Стены плачут

24684
8
0
7

Фрески, барельефы и мозаики, выполненные в стиле соцреализма, не относятся к охраняемым объектам культурного наследия. И они медленно умирают.

Фрески, барельефы и мозаики, выполненные в стиле соцреализма, не относятся к охраняемым объектам культурного наследия. И они медленно умирают.

Стена – это поверхность, которая всегда на виду. Человек использует ее с пещерных времен – для передачи информации и самовыражения: признания в любви, ненависти. Во времена Хрущева и проводимой им массовой застройки, стены жилых домов стали одним из инструментов агитпропа. Изображения на советских зданиях были выполнены в разных техниках: от двухцветных грубых мозаик до сложных многоцветных полотен и объемных барельефов. Картины славили трудовые свершения, науку, образование и мир во всем мире. К созданию масштабных произведений привлекались профессиональные художники, а сами фасады были выполнены из разноцветной штукатурки, мозаики – из кусочков смальты, стекла, керамики. Многие из этих полотен погибли вместе со зданиями, на которых они находились. Некоторые продолжают разрушаться. Но большое количество фресок и по сей день можно увидеть в отличном состоянии. Они, как призраки ушедшей эпохи, напоминают о несуществующей стране, частью которой когда-то являлись.

 

Мозаика, служащая указателем на въезде перед шахтой "Долинская", Карагандинская область. Выполнена из цветного стекла и кафеля. На каске шахтера когда-то располагался настоящий фонарь и светился.

 

Мозаика, иллюстрирующая труд, дружбу народов и науку. Дом Культуры, г. Каркаралинск, Карагандинская область. Даже в поселках и небольших городах декоративная отделка фасадов была обязательным элементом дизайна общественных зданий, построенных в 1960-70-х годах.

 

Масштабная мозаика на стене Дома Союзов в центре Караганды иллюстрирует единство рабочего класса.

 

Часть комплекса сложнейших барельефов в административном центре Караганды. Барельефы выполнены с портретной точностью и сохранились в хорошем состоянии.

 

Барельеф на здании бывшего управления Водоканала, г. Караганда. Скульптор: Юрий Гуммель, автор самого масштабного памятника Ленину в Караганде. Ныне проживает в Германии, куда уехал с семьей в 90-х годах.

 

Фрагмент комплекса мозаик на Доме Союзов и здания ЦентрКазНедра – самого масштабного полотна в Караганде. Сохранились в отличном состоянии.

 

Мозаика на здании административно-бытового комплекса шахты "Долинская". Шахта подготовлена к ликвидации.

 

Фреска из разноцветной штукатурки на стене заводского здания в Караганде. Обращает на себя внимание сложностью композиции и точностью подбора цветов.

 


Фреска на фасаде одного из цехов завода НКМЗ, г. Караганда. Огромная территория завода, расположенного в самом центре города, уже много лет заброшена.

 


Редкое сочетание мозаики и барельефа, г. Караганда.

 

В мозаике с шахтером использовано стекло, отчего изображение блестит на солнце, п. Актас, Карагандинская область.

 

Жилой дом в Караганде. Мозаика выполнена из большого количества элементов.

 

Фрагмент мозаики с абстрактной композицией, г. Караганда.

 

Несколько лет назад при ремонте здания мозаику с изображением Гагарина полностью закрасили, но вовремя спасли, г. Караганда.

 

Читайте также

Письма из Бишкека. Казахский понт

Данияр Жакыпов, 32 лет

Читать далее


     
Ad

Rate post

7

Comments

Login to comment