ФИНАНСОВЫЕ ПУЗЫРИ КАЗАХСТАНА

G-git 2013 M11 2
4293
29
8
0

В последнее время в казнете и СМИ активно обсуждаются различные актуальные темы связанные с банками. Прежде всего, я имею в виду сообщения о угрозе возникновения "кредитного пузыря".

В последнее время в казнете и СМИ активно обсуждаются различные актуальные темы связанные с банками. Прежде всего, я имею  в виду сообщения о том, что в Казахстане существует угроза повторения сценария «кредитного пузыря». Об этом заявил Нурлан Жазылбеков  в депутатском запросе, с которым он обратился к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. и председателю Национального банка РК Келимбетову К.Н  на пленарном заседании в Мажилисе. Вкратце суть поднятой им темы такова;

«У банков же зачастую доля эффективной ставки по потребительским кредитам превышает 40%, тогда как в развитых странах аналогичные кредиты выдаются максимум под 10-12%», - отмечает депутат, - «В среднем на одного казахстанца сейчас приходится более 700 долларов потребительских кредитов. К сожалению, отслеживать целевое назначение беззалоговых потребительских кредитов невозможно. Банки практически этим не занимаются».

Между тем, темпы роста потребительских займов не подкреплены ростом доходов населения, который сильно замедлился с прошлого года. Так, за 12 месяцев к июлю 2013 года доходы казахстанцев выросли на 4,8 %, что на 6,9% ниже показателей 2012 года, и на 22,5% ниже 2011 года, отметил он.

Динамика изменения заработной платы в Казахстане по годам. Источник.

Другой проблемой, такой как прекращение ипотечного кредитования в РК пришлось заниматься лично премьер-министру Серику Ахметову. Фактически  банки второго уровня в сентябре свернули финансирование ипотеки, что связано с ужесточением требований Национального банка Казахстана. Понятно, что в таких условиях увеличение жилищного строительства невозможно. И ранее доля ипотечного кредитования в стране занимала 60-70%, по сравнению с 90% в развитых западных странах.

Динамика изменения цен на недвижимость. Источник.

Между тем, как отмечалось на расширенном заседании правительства РК, согласно предварительному прогнозу, объём неосвоения бюджетных средств составит порядка 150 млрд. тенге.Хронической проблемой стало удорожание бюджетных проектов. В 2012 году объёмы увеличения проектной стоимости составляли 40 млрд. тенге, а в текущем году – 60 млрд. тенге. По мнению Главы государства, вокруг разработки и пересмотра проектно-сметной документации сформировалась целая отрасль сомнительного бизнеса.

Чем же объясняются эти тревожные сигналы казахстанской экономики? Как считают эксперты, прежде всего население отпугивают высокие проценты предлагаемые банками. Другой причиной является отсутствие у банков "длинных" денег. Ведь ипотека предполагает длительные сроки кредитования, а такие сроки казахстанские банки предоставить не могут. Есть еще одна, на мой взгляд, самая основная причина проблем ипотечного кредитования - высокая стоимость жилищного строительства.

Что касается высоких ставок банковского кредитования, то я уже подробно останавливался на этой теме в статье "Голландская болезнь в Казахстане". Отсутствие у казахстанских банков "длинных денег" также вполне объяснимо.После ряда скандалов с казахстанскими банками, а также учитывая продолжающуюся рецессию в мировой экономике, возникли проблемы с внешними источниками кредитования, а потенциальному кредитору - Национальному банку просто запретили внутреннее фондирование коммерческих банков. А вот на третьем пункте - высокой стоимости недвижимости стоит остановиться подробнее.

Странно, но никого не удивляет тот факт, что стоимость квадратного метра жилья где-нибудь в областном центре Казахстана, стоит больше чем, к примеру, в пригороде Парижа. Почему, так произошло? Понятно, что такое повышение стоимости недвижимости не могло не быть искусственным. Но, каким образом?

