились все данные: разведка противника, тактико-технические характеристики имеющейся техники, в том числе противника, состояние и расположение войск, климат и прогноз погоды, рельеф местности, склады и т.п. На основании всех этих данных, компьютер на постоянной основе выдавал прогноз и рекомендации командованию по управлению войсками: когда будет атака врага, когда нужно будет осуществлять наступление и в каком направлении это делать. При принятии решении командованием и выбора действий, компьютер выдавал прогноз и возможный исход  этих действий. А самое главное, выдавались  управленческие  рекомендации командованиям всем родам войск. Например, авиация: о необходимости удара по определенным объектам,  с двух аэродромах, силами 3 эскадрилий, с определенным вооружением. Или же: тыловой службе обеспечить – и перечисляется весь список необходимой провизии и вооружения, вплоть до количества носков для солдат.

Тогда мне казалось, что это из области фантастики, хотя мы я прекрасно знал, что такое численные методы и математическое моделирование. Я себе не мог представить, что есть такие суперкомпьютеры, которые могли бы обработать всю информацию и выдать за короткое время результаты и расчеты. Но время и прогресс не стоит на одном месте. Уже такие вещи не кажутся фантастикой и применяются в армиях развитых стран.

Теперь о моем предложении.

Мы живем в мире постиндустриального общества, где основной движущей силой является прикладная наука. Любая научная разработка  должна немедленно внедрятся в жизнь, все знания и возможности должны накапливаться и давать результаты. Мы живем в мире игры быстрых шахмат и должны рассмотреть различные варианты – видеть игру на все 20-25 ходов вперед. Те, кто видит только на 2-3 шага вперед – проигрывает.

В настоящее время правительственные органы и государственные компании уже занимаются моделированием ситуаций, однако эти работы несут временный и непостоянный характер. Необходимо разработать и внедрить  систему управления государством с помощью кибернетики и математических моделей. Эта система или можно назвать ее институтом, которая на постоянной основе будет занимается сбором информации, строить математические модели, производит расчеты и выдавать результат – пути решения во всех сферах деятельности.

Как я это вижу.

В государственных органах, местных органах власти, государственных компаниях работают специализированные отделы, которые занимаются сбором и обработкой данных. Они глубоко изучают свою отрасль и формируют входящую и исходящую (управленческие решения) информацию. Вся входящая информация вводится в автоматическом режиме, в случае отсутствие автоматизации ввода – ее автоматизируют. Специальный институт, на базе собранной информации, с помощью математических и статистических методов и моделей, выдает пути  решения разного рода задач, а также наиболее выгодные из возможных решений. Все расчеты будут производить постоянно, круглосуточно. В случае, если расчеты покажут критические значения - показатели (экономический кризис, рост или падение цен на ресурсы, общественные волнения, штормовые предупреждения и т.п.) у исполнительной власти уже будут на руках рекомендации к противодействиям критическим явлениям.

Приведу несколько примеров. Министерство по ЧС и акиматам поступают расчеты, что через 20-30 дней будет резкое потепление и начнутся паводки. Реки поднимутся на 1-1,5 метра. Это затопит 20% прибрежных поселков. МЧС и местным органам власти необходимо мобилизовать технику в данных районах. Подготовить 400 палаток, завести 20 тыс. тонн угля, 50 000 сухих пайков и т.п. В период эвакуации людей и их размещении во временных поселках, ожидается сильный ветер в данных районах и дальнейшее похолодание. Поэтому необходимо предусмотреть складирование теплых вещей, провести среди жителей и специалистов по ЧС по оказании первой помощи при обморожении и т.п. В данной ситуации, система выдаст решения для других министерств и ведомств и дальнейший прогноз, который можно будет использовать для корректировки республиканского и местного бюджета.

Или вот еще пример из области законотворчества. Можно построить математическую модель всех законов, положений и внутренних документов исполнительной власти. Эта модель позволит выявить юридические коллизии и белые пятна в наших законах. Сейчас в кабинетах Правительства и Парламента разрабатывают и совершенствуют множество законов и положений. Ведь проекты законов можно будет в окончательном варианте протестировать на данной математической модели, и она скорректирует ее и  покажет слабые места.

Что делать?

Чтобы успеть на вторую пятилетку развития, необходимо разработать стратегический государственный документ: стратегия или концепция. Она разрабатывается государственным органом с участием общественности и науки. После утверждения документа провести исследование в данном направлении, определить какие необходимы ресурсы для выполнения поставленных целей и задач. Затем разработать план мероприятий и сформировать бюджет программы. Если посмотреть на все эти этапы формирования, получается, что только формирование самой системы начнется через 3 года, а первые результаты можно будет увидеть через 2 года, после создания системы. Получается, через 5 лет можно будет  уже говорить об использовании кибернетики в системе управления государством. Необходимо будет открытие и развитие специальных учебных заведений, факультетов и курсов по подготовке и переучиванию кадров.

Понимаете, что открытие данного института кибернетики, даст государству громадное конкурентное преимущество, оперативность в решении и в реализации государственных целей и задач, усилится обороноспособность страны и т.п.  А самое главное – это поднимет науку и в целом государство  на особый  уровень.

Государство ищет инновации – вот эти инновации, которые необходимы как воздух.

Не думаю, что это фантастика – это уже настоящее.

 

Оцените пост

-7

Комментарии

-2
вряд ли того чтобы подсчитать палатки для потопа нужны суперкомпьютеры) и на самом деле там уже есть такие расчеты на разные случаи)
но в целом мысль понятна, и развитыми государствами в большей мере осуществляется, конечно не управление страной, а вот такие частности типа палаток)
и центр кибернетики нам конечно нужен) нужна и своя силиконовая долина, и научные городки, но к сожалению это пока упирается в нашу социалку и образование, которые больны, и пока они больны каких-то реальных вещей от кибернетики можно не ждать
-2
у нас на самом деле даже свой церн есть, и отдел К, и разведка компьютерная, хотя конечно работают он пока никак)
-8
про палатки я написал как пример. Ситуационные расчеты уже существуют и их делали еще в СССР. Но вот есть проблема, такие расчеты нужно проводить на постоянной основе - мир, экономика, погода, общество не стоит на одном месте, поэтому у одноразовых расчетах есть погрешности и достаточно серьезные.
0
это да) но что скажут компьютеры на завышенные или кривые стат данные которые у нас обычно служат для оправдания, популистики а не для реальных расчетов в достижении каких-то задач)
как та же средняя зп) туризм и прочее)
-8
На самом деле, моя идея заключается в том, что надо объединить все ситуационные центры, которые уже существуют. Их расширить и внедрить филиалы в государственные органы и компании. Наладить работу входящих и исходящей информации. И все это надо сделать под единым стратегическим документов и предоставить контроль над ним КП и АП
Показать комментарии