Сегодня, 23 октября в 11.30. в университете "Туран", на факультете "Академия кино и телевидения" по адресу пр. Достык, 110 (угол Сатпаева) состоится пресс-конференция с кинематографистами – участниками кинофестиваля в Бусане, Южная Корея.
Участники пресс-конференции: режиссеры Жанна Исабаева, Алексей Горлов, Ербол Жумагалов, Адильхан Ержанов, кинодраматург Лейла Ахинжанова.
Казахстанские фильмы были представлены практически во всех программах фестиваля, всего 9 фильмов и мы были третьей азиатской страной по количеству представленных картин после Японии и Индии. Иран, Тайланд, Турция и другие страны были представлены в меньшом количестве картин.
1. Фильм "Нагима" Жанны Исабаевой участвовал в программе «Гала-премьеры» - показы видных мастеров кино Азии. Журналы Hollywood Reporter и Screen International разместили статьи о Жанне и ее фильме на первых страницах.
2. Фильм "История одной старушки" Алексея Горлова. Фильм был показан в конкурсе молодых режиссеров с первым или вторым фильмом. Уникальность ленты в том, что она снята одним кадром.
3. Фильм "Строители" Адильхана Ержанова был показан в программе "Окно в Азию". Картина пользовалась большим успехом и приглашена на МКФ в Кералу после показа в Бусане.
4. Фильм "Уроки гармонии" Эмира Байгазина был показан в программе "Окно в Азию".
5. Фильм "Книга" Ербола Жумагулова был также представлен в программе "Окно в Азию".
6. Анимационный фильм "Ер Тостик и Айдахар" Жакена Даненова был представлен в секции полнометражной анимации.
Пресса о казахстанских фильмах в Бусане
Журнал Screen International о Жанне Исабаевой и ее фильме «Нагима»:
«То, что картина «Нагима» была отобрана в секцию «Гала-показы» равносильно перевороту – обычно в этой секции показываются фильмы международно известных режиссеров. Программный директор Бусанского кинофестиваля Ким Жи-Сеок сказал, что включение этой картины имеет особо важное значение. «Исабаева не сильно известна в Корее, но я считаю, что эта картина одна из самых значительных лент, появившихся в этом году» - сказал он, когда озвучивались наиболее интересные события будущего фестиваля в сентябре. (Screen International, Октябрь 2013, стр. 16)
Журнал Hollywood Reporter о фильме «Нагима»:
«Имея намеренно невыразительную героиню, экстремально строгую мизансцену и подавляюще фатальное видение жизни, режиссер фильма «Нагима» Жанна Исабаева с головой погрузилась в исследование социального отчуждения неимущих в своей стране. Редкие вспышки оптимизма ее предыдущих фильмах о жизни бедных слоев населения, где мелкий мошенник стремится быть хорошим мужем и сыном в фильме «Карой» или мальчик, борющийся за выживание своей бедной семьи в картине «Талгат» - здесь уже не видны. Что осталось? И это Исабаевой великолепно удалось показать - мир, высушенный от цвета и эмоций». (Hollywood Reporter, Busan Daily, #2, October 5, 2013, текст Кларенс Цуй, стр. 1)
Журнал Hollywood Reporter о фильме «История одной старушки» Алексея Горлова:
«В большинстве случаев съемка полнометражного игрового фильма одним кадром обычно означает, что режиссер-звезда: это делают либо признанные мастера (как Александр Сокуров в фильме «Русский ковчег»), либо молодые режиссеры, прилагающие усилия для продвижения к известности (как уругвайский режиссер Густаво Ернандес в фильме «Молчаливый дом»). Очевидно, что казахстанский режиссер Алексей Горлов хочет сделать тоже самое в его однокадровом фильме «История одной старушки», но через технику подвижной камеры стадикам это больше похоже на чествование 81-летней актрисы, которая почти весь фильм неподвижна». (Hollywood Reporter, Busan Daily, #2, October 5, 2013 текст Кларенс Цуй, стр. 6)
Журнал Review о фильме «Строители» Адильхана Ержанова:
«Описывая абсурдную ситуацию в Казахстане в 21 веке через стиль экспрессионизма немого кино, фильм «Строители» напоминает такие фильмы как «Кайрат» (1992) и «Киллер» (1998) Дарежана Омирбаева, являющегося мастером авторского кино в Казахстане. Однако, в то время, когда персонажи Омирбаева погребены под капитализмом и не в состоянии сохранить свои души, три героя из фильма «Строители» не сдаются в своем желании жить, даже на краю утеса, делая все возможное, чтобы защитить друг друга. Ожесточенная борьба тех, кто не сдается больше окрашена черным юмором, нежели печалью. Как в фильмах Такеши Китано или Джима Джармуша все так смонтировано, что мы сначала мы видим лица персонажей, которые стараются скрыть свои эмоции и только потом причинный кадр, который, как мы понимаем, и вызывает горькую улыбку.
Эти трое, мечтая о своем доме, как о пирамиде Хеопса, не перестают сопротивляться обстоятельствам. Дом, который никогда не будет завершен, улыбается им. Адильхан Ержанов, который является одновременно и сценаристом, и режиссером, и оператором и монтажером картины, доказал, что он является таланливым, устремленным режиссером. Он передал отчание семьи, загнанной в угол с таким поэтизмом, что сделало этот факт еще больше трагичным. Я не могу помочь, но буду ждать его следующий фильм». (Review Daily, Октябрь 8, 2013, Стр. 5, текст Шин Еушил)
Screen International о специальном фокусе «Кино Центральной Азии»:
«Эта программа была сформирована для того, чтобы высветить фильмы из Центральной Азии периода смены эпох (конец советской и начало независимости), которые в свое время не были показаны на международных кинофестивалях. Большинство работ, которые будут показаны, были сделаны талантливыми, но малоизветсными режиссерами – Калыкбеком Салыковым, Талибом Хамидовым, Дамиром Манабаевым, Бако Садыковым, Рашидом Нугмановым и Маратом Сарулу – все эти фильмы будут впервые показаны в Корее». (Screen International, Октябрь 2013, стр. 11)
В рамках этой программы были показаны три казахстанских фильмах – «Балкон» Калыкбека Салыкова, «Суржекей – ангел смерти» Дамира Манабая и «Дикий Восток» Рашида Нугманова.
Специально для этой программы Бусанским кинофестивалем была выпущена книга «Неизвестное кино Центральной Азии», авторами которой выступили Гульнара Абикеева из Казахстана, Гульбара Толомушева из Кыргызстана и Садулло Рахимов из Таджикистана. Издательство Buonbooks. Южная Корея, 2013, 208 страниц.