Начать надо, пожалуй, с ...переноса столицы.В декабре 1997 года столица Казахстана была перенесена из Алма-Аты в Акмолу, тогда областного города в центре республики. К середине 1990-х годов г. Акмола являлся промышленным и  культурным центром областного значения, но инфраструктура города не соответствовала новому столичному статусу и требовала значительного развития.После принятия Верховным Советом решения в течение двух лет шла подготовительная работа. Для интенсификации строительства и развития инфраструктуры в 1997 г. в городе Акмоле была создана Акмолинская специальная экономическая зона, которая в значительной степени способствовала развитию новой столицы. По Указу Президента РК от 20 октября 1997 года город Акмола с 10 декабря 1997 года был объявлен столицей республики, и тогда же началась передислокация государственных органов в Акмолу (с 6 мая 1998 года - Астана).

Под общим руководством академика Международной Инженерной академии Республики Казахстан Кулибаева А.А были разработаны строительные нормы и правила по строительству в сейсмичных районах (СНиП 1.2-4-98. В настоящее время действует СНиП РК 2.03-30-2006). О масштабах сейсмической опасности в Казахстане можно судить по карте сейсмического районирования (СР), задача которой состоит в предсказании места возникновения и интенсивности будущих сильных землетрясений. . Согласно этой карте около 25 % территории республики отнесена к сейсмической опасной зоне, где возможны землетрясения с интенсивностью 6 и более баллов . Как видно из карты, сейсмоопасные зоны располагаются в южных и юго-восточных районах Казахстана, центральная, западная и северная часть республики отнесены к асейсмичным зонам.

Однако анализ сейсмологических данных ряда международных и отечественных служб, выполненных в последние годы, позволил установить наличие очагов землетрясений в местах (в частности, в Центральном и Западном Казахстане), которые по карте сейсмического районирования считаются асейсмичными, причем  магнитуда некоторых из них превышает 4,0 и более (интенсивность до 6 баллов)

Перенос столицы в Астану задал темп строительному буму. Существенным фактором удорожанием гражданского и промышленного строительства в целом по республике стало выполнение норм по сейсмобезопасности. Понятно, что вместо относительно недорогого кирпичного строительства, в соответствии с требованиями нового СНиП, пришлось строить сооружения из монолитного железобетона.Как известно, более 50 % сметных расходов при таком строительстве занимает цемент. А в период с 1998 года по 2010 когда велось строительство основных объектов Астаны, в целом по республике они возросли многократно. При этом, по данным консалтинговой компании Tenir-Project в абсолютном выражении цена цемента с 15-20 долл. за тонну в конце 90-х годов достигла наиболее высокого уровня  к 2008 г.  в 250 долл., в то время, как в Узбекистане она была на уровне 115 долл. Возросшие цены на цемент в 2002-2007 годах, объяснялись  ростом экономики и активизацией жилищного и гражданского строительства, при одновременном введении квотирования на ввоз дешевого цемента  с территории соседних республик.

Динамика изменения цен на цемент в процентах к предыдущему периоду.Источник.

По данным из открытых источников, по крайней мере, активы четырех из семи давно действующих в РК цементных заводов  полностью или частично контролируются из единого центра. Собственники отечественных заводов предпочитают себя не афишировать, как это часто бывает с инвесторами.

Чтобы оценить масштабы оттока капитала и заодно определить источник столь солидных вливаний, необходимо определить общий объем инвестирования в столицу. Согласно заявлениям руководства страны в 2008 году, на строительство Астаны за 10 лет было потрачено более 12,5 миллиардов долларов США. До 2012 года планируется инвестировать еще 10 миллиардов долларов США.Так, в одном из своих выступлений президент Казахстана, говоря о перспективах дальнейшего развития Астаны, подчеркнул:

«Планы очень большие…За эти годы инвестиции в Астану составили 1 триллион 500 миллиардов тенге». В пересчете по текущему курсу это 12,5 млрд. долларов. Скорее всего, последняя сумма более близка к реальности. Эксперты утверждают, что в город вложено «… 13 млрд. долларов, и эта цифра – нижняя граница оценки, поскольку поразительные темпы роста частных инвестиций с трудом поддаются оценке». (Новый Дели, 12 июня 2008 г.). Предположительно,  только в правительственный квартал было инвестировано 5 млрд. долларов США.

