Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
22:21, 01 ноября 2013

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Очень часто мой трехлетний сын во время прогулки задает один и тот же вопрос: «Мама, ну почему здесь так грязно?». Ему всего три, и он не понимает, почему взрослые дяди и тети выбрасывают пустые бутылки не в урну, а на землю, почему дети такие же, как он и постарше фантик от конфеты кидают прямо на травку. Если честно, приходится изощряться, чтобы корректно объяснить ребенку свинское поведение людей. А вот ситуация: на улице, возле магазина молодая пара при всех и при собственном ребенке выясняют отношения. «Мама, почему они так кричат?», - с недоумением интересуется сын. И вот снова поиск правильного объяснения происходящего… Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. Еще летом этого года этой достаточно серьезной проблемой озаботились активисты общественного фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова». Тогда уроки этики в форме информационных кампаний и флэшмобов общественники провели на крупнейших рынках Алматы, а с началом учебного года о правилах хорошего тона рассказывают учащимся школ, колледжей и ВУЗов города.

Вот откуда берутся хорошие и плохие манеры у ребенка? Конечно же, из семьи. Факт: дети впитывают все как губка. Впоследствии, в самом неприглядном свете и при самых неожиданных ситуациях, могут проявить себя. Конечно, трехлетний малыш, скорее всего не осознает смысл бранных слов, которые он услышал на улице или еще хуже дома от собственных родителей, но отпечаток на репутацию семьи это все же отложит.

Скажи мне кто твои родители, и я скажу кто ты

Сегодня от пожилых людей то и дело можно услышать возмущения невоспитанностью подрастающего поколения, педагоги этому посвящают целые родительские собрания. Взрослые шокированы. Но чем? Ведь удивляться, по сути, не чему. Есть устойчивое и очень верное высказывание – дети – это отражение своих родителей.

- Агрессия, хамство, нетерпимость людей, будь то на дорогах, в общественных местах, в учреждениях обслуживания, выяснение отношений: «кто будет чьих» и кто имеет больше власти и денег; брань, ненормативная лексика, унижение человеческого достоинства – все это свидетельствует о катастрофической ситуации в культуре нашего общества, - отметила директор фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова» Дина Мухамедхан. - А грязь и мусор на улицах, в подъездах, в местах массового скопления людей, загрязнение природы (список можно продолжать) входят постепенно в сознание граждан. Произошла девальвация истинных ценностей. И это особенно опасно, если молодежь, не видя позитивного примера, воспринимает такую картину как норму. Значит, семья, образование, внутренняя политика не дорабатывают в концепциях, в осмыслении сути воспитания, в профессиональном использовании эффективного содержания и форм работы с молодежью.

На самом деле, дети не виноваты в том, что им чужды правила хорошего тона, в том, что их поведение взрослому поколению кажется слишком вольным. Воспитываясь в семье, считая ее членов представителями общества, в котором им предстоит жить, дети просто перенимают манеру поведения родителей, полагая, что именно она та самая общепринятая норма.

- По определению классика, «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И это – та часть культуры, которая называется личная и общая культура человека, которая формируется, прежде всего, в семье, - продолжила Дина Каюмовна. - Поведение родителей в семье, их речь, умение одеваться, накрывать стол, общаться с людьми формируют личную культуру ребенка, которую он привносит в свое детское общение, а затем и в общение молодых сверстников. Семья формирует для ребенка модель его поведения в обществе.

При этом общественники отмечают, роль образования в моделировании поведения будущего гражданина своей страны тоже важна, но оно следует за семейным воспитанием и призвано корректировать то, что не было заложено в семье, приобщать к вечным ценностям и готовить человека их сохранять и обогащать.

- Задача эта не их легких, но вполне разрешима, ведь образование, по нашему убеждению, является основой внутренней политики государства, а культура педагога и любого администратора от образования играет особую роль в развитии общей культуры человека – знании мировой и народной классики, музыки, искусства, - отмечает Д. Мухамедхан. - Знание и уважение правдивой истории и культуры народа – это та корневая основа, которая держит человека на земле, формирует привязанность к своему народу, любовь к родине. Иначе быть не может. В ситуации отсутствия таких ценностей, духовную пустоту быстро заполняет маргинальность – опасное явление для общества, проявлением которого и является безответственное отношение к земле, к людям и использование своей земли и людей как средства «другой жизни и берега дальнего».

Будем так любезны

Тот факт, что сегодня казахстанская молодежь демонстрирует большие успехи в творческом развитии, нельзя не признать. Участвуя в престижных международных конкурсах, фестивалях, занимая призовые места, она поднимает имидж страны. Но все эти успехи меркнут на фоне массового сознания и понятия культуры у молодых людей. Манера их поведения в обществе, в транспорте, по отношению к старшим – это огромная боль нашего современного общества. Сегодня найдется немного молодых людей, в подробностях знакомых и уж тем более учитывающих в своей повседневной жизни разнообразные «приемы благовоспитанности». Наверное, это и не нужно - ведь жизнь постоянно меняется, появляются новые правила и нормы поведения. Обязательный когда-то «великосветский» этикет в наш стремительный век вытеснен короткими «формулами» вежливости, но есть риск и их забыть. Проведенный общественниками социологический опрос показал, 80 процентов казахстанской молодежи не информированы об элементарных нормах и правилах поведения.

