«Когда я пришел в себя в медпункте после первой аварии, первое лицо, которое я увидел, было лицо Айртона со слезами на глазах. Я никогда не виделся с Айртоном прежде. Мне показалось, что он чувствовал, как будто мой несчастный случай был подобен одному из его собственных. Он помог мне много в моей карьере, и я не могу найти слов, чтобы описать эту потерю».
Цитата бразильского автогонщика Рубенса Баррикелло, бывшего пилота "Формулы-1".
К цитате вернемся чуть позже...
Никогда не интересовал автоспорт, включая знаменитый чемпионат «Формула-1». Но после просмотра фильма «Гонка» появилось не только уважения к нему, но и желание узнать о нем больше. Оказывается, это целая жизнь. Полная переживаний, опасностей, скорости. По крайней мере, такое впечатление производит картина. Фильм основан на реальных событиях и показывает один отрезок - 70-е годы XX века – золотое время «Формулы 1». Именно в этот период машины стали преобразовываться, достигая небывалых скоростей. И эта смесь опасности и опьяняющей скорости, новых в то время технологий, машин и бесстрашных гонщиков толпами привлекала зрителей. И, следовательно, деньги и спонсоров. В «Формулу-1» потекли деньги табачных компаний, обычные парни за рулем быстро превращались в суперзвезд, а любители — в профессионалов.
Еще больше в фильме захватывает история двух гонщиков, двух судеб, двух соперников и в то же время двух товарищей.
Стоит отметить и внешнее сходство актеров и реальных героев фильма: рассудительного Ники Лауды и плейбоя-гуляки Джеймса Ханта.
Ники Лауда - трехкратный чемпион мира
Джеймс Хант - чемпион мира 1976 года
Даниэль Брюль в роли Ники Лауды
Крис Хемсфорт в роли Джеймса Ханта
Ники Лауда после аварии и Джеймс Хант
Кадр из фильма "Гонка"
Удивительная история. И почему ее экранизировали только сейчас?
Больше всего запомнились фразы: «Чем ближе к смерти, тем острее чувствуешь жизнь», «Каждый год двое из нас погибают».
Это поразительно, насколько люди могут любить гонки и рисковать ради них жизнью. И даже не просто рисковать, а измерять этим риском жизнь.
Автогонки всегда считались одним из опаснейших видов спорта.
За время существования Формулы-1 погибли 46 пилотов, 32 из них погибли непосредственно в заездах чемпионата мира, ещё 10 погибли в тестовых заездах, а 5 пилотов погибли в гонках, не включённых в чемпионат мира.
Больше всего смертей приходится на 1950-е – первые годы проведения чемпионата.
Одни из первых, кто отдал жизнь «Формуле-1».
Раймон Соммер (1950)
Чет Миллер (1953)
В 1970-х их число возросло. Скорость машин неконтролируемо росла, новинки не успевали толком пройти испытания, автодромы устаревали на глазах и автоспорт становился все более опасным. Происшествие могло случиться с кем угодно и когда угодно: с зеленым новичком или опытным чемпионом, на тестах или в гонке.
Один из них Йохан Риндт – австрийский автогонщик – единственный участник «Формулы 1», ставший чемпионом посмертно. Он разбился при проведении Гран-при Италии, но заработанных на предыдущих этапах очков хватило для завоевания чемпионского титула.
Йохан Риндт
Один из последних пилотов, разбившихся на гонках, был Айртон Сенна – многомиллионный любимчик поклонников «Формулы-1». Пресса дала ему прозвище «Волшебник». Многие называют его легендой. Сенна погиб в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино в Имоле (Италия). Его машина врезалась в бетонную стену, и он погиб от перелома черепа. В документальном фильме «Сенна» говорится, что на его теле не было ни одной сломанной кости и даже ни одного синяка, то есть если бы роковой кусок подвески прошёл чуть выше, Сенна бы просто вылез из машины и пошёл в боксы. Если бы в то время использовали современные средства безопасности, которые ограничивают перемещение головы относительно плеч, то, исход аварии был бы иным.
Машина Айртона Сенны (1994)
После того как Сенну увезли в больницу, гонка была возобновлена. В ней победил Михаэль Шумахер. Некоторые медики и гонщики считают, что Сенна умер сразу же после аварии, и его транспортировка в больницу была бессмысленной. Организаторы гонки якобы пошли на это, чтобы возобновить гонку. А объяви они о смерти гонщика немедленно, гонку пришлось бы остановить, и организаторы, включая FIA, понесли бы серьёзные убытки. Официально эта точка зрения опровергается. По итальянским законам в случае гибели гонщика необходимо немедленно прекратить соревнования и закрыть автодром. Возможно, в этом и кроется истинная причина сокрытия времени смерти.
Многие считали стиль вождения Сенны слишком опасным и говорили, что для него победа важнее жизни. Некоторые говорили, что ради победы в гонке Сенна был готов на многое, в том числе даже на неблаговидные поступки.
В то же время, когда дело не касалось его личной борьбы на трассе, Сенна не раз помогал другим гонщикам. Например, в 1992 году на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии, во время квалификации Эрик Кома попал в тяжёлую аварию, где все гонщики ехали на очень высокой скорости. Сенна, увидев это, остановил свою машину, вылез из неё и с риском для жизни побежал к разбитой машине Кома, успев отключить на ней электропитание до того, как начался пожар.
Вне трассы Сенна отличался мягким характером, был гуманистом и религиозным человеком.
«Когда я пришел в себя в медпункте после первой аварии, первое лицо, которое я увидел, было лицо Айртона со слезами на глазах. Я никогда не виделся с Айртоном прежде. Мне показалось, что он чувствовал, как будто мой несчастный случай был подобен одному из его собственных. Он помог мне много в моей карьере, и я не могу найти слов, чтобы описать эту потерю», - сказал Рубенс Баррикелло, бразильский автогонщик, после смерти Айртона Сенны.
Он был очень обаятелен, за что его любили и журналисты, и болельщики во всём мире. Многие из общавшихся с ним говорили, что его улыбка и голос производили почти гипнотическое действие.
Незадолго до смерти Айртон Сенна создал благотворительный фонд Ayrton Senna Foundation, целью которого была помощь бедным молодым людям в родной Бразилии и в других странах. По завещанию к этому фонду перешло всё его состояние, которое на тот момент составляло более 400 млн долларов.
Айртон Сенна – трехкратный чемпион мира «Форсулы-1».
И, конечно, нельзя не упомянуть Михаеэля Шумахера. Его имя даже стало нарицательным и известно тем, кто далек вообще от каких-либо увлечений спортом. "Шумахер" стало неизменным олицетворением скорости.
Михаэль Шумахер – семикратный чемпион мира, двукратный вице-чемпион мира и трижды бронзовый призёр, обладатель многочисленных рекордов «Формулы-1», например, таких как: рекорд по числу побед (91), подиумов (155), побед за один сезон (13), быстрых кругов (77), а также и чемпионских титулов подряд (5).
Следите за главными новостями спорта на сайте sk-sport.kz