В 2005 году на ІII Всемирном Курултае казахов Н.Назарбаев утверждал следующее: «Что касается тех зданий, сооружений и объектов в Астане, которые вы успели увидеть за время своего приезда, то они построены за счет внебюджетных источников, главным образом – иностранных инвестиций».

Согласитесь, достаточно сложно понять, на что рассчитывали бы казахстанские или зарубежные инвесторы вкладывая гигантские средства в проект под именем «Астана», если непонятен сам принцип окупаемости инвестиций при отсутствии на то гарантий и особых преференций со стороны руководства страны. Вероятно, в чем-то прав «венский отшельник», отрицая наличие зарубежных фондов и арабских принцев, которые финансируют строительство Астаны: «сначала деньги выводятся из страны, и только затем часть из них возвращается, чтобы быть израсходованной на очередные архитектурные идеи нашего президента».

Фото с сайта http://www.mabetex.eu

Частично это подтверждается историей со скандально известной фирмой «Мабетекс». По всей видимости не случайно, эта фирма выиграла ряд тендеров на строительство престижных административных объектов в Астане, в том числе – резиденции президента РК, зданий правительства и парламента, а также тендер на реконструкцию здания центрального универмага в Астане.

Фото с сайта http://www.mabetex.eu Крайний справа - Беджет Паколли.

Фактически владелец фирмы Беджет Паколли приобрел крупнейший торговый комплекс столицы в обмен на инвестиции в его реконструкцию. При этом Паколли заявил на пресс-конференции в Астане, что Казахстан имеет долг перед «Мабетексом» – 15 миллионов долларов. Это, по словам Паколли, «беспроцентный кредит, который компания «Мабетекс» выделила властям Казахстана на 10 лет на строительство Астаны».

По всей видимости тогда же появилась версия популярного в те годы анекдота:

Решили в Казахстане новую столицу построить. Объявили тендер.
Приходит чех. - Сколько вам надо зелени на стройку? - Три ярда. - Почему три ярда? - Ну... ярд на стройматериалы, второй - на зарплату, и еще ярд ¬ будет моей прибылью.
Тут приходит финн: - Скока? - Шесть - Почему? - Два на стройматериалы, два на зарплату и еще два будут моей прибылью. Чинуши сидят и чешут репу.
Но тут заявляется албанец: - Скока? - Девять - Почему? - Три ярда тебе, три ярда мне, а остальные три ярда чехам. Нехай строят.

Таким образом, приблизительная оценка общего объема инвестиций в строительство Астаны составляет 23-24 млрд. долларов. Естественно, цены на квадратный метр в гражданском секторе автоматически экстраполировались и на сектор жилищного строительства, тем самым сформировав раздутый кредитный портфель казахстанских банков. Учитывая вышесказанное, теперь можно представить размер финансового пузыря на рынке недвижимости Казахстана. А принимая во внимание близкое вступление Казахстана в ВТО в течение ближайших двух месяцев, угроза того, что финансовый пузырь может лопнуть усиливается многократно.

Для того, чтобы утилизировать излишки платежного баланса, обусловленного нефтяными доходами и поддержать на плаву экономику Казахстана, необходимо было срочно найти выход из сложившейся ситуации. Проще говоря, понадобился не менее грандиозный план, чем проект Астана. И таким проектом стал EXPO-2017. Как стало известно, 16 октября 2013 «...Глава государства одобрил архитектурный эскиз выставочного комплекса, разработанный компанией Adrian Smith + Gordon Gill Architecture, объявленный техническим советом в качестве победителя архитектурного конкурса эскиз-идей», - сообщила пресс-служба Акорды.

