место в рейтинге
  • 257699
  • 630
  • 106
Нравится блог?
Подписывайтесь!

[В кино] Сталинград (личное мнение)

"Совсем не оловянные..."

Будучи маленьким шустрым мальчишкой, мне от старших братьев достались наборы пластмассовых солдатиков. Я сильно любил сражения, военную технику и лет до 13, бывало, что увлекался, теряя ощущение времени, чтением энциклопедий о второй мировой. Бабушка уходила  по своим делам, и после скучного школьного дня в квартире, предоставленной только мне, наш зал превращался в моем воображении в бескрайние батальные ландшафты. Расставлял десятки солдатиков, а танки подменял имеющимися машинками. Представлял, как одна сторона нападает на другую из тщательно спланированной засады. А затем, уставая, быстро убирал все игрушки обратно в небольшую потертую обувную коробку, где до моего рождения хранились мамины, а может и тетины туфельки. Сейчас мне не намного больше лет, но я прекрасно осознаю, хотя понимая, что до конца осмыслить ужасы войны не поддастся не подверженному им рассудку – осознаю, что солдатики вовсе не пластмассовые. И в коробку их не запрячешь.

Как не укроешь поколениями воспитанное чувство святости, бездонного уважения и благодарности в отношении к Великой Отечественной Войне. Даже поколение моего братишки не задается вопросами. За все пережитые страдания народа хотя бы память останется в назидание. В сухих текстах, множестве фильмов, песнях, спектаклях, рассказах. Правда, есть одно но. Это «но» никак не осязаемое, но катастрофически-правдивое. В тексте ужасов войны не понять, а сквозь кинематографические образы никогда не приблизиться к реалии. Цель любого фильма – хорошо рассказать историю, зацепить, подать мысль автора. Когда же дело касается военной тематики, для меня лично, хотя бы на шаг подойти вплотную к беспощадности и бессмысленности пребывания там, в гуще сражения, где воюют не «за» и не «против» а только за свою жизнь, вцепившись в схватке со смертью, кажется недопустимым. Что касается военной эстетики, то это даже не высшая пошлость человеческого духа, это духовное извращение, требующее искоренения. Военный фильм ни в коем случае, не должен дать зрителю явные ощущения войны, но в идеале ставит целью,  и это является миссией в сотни раз благородней и более созидательной – вдохнуть в счастливцев безмерную благодарность. Благодарность за невозможность выразить человеческий ад в кадрах, буквах, словах, и за непостижимость рассказа о войне так, как есть на самом деле.  Поэтому, «Сталинград» Федора Бондарчука во многом о приобретаемом мифическом ореоле массового безумия войны. А мифы, как известно, не забываются и никуда не уходят. Это автор выражает в открывающей фильм сцене спасательной операции пострадавших от крупнейшего землетрясения в Японии 2011 года. И там, как и когда-то на улицах кровопролитнейшего сражения Второй Мировой Войны, безжизненные тела, страх и такое же поглощающее отсутствие причины. При всей нестабильности мировой обстановки, человечество пребывает в мирном состоянии как никогда за долгое время, но смерть преследует людей, не изменяя привычкам – Сталинград это или Фокусима, ей нет никакого дела.


В мифах допущения принимаются как прием. Как что-то, что играет в пользу смысла, наставления, главной идеи. Война же никакой не миф, но Бондарчук, при всем оголенном и явном желании получить мировое признание в виде «Оскара» (иначе как объяснить подражание голливудскому размашистому стилю; однако, признаю, технически фильм хорош, но без изысков), с прискорбием осознает, что о войне сейчас без легендарного оттенка не расскажешь, пускай, и легендарность эта выражается в усваиваемой зрителем зрелищности. Горбящийся дух страданий и мук выветривается с каждым годом, оставляя лишь постыдные колки в районе сердца, когда вдруг кто-либо поднимает тему. А болит, потому что все-таки было, потому что каждый есть часть большего, потому что унижался, погибал, спускался в преисподнюю не народ, а весь Человек. И это следствие уже не одной войны, а нашей бесконечной и усеянной ранами истории. Федор рассказывает о Великой Отечественной так, что главные герои тут не конкретные люди. Героев, в его интерпретации, вообще нет. Для киноработы – сплошные декорации, для осмысления подобного упущения – аргумент в пользу того, что сторон на войне нет. В «Сталинграде» один герой, проявляемый в двух измерениях – место и время. Первое – мрачная пучина человеческих жертв, второе – великая скорбь о том, что все эти жертвы когда-нибудь забудут. Бондарчук забывает о советских солдатах в доме (где каждый вроде персонаж, но выходит лишь будущим затоптанным телом), обороняющих выход к Волге (прообраз волгоградского Дома Павлова), оставляет немцев, к которым иногда возвращается, будто из приобретенного чувства вины, будто чтобы «оправдать» бесполезным, поверхностным эпизодом с речью капитана Петера Кана. Помнит режиссер чаще всего о двух практически идентичных в своей трагедии романтических линиях и активно централизует на них все повествование. Что стоит за этим - сказать тяжело и опасно. Могут обвинить в претенциозности. Возможно это скользкое высказывание на тему апофеозного мужского отчуждения, выражено издревле в желании воевать за женщин, оправдывая животное начало. Возможно, всего лишь смирительное покачивание головой о бессмысленности мстительного настроя поколений после войны – ведь на ней мешались вместе с кровью, грязью и слезами, еще и разрозненные баррикадами и политическими гнездами люди. Кстати, за исключением прозрачной аллюзии на похожесть режимов воющих сторон, политикой фильм совершенно не пропитан.

