[В кино] Гонка / Rush

Аманжол Смагулов 2013 M10 31
2047
8
7
0

Жги резину, пока горячо! Рецензия на фильм Рона Ховарда "Гонку" - лучшую картину в истории об автоспорте.

Фильм повествует о сезоне "Формулы 1" 1976 года, в котором схлестнулись в неукротимой борьбе два самых выдающихся на тот момент автогонщика - Джеймс Хант и Никки Лауда.

Часто ли нам приходилось слышать рев моторов и видеть колыхающиеся пестрой волной гоночные флаги в завораживающей темноте кинозалов? Именно про спортивные гонки, а не уличные, за которые отвечает всем известная долгоиграющая франшиза «быстрых и яростных», не то что хороших лент, а просто снятых кинокартин днем с огнем не сыщешь. Если не ступать в документальный жанр, где есть замечательные представители, то в голову помимо «Дней Грома» Тони Скотта отъявленно ничего более не приходит. Можно, конечно, навскидку припомнить «Гонщика» со Сталлоне или, да простят меня читатели, «Спид Рейсера», где, в общем-то, тоже про гонки как спорт, но оба фильма ничего выдающегося не показали. А меж тем, задолго до нынешней «Формулы 1», достигшей пика уровня безопасности и ставшей уделом натренированных дисциплинированных спортсменов, пришедших на смену бесстрашным слепым храбрецам, залезающим, как выражаются в фильме, в «гроба на колесах», на пылающих от жженой резины кругах царило вездесущее присутствие смерти. В крутых поворотах, во взрывной близости машин и в самих болидах. И та часть истории автогонок хранит в себе одно из самых упоминаемых, исторических и любимых прессой противостояний – австрийца Никки Лауда и британца Джеймса Ханта.

Именно про борьбу этих двух гонщиков Рон Ховард, мастеровитый труженик, очень часто работающий  над около-биографическими фильмами («Нокдаун», «Игры Разума», «Фрост против Никсона») снимал «Гонку». И если раньше ремесленнический характер работ режиссера, связанных с реальными событиями, способствовал появлению на свет очень хороших, интересно рассказанных лент, однако представляющих из себя, обязательно вдумчивое, но сухое прочтение вслух, то «Гонку» автор не читает, а безудержно профессионально и искренне красноречиво поет. Ховард, кажется, влюбившись впервые за долгие годы в предоставленный материал, вспомнил какую-то свою исконно личную причину, по которой тот пришел в мир кино. Потому что в искусно стилизованной под пленку (время событий  в фильме – 70-е) новой картине режиссера наконец-то прослеживается личное участие, заинтересованность. Профессионализм Рона Ховарда никогда не вызывал споров и все его признание более чем заслуженное, но когда подкрепленному опытом и ясному умному режиссерскому взгляду сопутствует столь пылкая любовь к поднимаемым теме и истории – мы, зрители, получаем великолепный шанс смотреть потрясающее кино, каким и является «Гонка».

Хотя отношение к соперническому конфликту Ховард выражает через общепринятую призму, сосредоточение акцентов фильма строится на характерах, на двух диаметрально противопоставленных образах Лауды и Ханта. В то время как гонщики не вскользь, а напрямую выражали негодование об их раздутом поп-культурой противостоянии, рассуждая здраво о том, что соперниками друг другу являются все спортсмены, общество пытливо искало в их отношениях что-то отъявленно враждебное. И от фильма, пожалуй, не стоит ждать глубокого анализа вышесказанного – вот здесь Ховард действует по старинке, не вливая персональное видение и это только хорошо. Любая претенциозность и угловатость восприятия уничтожила бы чистое напряжение, воссозданное в фильме на голых фактах, а ведь этого дорогого стоит – рассказывать истории с известным финалом так интересно можно двумя способами. Первый – использовать тематику лишь как фон («Социальная Сеть» Финчера) и второй, «оркестровый» способ – раздуть все известное до гиперболизированных образов, тем самым возведя в абсолют все эмоции и чувства, лежащие в основе реальных событий. «Гонка» же где-то посередине, и не это ли делает фильм замечательным?

Авторам удалось восстановить цепочку всех этапов гоночной борьбы Лауда и Ханта в бодром непровисающим темпе, тем самым позволив биографическому лейтмотиву фильма, пускай он и про нескучный автоспорт, литься так плавно и быстро, что зевать не придется. Год за годом, трасса за трассой. Но сами гонки, снятые неприлично и бесподобно красиво, здесь, ни разу не являются самоцелью. Прохождения десятков кругов на наглой, не вяжущейся  с жизнью скорости – эффектнейшие вставки между закулисными мизансценами: Лауда приходит в Феррари, Хант на очередной вечеринке и еще вереница эпизодов, где что Хэмсворт, что Брюль играют чудесно. Здесь больше нет характеров. С этой столь выпуклой централизацией, Ховард взывает зрителя прочувствовать вовсе не просто борьбу двух нарекаемых заклятыми врагами спортсменов. И вот тут, кроется самое главное проявление появившегося у авторов незамутненного интереса к истории.

Возможное преувеличение черт характера Никки Лауда и Джеймса Ханта – средство, которое можно воспринимать как неприкрытое подыгрывание конфликту другому, куда более глубокому. Конфликту двух гипертрофированных, крайних характеров мужчин. Один – расчетливый, хладнокровный и разумный, второй – яростный, бесстрашный и расточительный – образов настолько полярных, что их существование порознь просто невозможно. Они как два болида, внешне максимально разных, но внутри – идентично следующих к одной цели – пересечь финишную черту. Меж ними рождается магнетизм противоположностей, романтичный прообраз беспощадно бессмысленного мужского стремления противостоять смерти. Потому и называется фильм двусмысленно – «Rush». И ведь когда-то, садясь в жестяной каркас на колесах, Лауда и Хант делали именно это – неслись на сотнях лошадиных сил, не чтобы подразнить смерть, а во имя жизни.

Итог: лучший существующий фильм о гоночном автоспорте в расцвет его безумного азарта и одна из главных лент в карьере режиссера, блестяще снятая в стилистике 70-х и великолепно сыгранная исполняющими главные роли актерами Хэмсвортом и Брюлем, оказался еще и явственным отображением одной большой черты мужской природы. За столь интересное, прямое, смелое и запомнившееся кино -

Браво, Ховард!

Аманжол Куанышев

 

P.S.

Никки Лауда и Джеймс Хант.

 

Оцените пост

7

Комментарии

0
Моя личная рецензия - совершенно неинтересный фильм, который просто неприятно смотреть. В отличие от того же "Гонщика", хотя я плохо уже помню его.
2
Тоже хотела написать рецензию на этот фильм) Мне он понравился, хотя я не люблю такой жанр. Фильм впечатлил, Никки Лауда по фильму вышел очень классным человеком
0
А куда делись другие комментарии?.. Странно так.
Модератор модерировал?
я тут не при делах.
0
пару я удалил, там порно-реклама была или какая-то другая, в-общем реклама)
0
аа, ну тогда спасибо, Рома!
Показать комментарии
Дальше