Фото с сайта http://www.expo2017astana.com

По словам Председателя Технического совета конкурса Джереми Рифкина, проект Adrian Smith+Gordon Gill Architecture является наиболее приемлемым как с точки зрения устойчивого развития и архитектурно-художественного облика, так и с точки зрения его дальнейшего использования после проведения выставки ЭКСПО-2017. А по предположению Айдара Марата, Главного Архитектора Проектов, BA, MArch, департамента архитектуры и дизайна АО «НК «Астана ЭКСПО-2017», после проведения выставки "в эти здания переедут министерства, образовательные организации, возможно, часть Назарбаев Университета, лаборатории, специальные центры исследований, будут находиться жилье для студентов и преподавателей, детские сады, школы. Комплекс должен стать своего рода инновационно-технологическим парком». Согласитесь, весьма "привлекательная" цель для инвестиций.

Между тем, по разным оценкам, выставку EXPO-2017 в Астане могут посетить от 4 млн. до 7 млн. человек, сообщает издание kapital.kz , со ссылкой на  Exclusive.kz. Анализ специализированных выставок последних лет, проведенный Exclusive.kz, показывает, что один посетитель «приносит» в доход около 130 долларов. То есть доход EXPO 2017 может составить от 520 млн. до 910 млн. долларов.

Цена одного входного билета на выставках последних лет составляла около 30 долларов. Например, выставку в Шанхае в 2010 году посетили свыше 73 млн. человек. Организаторам мероприятие принесло прибыль в 12 млрд. долларов. Доход среднего бизнеса увеличился, по крайней мере, на 20%. Отличные показатели для демонстрации возврата инвестиций, но с небольшим уточнением – только в Шанхае проживает 25 млн. человек, отмечается в сообщении Exclusive.kz.
А в 2000 году всемирная выставка в Ганновере оказалась убыточной: размер убытков составил порядка 1,2 млрд. евро. Вместо ожидавшихся 40 млн. посетителей на выставку пришло всего 18 млн. В городе проживает 500 тыс. человек, а во всей Германии – 82 млн. В общем количестве удельный вес иностранных посетителей составил 17%. При этом 57% из них составили посетители из Европы, 43% представители из других континентов. Около 22% составили посетители из Ганновера и прилегающих к нему регионов.
Убытки Ганноверской EXPO стали причиной того, что Франция, организатор следующей выставки, отказалась от проведения EXPO 2004 в Сен-Сен-Дени.
Уточненный бюджет мероприятия EXPO-2017 Кайрат Келимбетов обещал составить к концу 2013 года. Пока известно, что из бюджета будет выделено 250 млн. евро на строительство инфраструктуры, коммуникаций и подготовку места проведения.
Кроме того, планируется привлечь около 1 млрд. евро на строительство павильонов и гостиниц. Целевой трансферт из Нацфонда в сумме 150 млрд. тенге  предусматривается на реализацию крупных инфраструктурных проектов и подготовку к проведению EXPO.
В целом в проекте закона «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы» предусмотрено, что гарантированный трансферт из Национального фонда составит 1 380 млрд. тенге ежегодно.
В связи с завершением действия Закона о трансфертах общего характера на 2011-2013 годы определен объем бюджетных субвенций и изъятий на 2014-2016 годы. Бюджетные изъятия определены в объеме в 2014 году – 144,3 млрд. тенге, в 2015 году – 195,5 млрд. тенге, в 2016 году – 264,2 млрд. тенге.
Объемы бюджетных субвенций: в 2014 году – 980,7 млрд. тенге; в 2015 году – 907,7 млрд. тенге; в 2016 году – 839,9 млрд. тенге.

Финансовый пузырь продолжает надуваться.The Show Must Go On.