Бондарчуку прощаются разлив штампов, провисание второго акта, слабые герои, потому что снимает тот с чувством, хоть и разряженным сожалением. Помогает в этом и великолепное музыкально сопровождение Анджело Бадаламенти, и несколько хороших актерских работ (Томас Кречман – немецкий офицер, Алексей Барабаш – немой русский солдат и Мария «Катя» Смольникова) а также масштабность действия. Пожалуй, это первый российский фильм, снятый столь красиво и технически качественно (вместе с «Метро»), который хоть и ссылается на современные стандарты голливуда ( повсеместное слоу-мо с пользой и без), смотрится великолепно. Мне удивительно непонятны предубеждения о том, что форма может обуглить содержание. Тем более в подобном жанре.

«Сталинград» в конце концов, получается не только о мифическом превращении уходящей все в толщу анналов истории величайшей трагедии, не только об отсутствии лиц на поле битвы, он больше всего о неспособности понять ее – войну. И когда, закадровый голос Бондарчука в финале проговорит  завуалированную весь фильм не нуждающуюся в озвучении истину, ему не веришь. Не веришь вместе с ним. Остаемся мы, я – как зритель, Бондарчук – как автор, ни с чем. Первый этому рад, потому как искренне верит в то, что войну понимать невозможно, а второй сожалеет, потому что чувствует вину. Вину за то, что так хочет передать всю ту боль и хаос, но разумеет в подобном желании несбыточность. Как и с главным «Сталинград» не справляется – благодарность он не вселяет, но заставляет усомниться в бессмертной памяти. Кажется, все когда-нибудь забудут об ужасах войны. Как минимум той. И, возможно, когда-нибудь порок человечества станет лишь художественным антуражем таких фильмов как лента Бондарчука. Хорошо это или плохо – решать каждому из вас самому.

Итог: Чтобы составить для вас понимание того, что собой представляет картина "Сталинград",  вкратце: художественно явно сильнее "9 роты", но по своему эмоциональному выплеску разниться будет, думаю, для каждого зрителя - от слез до обвинения автора в мифологизации войны. Есть подозрение, что вышеизложенные мысли лишь беспочвенная претензия на фильм, который Бондарчук снимал в погоне за статуэткой - громко, выпукло но внутри пусто. Надеемся все же, что это не так. Идти стоит, потому что такого "военного фильма" в истории отечественной* фильмографии еще не было. Как минимум, технически.

 

*примечание - слово "отечественный" в последнем абзаце отсылает к "российскому отечественному" кинематографу.


Аманжол Смагулов Smaggy
Пишу с двумя целями: 1) помогать людям развивать свой английский язык 2) делиться всем хорошим из мира кино и телевидения. Все пожелания и обращения можете писать в whatsapp: 8701-985-29-67 или на facebook страничку: https://www.facebook.com/znauschool
10 октября 2013, 1:30
12603

Loading...
Loading...