«Культура человека отражена в его поведении, которое, в свою очередь, влияет на социальное самочувствие граждан», - убеждены в общественном фонде «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова». В июне активисты фонда дали старт новому проекту, проведя две информационные кампании и флэш мобы на крупных рынках города. Для этого мероприятия была разработана информационная брошюра, методические материалы с цитатами и изречениями западных и восточных мыслителей о культуре человека, включающая такие простые и понятные правила достойного поведения, которыми надо уметь пользоваться.
- Рынки города для проекта были выбраны не случайно. Во-первых, это места массового скопления людей, в том числе молодежи, как занятой торговлей, так и посещающей рынки для покупок, а также и безработной молодежи, которые и стали нашей целевой группой. Во-вторых, целью акции было привлечение к проблеме широкого внимания общественности, - рассказала Дина Каюмовна. – К тому же, как ни прискорбно, но рынки – это места, не отличающиеся высокой культурой: грязь, мусор, бутылки, окурки… И, к сожалению, такое отношение к культуре быта стало чуть ли не нормой, хронической болезнью, с которой многие смирились, а истинной нормой – соблюдением чистоты и порядка в общественных местах – пренебрегают. Кстати, нелишне будет заметить, что очень похожую на рыночную картину часто можно наблюдать у входа в некоторые городские вузы. Именно поэтому нашими следующими участниками проекта стали учащиеся ВУЗов, колледжей и школ.

Тогда на рынках из рук неравнодушных к проблеме культуры поведения общественников порядка 800 человек получили информационные материалы, дополнительно более 300 прослушали мини-информацию о нормах культурного поведения. Однако не количество участников порадовало инициаторов проекта, а реакция людей на их необычную кампанию. «Молодые люди отнеслись к этому событию с интересом. Ведь мы стали привыкать к коммерческой информации, к рекламе товаров, и наших собеседников удивило даже то, что брошюры общественники передавали им в дар. Конечно, такую работу надо вести целенаправленно в семье, в учреждениях образования, в неправительственных организациях. Но, несомненно, полезной стала и наша кампания: она дала повод остановиться, осмотреться вокруг, задуматься о своей ответственности перед родной землей. Главным проявлением маргинальности, которая, к сожалению, присуща сегодняшнему поколению является оторванность человека от своих корней, от культуры, от народа: он воспринимает себя и землю, на которой живет и трудится, как временное явление, и соответственно этому формируется отношение к земле как временное и ни к чему не обязывающее. А ведь другой земли у нас не будет. Именно эта мысль в беседах с молодежью, как отмечали сами ребята, особенно зацепила. «Да, это правильно», «Надо чаще проводить такие мероприятия», «Я покажу брошюру братишке», «А я соседу передам», «Да, от нас многое зависит», «Не  уважаем себя, а хотим, чтобы нас уважали», – говорили они», - рассказала о летней акции Дина Мухамедхан.

Желание молодых людей узнавать и учиться хорошим манерам стали хорошим стимулом для представителей фонда продолжить начатую работу. С начала нового учебного года общественники проводят специальные тренинги на тему «Правила поведения в общественных местах. Знание закона и культура поведения» для студентов и школьников Алматы. Около 1500 школьников, студентов колледжей и вузов участвуют в этой работе фонда.

Задали тон!

В ВУЗы, колледжи и школы общественники наведываются не для того, чтобы прочитать занудную лекцию о правилах хорошего поведения. О том, как правильно себя вести за столом, в кафе, кинотеатре, в магазине или поликлинике студенты узнают в легкой почти игровой форме. Учащимся предлагаются различные интерактивные упражнения, которые они должны выполнить, дать свои комментария и сделать выводы. Возраст участников тренингов от 14 до 20 лет. Хотя общественники уверены, «семья – основа всех ценностей, положительных и отрицательных, которые дети несут в общество. Пример родителей – это модель поведения для ребенка. Кто-то из классиков заметил, что воспитанием ребенка надо заниматься, когда он находится еще в утробе матери. Да, культура родителей, наверное, передается, в какой-то мере, и на генетическом уровне».

- Ребята радостно встречают тренеров, с удовольствием включаются в новые формы работы, проводимые в непринужденной интерактивной форме, - рассказала Д. Мухамедхан. - Играя, активно участвуя в изучении предлагаемых нами материалов в малых группах, они усваивают суть культуры поведения человека в общественных местах, от которого зависит социальное самочувствие граждан, они делают мини выступления, учатся рефлексии. А главное, сами делают выводы, что у них хорошо, а чего в культуре поведения не хватает и над чем еще надо работать. Это главное.

К слову проект, направленный на повышения правовой грамотности, культуры поведения и соблюдение порядка в общественных местах молодежью фонд выполняет по заказу Управления внутренней политики Акимата Алматы. Общественники готовы на постоянной основе и более углубленно продолжать эту важную социальную работу, а при необходимости отправиться по всем регионам страны с наработанной моделью занятий с молодежью по культуре поведения. А вот вводить в школах новый предмет, который бы знакомил подрастающее поколение с тем как себя вести в обществе, они не считают нужным.

- Боюсь, что заорганизованность, как это уже происходило с разными другими «нововведениями», может только навредить. Кроме того, все гуманитарные предметы несут большой потенциал культуры. А дух культуры должен присутствовать в личности учителя, в атмосфере учреждений образования, в содержании и формах работы. И любой предмет, будь то математика, литература или экономика, имеет большие возможности для воспитания культурного человека. При этом педагог-мастер всегда найдет верный ракурс, интегрирует умело в содержание своего предмета вопросы культуры – личной, общей, профессиональной и гражданской. Ведь преподавание и воспитание на современном уровне этого и требует, - объяснила Дина Каюмовна.

 

Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы

0
477
0