Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
17:38, 13 октября 2013

Развитие городского общественного транспорта – единственное решение проблем транспортной мобильности в городе Алматы.

Blog post image

Научно-техническое развитие, выразившееся в совершенствовании объектов транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, а также экономическое развитие, обусловившее доступность современного транспорта (и прежде всего личного автомобиля) для всех слоев населения, не только не привело к желаемому увеличению мобильности и присвоению жителями городского и пригородного пространства, а поставило крупнейшие города мира на грань социальной катастрофы: пробки, загрязнение экологии, участившиеся аварии.

К примеру, уровень автомобилизации населения одного из самых крупных городов нашей страны - Алматы достиг более 350 легковых автомобилей на каждые 1000 человек. Согласно последним данным, количество зарегистрированного автотранспорта в мегаполисе составило более 521 тысячи единиц, а с учетом иногороднего транспорта эта цифра стремительно увеличивается. Сразу же стоит отметить, что это происходит на фоне значительного отставания в развитии инфраструктуры и особенностей городской планировки. В результате эффективность мобильности городского населения резко снижается, элементарное перемещение по городу становится проблемой, что, в свою очередь, порождает деструкции личного жизненного пространства горожан вплоть до типизации практик исключения основных жизненных диспозиций: времени, денег, здоровья. Кроме того, дальнейшее развитие и усугубление данной проблемы негативно отразится на социально-экономическом положении мегаполиса.

В этой связи, сегодня, решение проблем мобильности городского населения является наиболее актуальной задачей для Алматы. В условиях тотальной автомобилизации городского пространства и нарастающих проблем реализации транспортной мобильности наиболее эффективным решением обозначенной проблемы, на наш взгляд, является развитие сектора общественного транспорта.

В рамках изучения обозначенной проблемы общественным фондом       «М.Асер» был проведен анализ развития данного сегмента в Алматы. Несмотря на существующие проблемы, сегодня в мегаполисе наблюдается довольно позитивные изменения в сторону улучшения сложившейся ситуации.

В первую очередь, необходимо отметить, что городские власти выработали довольно четкую стратегию действий по данному вопросу. Если раньше политика решения проблемы уличных заторов основывалась на строительстве транспортных развязок и дорог, то сегодня, наряду с этими мерами, проводится четкая работа, направленная на развитие общественного транспорта.

Наибольшая активность в данной сфере наблюдается за последние несколько лет. В числе крупных событий стоит отметить запуск первой очереди первой линии метрополитена в 2011 году, годом позже в структуре акимата впервые в республике создается Управление пассажирского транспорта, а 2013 год объявляется Годом развития общественного транспорта. В целях усиления координации работы всего городского общественного и коммунального транспорта создается Транспортный холдинг города Алматы. На тот же период приходится разработка программных документов, направленных на развитие данной отрасли (прим.авт.: Программа развития автоперевозок пассажиров и багажа на 2012-2016 годы).

В числе конкретных мер по улучшению пассажирских перевозок необходимо отметить создание городского коммунального автопарка, который в какой-то мере повысил конкурентную борьбу на этом рынке. Более того,  в текущем году ожидается завершение строительства второго и начало строительства третьего коммунальных автобусных парков. Наряду с развитием автобусных парков в городе появились 195 новых троллейбусов и 17 трамваев.

Определенные надежды на улучшение ситуации на дорогах вселяют планы городской администрации по строительству ЛРТ (прим.авт.: легкий рельсовый транспорт). При успешной реализации данного проекта предполагаемый пассажирооборот должен составить 150 тыс. пассажиров в сутки, что значительно улучшит мобильность населения Алматы.

Отдельного внимания заслуживают вопросы по переносу и созданию автобусных вокзалов и станций. В рамках городской программы развития автомобильных перевозок предусмотрено строительство трех автовокзалов и двух автостанций на границах города с автопаркингами (прим.авт.: по 5000 машиномест).

Реализация этих, довольно масштабных проектов позволит значительно уменьшить въезд иногороднего транспорта, разгрузить город от автомобилей, сократить использование личного транспорта и будет стимулировать использование населением общественного транспорта.

Необходимо понимать, что городское пространство является достоянием всего населения города, и общественный транспорт использует его гораздо более эффективно, чем частный. Развитая система общественного транспорта в наибольшей степени позволяет обеспечить доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, экономической деятельности и позволяет всем сферам общественной жизни эффективно функционировать.

В связи с этим, особую актуальность приобретает необходимость социологического переосмысления роли и места городского общественного транспорта в жизни общества, особенностей его функционирования в условиях и реалиях изменяющегося мира. Только изменения в привычках и поведении людей способны привести к положительным сдвигам и в долгосрочной перспективе дать значительные результаты.

Blog post image

0
2408
0