место в рейтинге
  • 250634
  • 630
  • 105
Нравится блог?
Подписывайтесь!

[В кино] Гравитация / Gravity (Рецензия)

Внимание! Некоторые читатели могут расценить определенные моменты в рецензии как спойлеры!

"Хьюстон, я живу!"

Земля. С высоты ста километров она бесподобно красива. Астронавты неспешно переговариваются на своей частоте о поставленной рутинной миссии - необходимо заменить какие-то детали у космического аппарата. Один из них - балагурный ветеран Ковальски, проводящий свой последний выход в открытое пространство, весело и иронично рассказывают байку о неверной жене своим коллегам и тем, кто на поверхности на базе "Хьюстон", другой - ученая-инженер Стоун чувствует себя менее уверенней своих напарников и ощутимо нервничает в попытках починить электро-схемы - она, в свою очередь, за пределами атмосферы впервые. Одна веселая история от опытного космонавта вскоре сменяется другой, но тот едва успевает состроить зачин, как командование резко отменяет операцию. Непредвиденное происшествие - иная космическая держава сбивает орбитальный спутник где-то неподалеку и все обломки стремительно и безостановочно летят в направлении к Стоун и Ковальски. Волна космического мусора подбирается быстрее чем они успевают вернуться в шаттл. Кислород ученой почти на нуле, кругом разброс оторванных технических кусков и ей приходится отцепиться от одного из них... Перед нами открывается ошеломительная пустота бескрайнего космического пространства а мелеющая вертящаяся человеческая фигурка равнодушно уходит вдаль.

Именно так начинается многострадальная "Гравитация" - фильм находился в эмбрионном состоянии еще с 2006 года, пропустив через себя множество претендентов на главные роли. Вместо Клуни мог быть Дауни Мл., а Буллок заменила когда-то числивших в ролях Джоли и Портман. Еще одной проблемой производства было выжидание появления необходимых технологий, играющих немаловажную роль для истории, рассказанной в этом фильме. Вышел «Аватар», Альфонсо сказал «дождались!» и стартовало-полетело!

Куарон, известный своей любовью к длинным, неразрывным монтажом сценам по "Дитя Человеческому", эту свою страсть здесь возводит в абсолют. Не в техническом, а в концептуальном смысле. Равно как и "Гравитация" сама по себе уже стала абсолютом технологического пика сегодняшнего кинематографа. В фильме Куарона выжали всё из возможностей визуального потенциала киноискусства, что моветонный оборот о глубоком физическом погружении в фильм как никогда уместен.

Можно сколько угодно хвалить колоссальную работу авторов с картинкой, но оценить по достоинству ее сможет любой, желательно посмотревший фильм в IMAX-е. Дифирамбы визуалу поют кругом сплошь и рядом и все твердят про уверенную, но простую метафорическую историю, контрастно воспринимаемую в связке с колоссальным, поистине великим технологическим прорывом, ссылаясь на то, что глубину можно найти и в других кино-полотнах - "Космической Одиссее", "Луне 2112" и подобных им.

Куарон всегда снимал очень разное кино: традиционную "Маленькую Принцессу", остроумную "И твою маму тоже", эффектный "Узник Азкабана" и апокалиптическое "Дитя человеческое", и обнаружить общих тем, нитей между ними трудновато. Написанная же им вместе с сыном "Гравитация" неприкрыто пронизана дуализмом. Даже в самой природе орбиты Земли это чувствуется: взгляд в одну сторону - всепоглощающая устрашающая темнота, в другую - символ надежды для дрейфующих выживающих в космосе. От начала и до конца, незамысловатая в своих основах концепция полярностей находит место во всем. Привести пример в данном случае дело грешное - портить впечатления от несложного, но, тем не менее, волнительного сюжета не буду. И вот тут, за гипнотизирующей своей красотой объемной картинкой скрывается кое-что действительно прекрасное - не обескураживающее или потрясающее своим посылом, но тем не менее чудесно жизнеутверждающее. Усердно искать не нужно. Оно, как и все истины фильма, застряло в невесомости - хочешь, хватай и понимай.

В кульминационный момент борьбы за жизнь героини Буллок, Куарон сталкивает и так взволнованного зрителя с мыслью о смерти. В этой сцене наше отождествление с Райн Стоун достигает своего апогея, на сознание давит безвыходность положения, а от безмерно страшного чувства приближающейся смиренности оцепеневаешь. Еще никогда так просто, так виртуозно и беспощадно, по крайней мере, во всех отсмотренных мною фильмах, режиссер не вынуждает зрителя думать ни о чем другом, кроме как смерти. А затем также легко и точно, при помощи избитого, но работающего выше своего предназначения приема вселяет надежду и стремление к жизни. Опять же – противопоставление, как лейтмотив, и, возможно, это относительное и весьма субъективное восприятие лишь переоцененного фрагмента картины. Однако, есть еще одна, более значимая заслуга Куарона, даже если и не считающего этот эпизод чем-то большим, нежели напряженным моментом. В большом, оригинальном, имеющем исключительно кинематографические корни, фильме вернулся образ сильной волевой женской героини. Ридли Скотт этого давно не делал – «Чужой» , «Тельма и Луиза» все-таки вышли приличное время назад и хорошее кино про женщин то тут и там основано в большей мере на литературных образах или реальных людях, в меньшей – сделано не так профессионально и с чувством и верой.

