Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
09:12, 22 октября 2013

Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка.

Методы  и стиль воспитания.

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи  обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течении значительной  части своей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность  ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье  людей – матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, не относится к ребенку лучше, не любит его так   и не заботится столько о нем. И вместе с тем, ничто так не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это  приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Главное в  воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни  в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Конфликтная ситуация между родителями  - различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро « схватывают» сказанное и довольно  легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

- принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть

- эмпатия ( сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию

- конгруэнтность. Предполагается адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что- то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть ( безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества ( обусловленная любовь)

Типы семейных взаимоотношений.

 

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения : диктат, опека, « невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства ( преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а  иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказывается сломленным и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя  и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, систематические лишения его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, все это гарантия серьезных неудач  в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких либо забот, усилий  и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема- удовлетворение потребностей ребенка и  ограждение его от трудностей. Родители, по  сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жестокий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой « невмешательства». При этом предполагается, что  могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношение в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно  в этой ситуации преодолевается Эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 

стили семейного воспитания

- демократический

-авторитарный

- либеральный

- попустический

При авторитарном стиле родителям навязывается свое мнение ребенку. Стиль « подавления»

Последствия: Пережив подобный прессинг в детстве , ребенок вырастает либо комформистом ( человеком, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены, мамы), либо – очередным домашним « авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения, который будет так же, как  и его папа когда – то, подгонять своих детей под определенный стандарт представлений о « хорошем ребенке». Как это ни странно, один из побочных эффектов авторитарного стиля воспитания – лишний вес. Иногда он появляется еще  и оттого, что родители всегда «прекрасно знали, что и сколько должен съесть ребенок», и даже если ребенку столько съесть не под силу, то его возражения не принимаются. Постепенно такой ребенок привыкает есть столько, сколько положит ему в тарелку мама или  бабушка. Иногда лишний вес несет в себе функцию некой жировой брони, которая защищает ребенка от нападок строгих родителей.

При либеральным ребенок предоставлен сам себе, такую крайность еще  называют модным словом « японское воспитание». Такие родители всячески окружают свое чадо заботой, терпением и вниманием. Они ласковы и уступчивы в отношениях с ним. Если же поведение ребенка выходит за рамки дозволенного, то никаких мер воздействия на распоясавшегося наследника не принимается. Родители как бы самоустраняются от процесса воспитания, ожидая, что, находясь в атмосфере любви и вседозволенности, получив полную своду действий, рано или поздно ребенок сам дозревает до мысли о самоограничении, сам индентифицирует  правила и нормы поведения.

Последствия: чаще всего, дети прошедшие такую « школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, руководствуясь общепринятыми стандартами. Детям либеральных родителей сложно адаптироваться  в детском коллективе, сложно поддержать отношения с другими людьми, так как они не умеют воспринимать  требования и желания других. Им сложно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, в глубине души они ощущают себя очень неуверенно, поскольку жить в мире без рамок, на которые можно опереться – довольно сложно.

При попустическом стиле ребенок предоставлен сам себе.

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль « согласия». Он наиболее труднодостижимый и редкий. Родители стараются направить деятельность ребенка в какое – то русло, но при это руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями  и потребностями самого ребенка. Конечно же, поведение его не остается без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Постепенно ребенку прививается умение самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению, но при этом не задевать интересы других людей. Родители своим авторитетом стараются привить ребенку принципы, учитывающие как его, так и свои права и обязанности. Таким образом, решаются довольно сложные задачи воспитания – во –первых, идет отказ от потакания, но в то же время ребенку объясняется, как родителям грустно и стыдно из –за  его поведения. Во – вторых, происходит ненавязчивое внушение, которое опирается на рациональное объяснение и убеждение. Дети  вырастают дружелюбными, ответственными и понимающими. Даже если хотя бы один родитель приверженец демократического стиля воспитания, дети уже выигрывают.  Стоит задуматься о то, какой стиль присущ нам в нашей собственной семье, хотя бы из-за того, что от этого зависит не только будущее наших детей, но и будущее наших внуков, которых будут воспитывать по образцу и подобию нашей системы воспитания.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка. Или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует , что он не соответствует требованиям родителей. ( не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки ( ребенок привыкает к материальному вознаграждению).Ребенка наказывают очень редко, система требований очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания  и похвалы. Исключается  восхищение и хвала при ребенке. Не используются крайние жесткие наказания.

Личностной особенностью в младшем школьном возрасте может стать тревожность. Высокая  тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот  же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего предъявляют завышенные , нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности  и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Появляется: неуверенность в себе, желание бездумно действовать по образцу взрослого, действовать только по шаблону, боязнь проявить инициативу.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное  значение:

- принимать активное участие в жизни семьи

- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком

- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности  помогать развивать свои умения и таланты

- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения

- иметь представления о различных этапах в жизни ребенка

- уважать право ребенка на собственное мнение

- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом

- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и совершенствоваться.

     

Опросник родительского отношения

( А.Я.Варга, В.В. Столин)

с родителями 2 класса

Кл. руководитель: Зольникова О.Г.

 

Интерпретация результатов:

В анкетировании участвовало 20 человек

 

Эта шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны к нему.

100%  родителей – проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности  ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных.

   

Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

15% (1 чел) – могут испытывать к ребенку : раздражение, злость, досаду, недооценивать ребенка, третируют.

 

85% - выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким , какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно времени.

 

Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремиться ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка со взрослым.

15 % - взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботиться о нем.

 

35% - взрослый не устанавливает психологическую дистанцию, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

 

Остальные 50% занимают нейтральную позицию

 

Эта шкала оказывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

20% - неудачи ребенка считают случайными и верят в него.

 

15% - считают ребенка «маленьким неудачником» и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся взрослому несерьезными, и он игнорирует их.

 
0
673
0