Руслан Жангазы
магистр государственного и местного управления
Joseph Stiglitz
На современном этапе квазигосударственный сектор в Казахстане развивается стремительными темпами.
С одной стороны, необходимо поощрять действия Правительства, направленные на активное государственное регулирование экономики через новый для нашей страны механизм.
С другой стороны, мы наблюдаем низкую эффективность и высокий коррупционный потенциал в деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
К сожалению, система корпоративного управления внедряется зачастую формально, деятельность большинства акционерных обществ с участием государства в уставном капитале характеризуется непрозрачностью и убыточностью.
Представляется целесообразным принять меры, направленные на упорядочение и оптимизацию квазигосударственного сектора в Республике Казахстан.
Во-первых, предлагается четко разграничить три уровня квазигосударственного сектора в зависимости от степени вмешательства в операционную деятельность дочерних и зависимых организаций, а также от значимости активов для развития экономики страны.
Во-вторых, квазигосударственный сектор должен реально обеспечивать симбиоз защиты национальных интересов государственного сектора и корпоративную эффективность коммерческого сектора.
В-третьих, создание нового национального холдинга должно предполагать отношение государства к отрасли как стратегической и, соответственно, отражать приоритетность данного направления для экономики страны.
В-четвертых, создание субъекта квазигосударственного сектора оправдано, если его деятельность направлена не на дублирование функций государственного органа, а на использование синергетического эффекта государственно-частного партнерства.
В-пятых, квазигосударственный сектор не должен сужать конкурентную среду, а наоборот его функционирование должно иметь мультипликативный эффект – способствовать развитию МСБ и становлению сопутствующих отраслей.
Таким образом, предлагается следующая модель управления квазигосударственным сектором в Республике Казахстан.
Первый уровень – стратегическое управление государственными активами – Фонд национального благосостояния.
1.1. АО «Фонд национального благосостояния «ҚАЗАҚСТАН БАЙЛЫҒЫ» (консолидирует активы АО «ФНБ «Самрук-Казына» и Национальный фонд РК).
Второй уровень – операционное управление государственными активами – группа национальных холдингов.
2.1. Экспортно-сырьевой сектор:
2.1.1. АО «Национальный нефтегазовый холдинг»;
2.1.2. АО «Национальный горно-металлургический холдинг»;
2.1.3. АО «Национальный зерновой холдинг».
2.2. Научно-технологический сектор:
2.2.1. АО «Национальный научно-технологический холдинг»
2.2.1.1. Дивизион «Наука» – «S» (Science);
2.2.1.2. Дивизион «Технологии» – «T» (Technologies);
2.2.1.3. Дивизион «Инновации» – «I» (Innovations).
Третий уровень – тактическое управление государственными активами – группа национальных компаний.
3.1. АО «Национальная инфраструктурная компания»;
3.2. АО «Национальная сервисно-логистическая компания»;
3.3. АО «Национальная маркетинговая консалтинговая компания».
Фото: zurnal24.si