Оцените пост

0

Комментарии

2
Живем по принципу: после нас хоть трава не расти
-5
Смешно! Хорошие цифры, и как бы опасения серьёзные: - почти как "там"))) Одного я не понял, какова доля казахстанцев в этом во всём? Поскольку нигде не говорится - сколько же людей в Казахстане пользуется кредитами. Рассуждается - как же с ними быть...
А сколько их, в данной статье, абсолютно не важно!!!
Если их 6 человек на весь Казахстан, то это смешно. А если их человек 50, то это уже серьёзней)))
Полагаю, что и сама статья является пузырём. Поскольку доля населения, которая пользуется кредитами вряд-ли превышает отметку в 10% от общего количества казахстанцев. Поэтому - надуманный пузырь, выдуманная проблема, которую - "ну почему бы не порешать")))
-8
Благодарю за комментарий. Весьма дельное замечание. Но если по существу, автор не ставил себе задачу заниматься сбором статистической информации. Предполагается, что читатель интересующийся данной проблемой, хотя бы немного "в теме". Цель была несколько иной - раскрыть механизм образования финансового пузыря и его причины.Статистики по количеству людей пользующихся кредитами, на сколько мне известно, не ведется. Но коль Вас интересуют не сколько количество людей, а подтверждение, что такая проблема существует, то пожалуйста.
По данным Нацбанка РК, за январь 2013 года объем потребкредитования вырос на 1,5%, или на 22,9 млрд тенге. В разрезе статистики, за месяц потребительские кредиты составили 21% (104 млрд тенге) от всего объема выданных кредитов, хотя даже в период потребительского бума 2007-2008 годов доля этого вида кредитования в портфелях БВУ не превышала в среднем 16%.
За последний год номинальные доходы выросли на 12%, а потребительское кредитование - на 45%. Подобное соотношение говорит о том, что как минимум треть потребительских кредитов со временем превратится в "плохие" кредиты, подпортив портфели БВУ и создав ситуацию кредитного "пузыря". Такой прогноз представил "Къ" директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. www.kursiv.kz
-5
Взаимно, благодарю за разъяснения. Но...
Если средне-европейские показатели колеблются на уровне 50-70% трудоспособного населения, то в Казахстане, думаю, в лучшем случае 1-2%. Я о тех, кто пользуется кредитами. Суммы тут ни при чём. 104 млрд тенге вполне могли взять в кредит всё те же 5 человек. Уж извините)))
И я говорю об актуальности проблемы. В этом и разница! Если вы ставите проблему государственного масштаба, то это должно касаться хотя бы трети населения. А если вы преследуете корпоративные интересы, то тогда это смешно. Тем более, сравнивать со ставками кредитования в развитых странах)))
Вот когда кредитами будет пользоваться хотя бы каждый третий казахстанец, вот тогда и будет это интересно обсуждать. Кстати, если Казахстан до этого дойдёт когда-нибудь, то тогда и ставки кредитования будут рыночными, а не диктуемые "корпоративными" интересами...
А вы просто в очередной раз пытаетесь надуть пузырь на пустом месте. Уж извините, то это явно бросается в глаза)))
-7
Меня подобная статистика также интересует как и Вас. Как я уже сказал, по неизвестной мне причине, количество людей пользующихся кредитами, не публикуется. Можно сказать, сколько взято кредитов в тот или иной период, но какое количество людей, я к сожалению, выяснить не смог. Но, думаю эта цифра составляет не менее 30% трудоспособного населения. Есть еще одна причина, по которой, нельзя полностью положиться на статданные. Почему? К примеру количество безработных в Казахстане. Есть цифры официальной статистики. Но куда отнесли 3 млн. самозанятых? Отсюда непонятно количество трудоспособного населения.
Что же касается самой проблемы финансовых пузырей, то она реально существует и об этой проблеме говорят все большее количество экспертов. Но, говоря об этой проблеме, как правило, указывают только две причины - высокую ставку и остутствие "длинных денег". Я же попытался показать и третью причину - высокую стоимость недвижимости. И на мой взгляд, на сегодняшний день, это самый существенный фактор.
Кстати, добавил ссылки.
Показать комментарии
Дальше