Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
22:19, 15 октября 2013

«Нам по силам сделать свой Дю Солей!» Интервью с Муратом Мутургановым

Около года назад, узнав, что Мурат Мутурганов занял должность исполняющего обязанности заместителя директора Алматинского цирка, я стал следить за его деятельностью на новом посту: международные фестивали, гастроли зарубежных артистов, планы по созданию нового циркового шоу. Но после череды конфликтов и недопонимания с артистами и руководством, появилось сообщение о том, что он уходит из цирка.

Что не успел реализовать Мурат? Какое у него видение развития цирка? Каковы основные проблемы нашего цирка? Возможно ли у нас организовать шоу уровня Цирка дю Солей? Ответы на эти вопросы я получил, пообщавшись с Муратом на его новом месте работы – в Алматинском зоопарке. Я встретился с ним как раз в тот день, когда он вел организованный в зоопарке детский праздник, посвященный Дню защиты животных. После окончания представления мы сели на лавочку и я задал интересующие меня вопросы.

Blog post image

- Здравствуйте, Мурат. Давайте сразу перейдем к больному для вас вопросу, чтобы затем обсудить другие темы. В чем была причина вашего конфликта с артистами и руководством цирка?

- Мне бы не очень хотелось говорить об этой теме… У них были три основные претензии ко мне: первая - я занимаюсь самопиаром, вторая - я слишком молодой и третья - я когда-то сравнивал себя с Никулиным. Все это не совсем верно. Я никогда не сравнивал себя с великим артистом, я равнялся на него. В самопиаре не вижу ничего криминального. Если не нравится, то пожалуйста, можете не смотреть рекламу, где я участвую. С директором у нас отношения не сложились из-за разного видения развития цирка. Было непонимание - я хотел одного, а он другого. Многие артисты поддержали мою позицию и говорили мне об этом, но они не могли открыто вступиться за меня.

- Можно ли сказать, что отчасти, причиной конфликта стали нововведения в цирке?

- Трудно точно что-то утверждать. Я думаю, возможно, у коллектива была боязнь перемен.

Blog post image

- Когда вы пришли на эту работу, то какой у вас был план реформирования цирка?

- Я согласовывал свою политику с Управлением культуры Алматы. Мы планировали создать собственную цирковую программу. Организовать гастроли лучших зарубежных артистов и цирковых коллективов. В первую очередь перед нами стояла задача - сделать Алматинский цирк узнаваемым брэндом. Мы работали над созданием фирменного стиля, разработкой сайта и логотипа.

- Вы проводили цирковой фестиваль, гастроли зарубежных цирковых коллективов? Расскажите немного об этом? Какую пользу могут принести подобные мероприятия?

- Важным шагом в привлечении внимания людей к нашему цирку, я считаю проведения первого Международного циркового фестиваля в Алматы. Ту же роль сыграли гастроли цирка Никулина. Артисты Московского цирка на Цветном Бульваре не приезжали к нам уже более 10 лет. Они дали 24 представления подряд и на каждом собирали аншлаг. Это доказало нам, что при должном уровне программы вполне можно собирать в цирке полные залы.

- Расскажите немного о новом шоу, которое вы хотели представить на арене нашего цирка? Почему не удалось осуществить планы?

- Главной нашей задачей было создание интересного зрителю циркового тематического шоу, музыкального, с живым звуком и световыми эффектами. Оно должно было иметь сюжет, рассказывать зрителю историю. Мы хотели задействовать в нем не только цирковых артистов, но и актеров. Наше шоу должно было чем-то напоминать Цирк дю Солей. Рабочее название – «Кочевники». Тематика национальная – Золотой человек, батыры, ханы.

Сюжет задумывалось связать с нашей культурой. К сожалению, я так и не смог найти хорошего сценариста для этого шоу. У нас достаточно сложно найти человека, способного написать сценарий именно для цирка. Сценаристов из зарубежа привлекать не хотелось – во-первых, они не понимают нашей культуры, во-вторых, коллектив цирка был против этого. Я надеюсь, что у нового замдиректора это получится, и он сможет реализовать идею шоу. Мне это не удалось . Я больше занимался пиаром и рекламой, международными отношениями. Я считаю, что прежде чем создавать что-то, нужна идея. У нас ее, к сожалению, не было. К тому же было тяжело работать, когда команда принимает твои предложения в штыки.

- Поделитесь вашим видением развития цирка как искусства и индустрии развлечений?

