Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
8
12:16, 19 октября 2013

Ганди. Уроки независимости.

Blog post image

Есть в мире фильмы, которые следует смотреть подготовленным. Как морально, так и знать, что послужило основой для картины. Неподготовленный зритель - будто ленивый подросток, не разбирающийся в истории и не желающий учиться, просто встанет и уйдет после 20 минут фильма. Фильм "Ганди" 82 года - именно такой. Я закачал его полгода назад и не мог заставить себя его посмотреть. Потому что уже по названию понимал, что придется копаться в исторических фактах, разбираться в геополитических и религиозных противоречиях. Иначе ничего не понять, десятилетия истории нельзя рассказать в 3 часах картины, скорее фильм - это иллюстрация-дополнение к картине исторической, а не ее экранизация.

Это вам не "Сталинград", где можно посмотреть на картинку, повосхищаться спецэффектами, пару раз всплакнуть и традиционно выматерить Бондарчука за хрень, которую он снимает. Знание исторического "бэкграунда" там не потребуется.

Махатме Ганди пришлось изначально бороться с рядом проблем в обществе и колониальным статусом Индии:

-  противоречия между индуистами и мусульманами. Казалось бы, один народ, одна страна, но 2 вида вероисповедания.

- деление на касты среди самих индуистов. Многие представители низших каст шудров и "неприкасаемых" как раз и приняли мусульманство, желая снять с себя ярлык "черни" - в индуистском обществе они не имели права брать воду из колодцев других каст, жать руку, целовать и, естественно, никаких брачных уз.

- "старший брат" в лице Великобритании, который за этим "либерально" наблюдает и боится как бы не случилось конфликта между индуистами и мусульманами.

"Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением"

Махатма - олицетворение пацифизма для множества людей, в Индии у него статус святого человека. Он находится вне религии, утверждая, что у всех людей, независимо от веры, касты, национальности, божественное природное происхождение. Его философия ненасилия дает пример всем поколениям, как можно протестовать и не соглашаться с текущим положением дел в государстве, не прибегая к силовым методам. Конечно, это и его ораторское мастерство, но оно ничего не стоит без реальных действий, за которые его и начали уважать. Та самая "гражданская активность". В начале фильма Ганди выступает за права индусов в Южной Африке, которых там за людей не считали. Он собирает единомышленников вместе и сжигает пропуска, предусмотренные британским правительством для его народа. Терпит удары британской полиции, терпит унижения.

Тюрьма для Ганди в фильме - это будто второй дом. Он не теряет своего влияния, находясь за решеткой, наоборот, возмущения народных масс нарастают. Для Ганди заключение - время обдумать свой следующий шаг. 2 раза за фильм он обрекает себя на голодовки - тогда реакция общества еще больше, ведь Ганди идет на добровольное заключение, в тюрьме хоть была постоянная еда, а здесь его жизнь действительно висит на волоске и зависит только от него самого.

Культ Ганди для народа - икона, святой человек. Никто не знает и все боятся, что будет после его смерти со страной? Поэтому лучше ее не допустить и сплотиться, как он просит. Для неподготовленного и ленивого зрителя, поясняю по буквам - это как Джобс для Apple.

В одном из эпизодов Ганди отправляет народ варить соль в Индийском океане. Соляные месторождения, по бумагам, собственность Великобритании, а значит, добыча соли незаконна. "Соляной марш" имел огромный эффект, индусы стали добывать и продавать соль в обход правительства. Бросив Ганди в тюрьму и сразу встретив народные волнения, властям ничего не оставалось, как освободить его и разрешить добычу соли. После этого Ганди и начали называть "Махатма" ("Великий человек")

Еще один урок независимости: Ганди собрал народ и призвал не пользоваться ничем английским, импортным. Местные фабрики одежды разорялись из-за того, что средний и богатый классы индийцев закупались одеждой у англичан. После слов Ганди закрываться начали уже английские фабрики.

"У Бога нет религии"

Всю жизнь Ганди стремился объединить враждующих между собой индуистов и мусульман. Но не получилось. Я не могу понять этих противоречий, если, предположим, все русские/казахи/украинцы/да кто угодно вдруг станут мусульманами и христианами 50/50, я не вижу в этом повода для конфликта или войны. Наверно, воспитание у меня такое, светское слишком.

Как бы то ни было, удержать раздел страны не удалось. Образовались независимые Индия и раздробленный на 2 части Пакистан. Позже Восточный Пакистан также обрел независимость и был переименован в Бангладеш.

Учитывая, что мусульмане-индусы должны были после такого разделения земель покинуть родные края и переехать в Пакистан, и наоборот, индуисты вынуждены были покинуть северные земли, мы вновь видим столкновение интересов, очень впечатляющая картина, где один народ, раздираемый противоречиями, идет в разные стороны...

"Я не терплю стен и загородок. Небо, охватывающее взором всю землю, ветер, не встречающий преград, океан, омывающий все берега, — вот идеал..."

В конце этой экранной истории Махатма Ганди не оставляет надежд примирить мусульман и индуистов, собираясь в поездку в Пакистан. Второе покушение. Смерть. Группа заговорщиков обвинила именно Ганди в разделении республик.

"...ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему"

Махатма Ганди

памятник Махатме в Алматы. В сквере имени Ганди на Жарокова-Жамбыла

Я не думаю, что многие из вас, после моего сумбурного поста посмотрят фильм. Но есть нотка надежды, что выложенные здесь эпизоды как-то повернут ваше сознание, избавив от межнациональных или межрелигиозных противоречий. Ведь исторически все подобные конфликты уже пройдены и мы видим, к чему они приводят.

А для тех, кто все-таки решится посмотреть фильм - может поймут, что такое гражданская позиция и чем она отличается от демагогии политиков или трепа в интернетах.

8