Даже, невзирая на огромную работу, проделанную Сандрой физически (процесс съемок «Гравитации» – сущий ад и проверка на пригодность известных систем актерской игры), ей нужно аплодировать стоя. За представленную женщину, как символ всей противоречивой двойственности нашего мира, за восхитительно переданную духовную смерть и перерождение, за непревзойденно изображенную зеркальность глубинного космоса и опустошенной смертью дочери матери, потерявшей все, за столь искреннее воплощение проговоренной истины: «Тебе пора отпустить и жить с этим дальше» - прозвучавшее из уст иллюзорного Ковальски. Отпусти и «гравитация», как жизнеутверждающая константа, сама притянет тебя к жизни, а ты тихо и уверенно произнесешь: «Хьюстон, я живу!». И будешь жить дальше.

Итог: За почти идеальной визуальной составляющей «Гравитации» может потеряться хоть и догматическое, но традиционное прочтение простой, так от этого не менее жизнеутверждающей истории о парадоксальном приковывающем величии сильной женщины. Куарон не намекает, а твердо и лаконично заявляет – пусть сильные женщины будут только в кино, там в космосе, но никак не здесь, внизу на Земле.

Аманжол Смагулов Smaggy
Пишу с двумя целями: 1) помогать людям развивать свой английский язык 2) делиться всем хорошим из мира кино и телевидения. Все пожелания и обращения можете писать в whatsapp: 8701-985-29-67 или на facebook страничку: https://www.facebook.com/znauschool
5 октября 2013, 22:50
1275

Loading...
Loading...

Комментарии

наконец-то нашел время, чтобы сходить на фильм. редкий случай, когда увиденное превзошло ожидания, потрясающая картина, даже несмотря на столь линейный и предсказуемый сюжет)
Вау, шикарный отзыв. Теперь я это посмотрю.
Комментарий удалён автором поста.
Smaggy
0
0
Спасибо :) Смотрите-смотрите!)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

8 самых мрачных моментов киновселенной Marvel

8 самых мрачных моментов киновселенной Marvel

Киновселенная Марвел продолжает развиваться, знакомить зрителей с новыми героями и скоро вновь сделает это в ленте "Стражи Галактики. Часть 2".
Seattle
3 мая 2017 / 13:34
  • 1644
  • 1
Что смотреть в мае: от вторых «Стражей Галактики» до новых «Пиратов Карибского моря»

Что смотреть в мае: от вторых «Стражей Галактики» до новых «Пиратов Карибского моря»

Друзья-киноманы, поздравляем вас со стартом сезона громких блокбастеров и долгожданных премьер! В мае по сложившейся традиции кинотеатры заполонят самые яркие и феерические (в любом смысле) фильмы...
Seattle
2 мая 2017 / 15:48
  • 1542
  • 3
10 самых ожидаемых фильмов лета по версии проекта Popcorn

10 самых ожидаемых фильмов лета по версии проекта Popcorn

Близится лето, что для поклонников кино означает грандиозный сезон блокбастеров и премьер долгожданных фильмов. Команда проекта Popcorn составила свой список самых ожидаемых лент грядущего лета.
Seattle
17 мая 2017 / 15:16
  • 1422
  • 7
Звёзды кино в музыкальных клипах последних лет

Звёзды кино в музыкальных клипах последних лет

На этой неделе Эд Ширан выпустил новый клип, в котором снялась ирландская актриса Сирша Ронан. И в связи с этим событием команда Popcorn хочет вспомнить клипы последних лет, в которых приняли участие звёзды кино.
melancholiac
8 мая 2017 / 10:38
  • 1349
  • 1
А ты – настоящий киноман? Проверь свои знания

А ты – настоящий киноман? Проверь свои знания

Вы внимательно следите за происходящим в кадре? У вас блестящая память на детали? Вы интересуетесь околокиношными делами? Тогда вы легко сможете ответить на следующие вопросы.
Seattle
16 мая 2017 / 14:49
  • 1273
  • 35
Знакомство с богами: первые впечатления Popcorn от сериала «Американские боги»

Знакомство с богами: первые впечатления Popcorn от сериала «Американские боги»

30 апреля на канале STARZ стартовал первый сезон сериала "Американские боги", одноименной экранизации романа Нила Геймана. Команда Popcorn не смогла пройти мимо этого сериала и делится впечатлениями..
Aegon
4 мая 2017 / 8:46
  • 1241
  • 3
О глупых и смертельных традициях, о власти и бессилии. Фильм «Цветок пустыни»

О глупых и смертельных традициях, о власти и бессилии. Фильм «Цветок пустыни»

Мнение о фильме и рассуждения о женском обрезании, о варварских традициях, о некоторых бессмысленных аспектах нашей жизни. Фильм к просмотру рекомендую.
bananovayaanna
6 мая 2017 / 18:01
  • 1382
  • 3
«Большой». Фильм с большими амбициями, но спорной подачей

«Большой». Фильм с большими амбициями, но спорной подачей

Хотели как лучше, а получилось как всегда — этой фразой можно описать где-то девяносто девять процентов российских фильмов и вышедший недавно в прокат «Большой» исключением не стал.
Pikovaya_dama
12 мая 2017 / 17:37
  • 1204
  • 3
Зачем ругать, когда можно похвалить? О фильме «Меч короля Артура»

Зачем ругать, когда можно похвалить? О фильме «Меч короля Артура»

Как-то модно в последнее время стало ругать блокбастеры и искать в них то, чего там априори быть не должно. На Западе новый фильм Гая Ричи разнесли в клочья, из-за чего у него достаточно скромные сборы в прокате.
Seattle
18 мая 2017 / 15:25
  • 1103
  • 9