- Для меня хороший пример – Цирк дю Солей. Когда есть коммерческий успех, штат артистов превышает тысячу человек, когда билеты раскупаются за три месяца до представления программы. Миссия цирка – стать одним из самых популярных досуговых мест города. Я бы хотел, чтобы люди, думая о том, куда пойти развлечься, в первую очередь вспоминали о цирке. Для этого нам нужно, чтобы все проходило организованно, чтобы персонал встречал гостей у входа и провожал в зал, чтобы внутри не было запаха, сиденья были удобные, а шоу бы отвечало запросам современного зрителя

- Почему на ваш взгляд в США и Европе интерес к цирку большой, на представления ходят взрослые, а у нас цирк считается лишь одним из видов развлечения для детей?

- На нашем цирковом фестивале большинство зрителей были взрослые. Это говорит о том, что при правильной подаче, мы можем привлечь в цирк людей разных возрастов. Мне кажется, цирк должен быть семейным развлечением. Почему сейчас рекламируя цирк, я делал акцент на взрослую аудиторию? Потому, что если шоу интересно взрослым, то они приведут своих детей.

Blog post image

- Мне кажется у нас, как и во многих других странах СНГ, цирк остается достаточно консервативным. Кажется, что над ним до сих пор довлеет образ «советского цирка» и ничего, по большому, счету не меняется.

- Я думаю, что это связано с развалом Советского Союза. Первое время, у цирка не было финансирования и соответственно не было развития. Все работали по инерции. К цирку не пришел коммерческий успех. Люди приходили к нам и видели одно и то же. Старые рваные костюмы, номера, показанные уже по сто раз. Кроме того, есть советское поколение артистов. Они привыкли работать по-старому. Мы не можем не считаться с их мнением, но они значительно тормозят развитие.

- Мне кажется, секрет популярности дю Солей в масштабности, интересных, иногда достаточно экстремальных номерах, использовании новых технологий и концептуальности шоу. Возможно ли сделать у нас что-то подобное?

- Если у них это получилось, то почему же мы этого не можем? Просто нужно большое желание и финансовая поддержка. В первую очередь, нужно привлечь к цирку внимание государства и частных инвесторов. Нужно продолжать рекламировать цирк, тогда думаю, кто-нибудь да захочет в него вложиться.

- Я вижу, что сегодня у вас в зоопарке празднуется День защиты животных. Я знаю, что во многие цирках в США и Европы отказываются от номеров с дрессированными животными, особенно дикими, считая это негуманным. Как вы относитесь к этому вопросу?

- Я вырос в цирке и видел, как иногда применяют силу к животным. Я лично никогда не работал с животными в номерах и никогда не буду. Я бы хотел, чтобы в цирке Алматы не было своих животных.

- Сейчас в нашей стране действует всего четыре цирка. У нас в Алматы только один. В то время, как в той же Москве, работает большое количество цирковых коллективов. Не кажется ли вам, что существует некая цирковая монополия? Не хотели бы вы создать свой цирк?

- Мы тоже можем создавать разные коллективы, никто препятствий к этому не чинит. К сожалению, сейчас цирковые профессии не пользуются спросом. Цирковое училище выпускает всего по восемь человек в год. Многие не видят перспектив.
Да, я думал над созданием своего циркового коллектива. Для начала нужно найти спонсора. Возможно, в зоопарке мы создадим небольшое шапито. Я мог бы привлекать туда не востребованных сейчас артистов.

- Хотелось бы поздравить вас с новой должностью (начальника отдела развития Алматинского зоопарка). Почему все же вы согласились на эту работу? Какие есть планы по развитию зоопарка?

- Как житель нашего города, я очень болею за алматинский зоопарк. Хотелось бы вернуть ему былую славу. Работа в зоопарке – для меня это тоже творчество. Буду проводить праздники и мероприятия, работать с аудиторией, привлекать людей в зоопарк, возможно в будущем создам здесь свой цирк. В советское время при зоопарке работал небольшой цирк шапито. Хотелось бы возродить эту традицию. Каких-то конкретных планов пока нет, нужно войти в курс дел.

Blog post image

- А как дальше с цирком?

- В будущем я планирую вернуться в цирк. Наверное, это произойдёт тогда, когда я выполню все свои задачи на нынешнем месте. Хотелось бы вернуться в другом статусе, возможно в качестве директора. Кроме того, я и сейчас буду помогать цирку в качестве консультанта. Мне все равно, кто им руководит. Хотелось бы провести следующий Международный цирковой фестиваль. Пока же, в ближайшие полгода, я буду работать только в зоопарке.

6