[В кино] Гравитация / Gravity (Рецензия)

Аманжол Смагулов 2013 M10 5
1395
4
3
0

Априори, одна из главных кинокартин года. Рецензия на фильм Альфонсо Куарона - "Гравитация".

Внимание! Некоторые читатели могут расценить определенные моменты в рецензии как спойлеры!

"Хьюстон, я живу!"

Земля. С высоты ста километров она бесподобно красива. Астронавты неспешно переговариваются на своей частоте о поставленной рутинной миссии - необходимо заменить какие-то детали у космического аппарата. Один из них - балагурный ветеран Ковальски, проводящий свой последний выход в открытое пространство, весело и иронично рассказывают байку о неверной жене своим коллегам и тем, кто на поверхности на базе "Хьюстон", другой - ученая-инженер Стоун чувствует себя менее уверенней своих напарников и ощутимо нервничает в попытках починить электро-схемы - она, в свою очередь, за пределами атмосферы впервые. Одна веселая история от опытного космонавта вскоре сменяется другой, но тот едва успевает состроить зачин, как командование резко отменяет операцию. Непредвиденное происшествие - иная космическая держава сбивает орбитальный спутник где-то неподалеку и все обломки стремительно и безостановочно летят в направлении к Стоун и Ковальски. Волна космического мусора подбирается быстрее чем они успевают вернуться в шаттл. Кислород ученой почти на нуле, кругом разброс оторванных технических кусков и ей приходится отцепиться от одного из них... Перед нами открывается ошеломительная пустота бескрайнего космического пространства а мелеющая вертящаяся человеческая фигурка равнодушно уходит вдаль.

Именно так начинается многострадальная "Гравитация" - фильм находился в эмбрионном состоянии еще с 2006 года, пропустив через себя множество претендентов на главные роли. Вместо Клуни мог быть Дауни Мл., а Буллок заменила когда-то числивших в ролях Джоли и Портман. Еще одной проблемой производства было выжидание появления необходимых технологий, играющих немаловажную роль для истории, рассказанной в этом фильме. Вышел «Аватар», Альфонсо сказал «дождались!» и стартовало-полетело!

Куарон, известный своей любовью к длинным, неразрывным монтажом сценам по "Дитя Человеческому", эту свою страсть здесь возводит в абсолют. Не в техническом, а в концептуальном смысле. Равно как и "Гравитация" сама по себе уже стала абсолютом технологического пика сегодняшнего кинематографа. В фильме Куарона выжали всё из возможностей визуального потенциала киноискусства, что моветонный оборот о глубоком физическом погружении в фильм как никогда уместен.

Можно сколько угодно хвалить колоссальную работу авторов с картинкой, но оценить по достоинству ее сможет любой, желательно посмотревший фильм в IMAX-е. Дифирамбы визуалу поют кругом сплошь и рядом и все твердят про уверенную, но простую метафорическую историю, контрастно воспринимаемую в связке с колоссальным, поистине великим технологическим прорывом, ссылаясь на то, что глубину можно найти и в других кино-полотнах - "Космической Одиссее", "Луне 2112" и подобных им.

Куарон всегда снимал очень разное кино: традиционную "Маленькую Принцессу", остроумную "И твою маму тоже", эффектный "Узник Азкабана" и апокалиптическое "Дитя человеческое", и обнаружить общих тем, нитей между ними трудновато. Написанная же им вместе с сыном "Гравитация" неприкрыто пронизана дуализмом. Даже в самой природе орбиты Земли это чувствуется: взгляд в одну сторону - всепоглощающая устрашающая темнота, в другую - символ надежды для дрейфующих выживающих в космосе. От начала и до конца, незамысловатая в своих основах концепция полярностей находит место во всем. Привести пример в данном случае дело грешное - портить впечатления от несложного, но, тем не менее, волнительного сюжета не буду. И вот тут, за гипнотизирующей своей красотой объемной картинкой скрывается кое-что действительно прекрасное - не обескураживающее или потрясающее своим посылом, но тем не менее чудесно жизнеутверждающее. Усердно искать не нужно. Оно, как и все истины фильма, застряло в невесомости - хочешь, хватай и понимай.

В кульминационный момент борьбы за жизнь героини Буллок, Куарон сталкивает и так взволнованного зрителя с мыслью о смерти. В этой сцене наше отождествление с Райн Стоун достигает своего апогея, на сознание давит безвыходность положения, а от безмерно страшного чувства приближающейся смиренности оцепеневаешь. Еще никогда так просто, так виртуозно и беспощадно, по крайней мере, во всех отсмотренных мною фильмах, режиссер не вынуждает зрителя думать ни о чем другом, кроме как смерти. А затем также легко и точно, при помощи избитого, но работающего выше своего предназначения приема вселяет надежду и стремление к жизни. Опять же – противопоставление, как лейтмотив, и, возможно, это относительное и весьма субъективное восприятие лишь переоцененного фрагмента картины. Однако, есть еще одна, более значимая заслуга Куарона, даже если и не считающего этот эпизод чем-то большим, нежели напряженным моментом. В большом, оригинальном, имеющем исключительно кинематографические корни, фильме вернулся образ сильной волевой женской героини. Ридли Скотт этого давно не делал – «Чужой» , «Тельма и Луиза» все-таки вышли приличное время назад и хорошее кино про женщин то тут и там основано в большей мере на литературных образах или реальных людях, в меньшей – сделано не так профессионально и с чувством и верой.

Даже, невзирая на огромную работу, проделанную Сандрой физически (процесс съемок «Гравитации» – сущий ад и проверка на пригодность известных систем актерской игры), ей нужно аплодировать стоя. За представленную женщину, как символ всей противоречивой двойственности нашего мира, за восхитительно переданную духовную смерть и перерождение, за непревзойденно изображенную зеркальность глубинного космоса и опустошенной смертью дочери матери, потерявшей все, за столь искреннее воплощение проговоренной истины: «Тебе пора отпустить и жить с этим дальше» - прозвучавшее из уст иллюзорного Ковальски. Отпусти и «гравитация», как жизнеутверждающая константа, сама притянет тебя к жизни, а ты тихо и уверенно произнесешь: «Хьюстон, я живу!». И будешь жить дальше.

Итог: За почти идеальной визуальной составляющей «Гравитации» может потеряться хоть и догматическое, но традиционное прочтение простой, так от этого не менее жизнеутверждающей истории о парадоксальном приковывающем величии сильной женщины. Куарон не намекает, а твердо и лаконично заявляет – пусть сильные женщины будут только в кино, там в космосе, но никак не здесь, внизу на Земле.

Оцените пост

3

Комментарии

0
наконец-то нашел время, чтобы сходить на фильм. редкий случай, когда увиденное превзошло ожидания, потрясающая картина, даже несмотря на столь линейный и предсказуемый сюжет)
0
Вау, шикарный отзыв. Теперь я это посмотрю.
0
Спасибо :) Смотрите-смотрите!)
Показать комментарии