Комментарии

Ashyq
2
0
Что значит "Идти стоит, потому что такого военного фильма в истории отечественной фильмографии еще не было." автор идиот или не знает что есть его отечество?
Smaggy
2
0
Имелось ввиду, российского, уже не советского. Фильм то российский, говорилось относительно его.
ftw
2
0
забейте на нацика) написано неплохо) кина пока не видел, будем посмотреть)
в моем комментарие нет ничего, на основе чего можно было бы обвинять в нацизме, внимательно читайте. и еще, судя по безграмотности вашей фразе (будем посмотреть), ясно, что надо забить именно на вас
ага, вполне очевидно, что вы комментируя отзыв о фильме ничего не напишете ни о фильме ни о рецензии, зато придеретесь к оговорке и оскорбите автора)
и по-моему очевидно кто из всего прочитанного выделил бы именно ту часть что вы) и столь рьяно с переходом на личности начал бы выяснять за отечество)
ах-ха-ха вы даже аккаунт специально для этого зарегистрировали!)
более того вы даже когда автор пояснил что он имел ввиду, не успокоились) очевидно что вы нацик) если хотите националист) это я конечно же имел ввиду) а не нацист
а по-моему нужно быть идиотом, чтобы не знать где ты живешь, а судя по второму ответу автора, я был прав, ведь автор даже не понял суть вопроса или сделал вид... О вас скажу, что вы и есть идиотский автор, который пишет сразу за нескольких фейков, вы наверно даже сами себя хвалите, какой я мол молодец...все с вами ясно. хозяевам данного ресурса стоило бы задуматься о содержании текстов авторов, и о тех фейк-манипуляциях, которые их наемные работники проводят, так вы только потеряете рынок, что собственно и происходит
конечно вы правы, и делать ошибки = быть идиотом :D
автору как и мне, и всем не националистам это кажется незначительным, от того и ответ такой)
дальше просто поразительный вывод о том что я есть автор, потому ....., ммм....., потому! что я как и следующий независимый читатель поддержали не вас а автора) какая изысканная логика)
что самое смешное, мой аккаунт как и все с него написанное куда старее чем аккаунты всех отписавшихся здесь вместе) ну да разве свойственна националистам логика)
Отвлекусь от темы разговора и поздороваюсь с людьми, привет, "злодей диспута" ))) Помню с тобой "бодались" на одной теме, больше не желаю... ))) Упорный начитанный и достаточно остроумный, сложно с тобой спорить... Мне даже кажется что у меня "кишка тонка" против тебя "на словах бодаться" даже если правда будет на моей стороне... Ты по жизни чем занимаешься? Тебе бы в консультанты политиков... Речи писать и т п. по своему тоже талант...
Только малость злой...))))))) с твоими умениями лучше чисто чеканными словами душить, без злобы... Вообще красавчик был бы...
хай, увы я злой, хотя только и в таком несколько безличном общении) в жизни я вроде как добряк по крайней мере не один мой знакомый по иному меня не характеризует) какой же я на самом деле?) наверное просто еще не осознавший) занимаюсь всем околокомпьютерным) и просто интересным) спасибо конечно за такую характеристику, но перехваливаете) всегда интересно со стороны что-то о себе слышать, тем более от людей которые неплохо пишут) спасибо)
и блин, засоряем флеймом автору тему) думаю он извинит) но в любом случае пора прекращать)
Ashyq
1
0
вот именно что про российского. а мы та Казахстан, а не Россия, или вы считаете своим отечеством Россию живя в Казахстане? тогда это предательство называется
Обязательно надо оскорблять человека, чтобы указать на ошибку? Оговорка вполне оправданна - война Великая Отечественная, одинаково коснулась и Казахстан, и Россию. Автору респект, очень хороший пост про, надеюсь, хороший фильм. Будем смотреть)
да, согласен, с обзывательством я погорячился. Тут спору нет. Но оговорка не оправданна, тк речь шла не о периоде войны, а о снятом фильме, а он был снят не в союзе, а в этом году
Отзыв заинтересовал, пойду смотреть, нацики - проходите мимо
Все же надо полагать она Отечественной была для СССР и для ее правопреемника РФ. Для нас, эта война просто факт участия казахстанцев во Второй мировой войне.
Smaggy
1
0
Оговорка, признаю, наверняка была бы уместна. Писал, имея ввиду "российский отечественный кинематограф". Не посчитал нужным добавлять первое слово, так в контексте всей рецензии рассказываю о российском фильме с позиции зрителя не с Казахстана, РФ или еще откуда. Просто зрителя. Поэтому слово "отечественный" отсылается исключительно к стране, где фильм произвели, но не ко мне, как к человеку. Надеюсь, разъяснил, почему именно так я написал.
ftw
0
0
поверьте любой адекватный человек это бы понял) в крайнем случае спросил бы почему так написано) так что не обращайте внимания
а отзыв ваш действительно хорош, пишите еще)
smerch
2
0
Мейрамбек, наверное если бы у тебя была возможность пнуть автора, ты бы так и сделал. колись, да?
ftw
0
0
ахахахах, не в бровь, а в глаз
Samson
0
0
ты вчера был с нами на предпоказе или в Астане было параллельно?
Smaggy
0
0
Здесь) я уже В Алмате) перевелся в другой вуз - вернулся в нашу любимую южную столицу!)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Любовь по наследству» – вот, что получается, когда вайнеры лезут в кино

