Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
11:06, 10 октября 2013

Танцующий постмодернизм

Недавно меня спросили, что такое «постмодернизм». Я ответила, что это как статья в википедии – некоторые слова выделены цветом, потому что это ссылки на другие статьи. Сама статья о чем-то повествует, но проникнуть вглубь каждого понятия можно только выйдя из этой статьи.

Так и балет Бориса Эйфмана «Красная Жизель» на музыку П.Чайковского, А.Шнитке, Ж.Бизе. Это самый настоящий постмодернизм в танце.

Прекрасно сделанный спектакль. Продумано все – и хореография, и костюмы, и декорации, и свет.

Каждое изменение на сцене четко отработано, ибо даже музыка записана. Малейший сбой – и с дирижером уже не перемигнуться. Запись идет и идет.

В отличии от многих балетных постановок в основе сюжета лежит не готовое произведение, а виденье постановщика биографической истории балерины Ольги Спесивцевой.

Вкратце сюжет.

Балерина (Куралай Саркытбаева) лучшая ученица балетного класса бывшего имперского театра у Учителя старой школы с высокими духовными идеалами (Нурлан Байбусинов).

Выступление Балерины вызывает всеобщий восторг . Появляется поклонник ее таланта – Чекист (Азамат Аскаров). Грубый напор и властные объятия Чекиста подавляют волю Балерины. У Чекиста свой мир. Балерина какое-то время царит в нем, но возвращается в балетный класс.

В стенах театра новая власть. Чекист позволяет Балерине присоединиться к эмигрантам.

В Париже Балерина попадает в балетный класс Гранд-Опера, который ведет известный танцовщик и хореограф. Балерина вливается в новое для нее течение искусства, и преподаватель становится ее Партнером (Фархад Буриев) на сцене. Партнер Буриева очень чувственен и пылок, но сфера его интересов широка. В частности, у него есть некий Друг (Руслан Кадыров), предъявляющий на него свои права.

У Балерины не получилось начать новую жизнь. Она потерялась между призраками прошлого, своей ролью Жизели и огромной разницей между любовью на сцене и в жизни. Ее уводят санитары.

Считаю своим долгом отметить типаж Азамата Аскарова. Его Рок в Кармине Буране практически не нуждается в гриме.  Его Вронский в Анне Карениной тоже будто предвестник чего-то фатального. Но Чекист в исполнении Азамата Аскарова вобрал в себя и Рок, и фатализм, и страсть на грани с болью.

Совершенно другой Фархад Буриев. Его герои чувственны, страстны и влюблены во все. В Красной Жизели впервые увидела любовный танец двух мужчин. Мне кажется, что только Фархад Буриев может страстно желать в этом своеобразном па де труа одновременно Друга и Балерину.

Отличительная особенность статей в википедии в том, что они наполняют разум, но при этом у меня ни разу при их прочтении на глаза не наворачивались слезы.  Сердце они не трогают, о сколь бы печальных событиях не повествовали.

Так и Красная Жизель. Все правильно, все верно, все безупречно.

Крупные мазки. Вот Чекист, такой жесткий и, прямо скажем, вульгарный своим окружением. Учитель – переживающий, одухотворенный представитель старой школы, угнетаемый современностью. А вот французский танцовщик, обязательно сексуально раскрепощенный и разносторонний, но ветреный. Вот Балерина – такая тонко чувствующая, с обязательным надрывом и трагической судьбой.

Мумиеподобные балерины в белом с вуалью – это те самые невесты с кладбища, что выплывают в синем цвете во втором действии в оригинальной Жизель. Но кто не видел – не поймет отсылки.

А вот музыка – настоящее ассорти в железной банке из телятины (Бизе), конины (Чайковский) и баранины (Шнитке). Да вот беда. Все перемешалось, и тушенка отдает зрелым бараном - вожаком. А это на любителя.

Должен ли театр обучать и загружать зрителей информацией? Не знаю. Лично я прихожу за уникальным эмоциональным наполнением. А может все дело в Шнитке и в музыке из динамиков, идентичной натуральной? Ответов нет. Однозначно одно. Сложные постмодернистские блюда с разнообразными ингредиентами не для меня. Я люблю простые продукты одного автора, которые только с грядки и приготовлены прямо сейчас. Пусть даже похрустывают нечаянные песчинки на зубах, но будет соблюдена задумка создателя произведения, которая когда то была одухотворена и наполнена внутренним светом.

1
208
2