Минская договоренность лидеров стран Таможенного союза подписать в мае будущего года Договор о создании Евразийского экономического союза свидетельствует о том, что дело интеграции выходит на финишную прямую.
Но, вместе с этим, встреча показала, что не все идет гладко и имеются достаточно серьезные разногласия. Судя по сообщениям СМИ, особое недовольство выражал наш президент. И этому, как мы знаем, есть причины. Пока от ТС у нас больше минусов, чем плюсов; казахстанские производители сталкиваются с трудностями на российском рынке; основной партнер заведомо создает препоны для наших товаров, существуют ряд и других нерешенных проблем. Сама работа Евразийской комиссии тоже вызывает много вопросов.
Высказал свои претензии по поводу таможенно-тарифной политики РФ и Александр Лукашенко. По его утверждению, Россия не только установила для себя огромное количество изъятий из действующих норм и правил ТС, но еще их увеличила. Видимо, такая совместная позиция была согласована во время его недавнего визита в Астану. Казахстан и Белоруссия считают, что у всех членов должны быть одинаковые условия без всяких изъятий и оговорок. Образно говоря, мяч на стороне России и ей придется уже реагировать более предметно, а не ограничиваться общими словами об интеграции. Иначе у других и оптимизм поубавится, и процесс может затянуться.
Кроме того, Астане и Минску не очень нравится политика Москвы по расширению Таможенного союза. Нурсултан Назарбаев, сказав о желании Турции вступить в ТС, продемонстрировал такой асимметричный ответ России, заранее давшей Еревану обязательства по членству в ТС.
Безусловно, для России вступление Армении и Кыргызстана носит больше политический характер. Казахстан и Белоруссию, у которых имеются свои нерешенные вопросы в рамках ТС, такая спешка по разным объективным причинам, включая и финансовые, не очень устраивает.
Если гипотетическое членство Анкары в ТС представить, как некий противовес России, то это, как челночный бизнес из Китая когда-то, может «размыть» экономику всех членов ТС. Как известно, любой таможенный союз это форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Вьетнам, Сирия и Индия звучит хорошо и будет выглядеть презентабельно, но будем реалистами. Во всяком случае, нужно сначала до 2015 года решить свои проблемы, а потом как говорится «как масть ляжет».
Не будем также забывать, что нам еще и ВТО вступить надо.