Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
23:18, 06 октября 2013

Поэтика одного имени

Как известно, Джон Эр. Эр. Толкиен, создатель "Сильмариллиона", был всегда. По его замыслу, Эру, Единый, которого в Арде зовут Илуватар, своей мыслью породил айнуров, Священных. Их песнь - айнулиндалэ.

Космогония мира, созданного Толкиеном, довольно традиционна: это борьба света и тьмы. Ну ладно, Света и Тьмы. Мелькор, главный злодей, ангел, предавший идею своего Создателя, становится олицетворением Тьмы. А весь сюжет его эпического противостояния с айнурами и эльфами - борьба за место под сильмарилами, драгоценными кристаллами, внутри которых заключен, угадайте что?, Свет!

Том Йорк в песне группы Unkle под названием Rabbit in your headlights (lights!) утверждает, что "the devils are really angels", и мне это утверждение кажется весьма глубокомысленным. Христиане ведь тоже верят, что зло возникло от переизбытка света (Люцифер, как известно, означает что-то вроде "сиятельный") и в наказание было обращено в тьму, тьфу, Тьму.

Таким образом, свет есть лучшее в нашем мире.

Но это всё теория, метафизика, если хотите. Поговорим о лирике.

Как известно, ночь - пристанище поэтов. Во-первых, потому что, как говорит Ромео, "меня плащом укроет ночь", то есть влюбленные любят скрываться в ночи, есть в этом нужда или нет. Во-вторых, ночь - это место, где кроме профиля возлюбленной на балконе да твоего голоса, поющего ей же серенады, ничего не имеет цвета, содержания и значения.

Надо ли говорить, что эти же самые серенады (или селенады?), через слово упоминают Луну? Луна, во-первых, единственная пособница, свидетельница встреч двух влюбленных ("Куа бол, айым!"). А во-вторых, лик Луны зачастую напоминает влюбленному юноше сияние белоснежного образа его дамы. Ну, или в-двух-с-половиной, Луна не может соперничать с ликом возлюбленной, а потому бледнеет, утрачивая свой аутентичный, казалось бы блеск:

Перед вишней в цвету

Померкла в облачной дымке

Пристыженная луна

(с) Басё

или:

Встань, солнце ясное, убей луну -

Завистницу: она и без того

Совсем больна, бледна от огорченья,

Что, ей служа, ты все ж ее прекрасней

(с) опять Шекспир

Те же поэтические мадригалы в европейской литературе, если верить Википедии, нещадно эксплуатируют Луну. "Селина" - весьма распространенное в мадригалах имя женщины, к которой обращаются средневековые поэты.

Таким образом, Луна популярна, как не популярна ни одна звезда в небе. В популярной музыке, блеск сценического образа какого-нибудь романтического персонажа лучше всего может обеспечить свет именно Луны.

В саундтреке к "Сабрине" некто Sting воспевает этот лунный свет под аккомпанимент виолончели, навевая мечтательное настроение:

For all the dreams we've

Dreamed of in the moonlight

Will be there.

Вообще, "Сабрина" - фильм, конечно, девчачий и совсем попсовый, но какая в нем операторская работа! Мягкие, вечерние цвета, романтическая полудымка светского раута будто бы призваны оттенять внезапно появляющиеся из ниоткуда огромные блестящие глаза бесподобной Джулии Ормонд. И Луна, конечно же, меркнет.

Таким образом, Луна для поэтов - это и образ любимой, и похвала тени (у Дзъюнтиро Танидзаки сюжеты, наверное, всех произведений - в этом лунном свете), и катализатор лирического настроения. А Лунный свет, если верить Синатре, - это воздух, которым дышат ночные розы.

3
161
2