«Любовь по наследству» – вот, что получается, когда вайнеры лезут в кино

Вайны - это дело такое. Целевая аудитория вайнов - 15-20 лет, поэтому когда я собирался в кино, в принципе я уже ожидал плохого. Но Батыров - это один из самых известных вайнеров в Казахстане...
asdbqwe
2 окт. 2017 / 9:30
  • 3000
  • 30
17 лучших фильмов XXI века по версии Popcorn

17 лучших фильмов XXI века по версии Popcorn

Команда Popcorn'a и раньше делала ТОПы лучших лент года или сезона, но на этот раз все куда масштабнее. С помощью тщательного голосования мы выбрали 17 лучших фильмов XXI века.
Aegon
5 окт. 2017 / 15:27
  • 3349
  • 64
Что смотреть в октябре: от «Бегущего по лезвию 2049» до самого скандального фильма года

Что смотреть в октябре: от «Бегущего по лезвию 2049» до самого скандального фильма года

На дворе уже второй осенний месяц, а это значит, что поводов ходить в кинотеатр стало ещё больше. А сходить в октябре действительно есть на что. Разберёмся, что заслуживает зрительского внимания.
Seattle
3 окт. 2017 / 15:48
  • 2320
  • 15
«Твое имя»: о том, как приняли шедевр японской анимации в Казахстане

«Твое имя»: о том, как приняли шедевр японской анимации в Казахстане

В этом месяце в кинотеатрах Казахстана показали полнометражку Макото Синкая - аниме, вошедшее в десятку лучших фильмов 2016 года по версии BBC. Но не все казахстанские зрители понимали, куда идут.
crazy_dreamer
28 сент. 2017 / 19:17
  • 2258
  • 4
Леонардо ДиКаприо и Мартин Скорсезе сделают фильм об американском президенте

Леонардо ДиКаприо и Мартин Скорсезе сделают фильм об американском президенте

Уже в седьмой раз режиссёр Мартин Скорсезе поработает с голливудской звездой Леонардо ДиКаприо. Этот тандем уже подарил миру такие хиты, как "Банды Нью-Йорка", "Отступники", "Остров проклятых"...
Seattle
27 сент. 2017 / 15:47
  • 1849
  • 4
«Бегущий по лезвию 2049» – фильм о будущем или о страшном прошлом?

«Бегущий по лезвию 2049» – фильм о будущем или о страшном прошлом?

Фильм крутится в голове, словно кто-то забыл выключить кнопку повтора, снова и снова, вытаскивая на свет совсем иное – отличающееся от происходящего на экране.
Gulmira-I
9 окт. 2017 / 15:05
  • 1553
  • 3
Первые впечатления от сериала «Звёздный путь: Дискавери»

Первые впечатления от сериала «Звёздный путь: Дискавери»

Стартовал долгожданный проект Алекса Куртцмана и Брайана Фуллера "Звёздный путь: Дискавери". Чем же нас порадовали на старте сезона? Как раз-таки сказать, что сильно и однозначно порадовали нельзя...
Seattle
26 сент. 2017 / 16:01
  • 1720
  • 1
15 фантастических фан-артов к фильму «Kingsman: Золотое кольцо»

15 фантастических фан-артов к фильму «Kingsman: Золотое кольцо»

Во всех кинотеатрах страны стартовал сиквел комедийного боевика "Kingsman" под заголовком "Золотое кольцо". Разумеется, такое событие не могло обойтись без внимания талантливых фанатов...
Seattle
22 сент. 2017 / 15:20
  • 1861
  • 1
Эволюция киноискусства с 1900 года: как выглядели фильмы, снятые больше века назад

Эволюция киноискусства с 1900 года: как выглядели фильмы, снятые больше века назад

Многие режиссеры считают эпоху немого кино золотым временем кинематографа. Исполнители ролей выражали эмоций исключительно актерским мастерством.
Oreol
22 сент. 2017 / 17:44
  • 2265
  • 7