Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:32, 03 октября 2013

С праздником, Учителя!

В начале октября в более чем 100 странах мира традиционно отмечается День учителя. В канун этого праздника корреспондент «Коммуниста Казахстана» попытался разобраться: какие проблемы стоят перед казахстанским учительским сообществом, и как их можно разрешить?

 

Blog post image

 

Учителям – максимальную зарплату!

 

В Казахстане на педагогической ниве трудятся более 230 000 учителей.  Сеять «разумное, доброе, вечное» сегодня очень нелегко. Работа учителя заволокичена и зарегулирована донельзя. Школьные учителя несут на себе титаническую нагрузку по обучению и воспитанию подрастающего поколения, загружены сдачей бесчисленных отчетов, завалены ворохом бумаг, плюс ко всему справляются с неоплачиваемой «общественной нагрузкой» по обходу микроучастков и составлению списков проживающих на них детей, их привлекают в качестве массовки практически на  все государственные мероприятия (выборы, собрания и т.д.). Весь этот тяжелый и нервный воз учителя тянут за мизерную зарплату.

 

Галия Амиртаева, председатель РОО учителей и преподавателей «Ар-Намыс»:

 

– Зарплата школьного учителя при одной базовой ставке (18 часов в неделю) составляет 50 000 тенге. Конечно, это очень мало. Многие учителя снимают квартиры, платят за аренду жилья, а им еще кушать, одеваться, обуваться надо, приобретать методическую литературу. Поэтому понятно, что престиж и статус профессии школьного учителя падают в глазах учеников и общества, на фоне того, что школьники живут, одеваются и питаются лучше своих учителей! Система повышения квалификации тоже оставлять желать лучшего. Само содержание программы  переподготовки учителей опирается на международный опыт. Я считаю, нам нужен казахстанский контекст, но у нас практически нет серьезных педагогических наработок. В Астане создали центр  повышения квалификации педагогических работников, после прохождения которых учителям обещают дифференцированно повышать зарплату. Но я подсчитала, что в среднем увеличение зарплаты после окончания курсов составит около 6 000 тенге. Необходимо повышать зарплату педагогов, отходить от БДО (базового должностного оклада).

 

Горе-учебники.

 

Современную казахстанскую школу постоянно сотрясают реформы, спущенные сверху. Очередные нововведения –  в 2013-2014 учебном году впервые за десять лет в стране ввели государственный стандарт образования. Изменения коснулись содержания школьной программы. Например, английскому языку теперь будут учить уже с 1 класса, правда, учебниками школы не обеспечивают, их приходится покупать родителям. Информатику дети начнут постигать с 5 класса, раньше этот предмет  начинали изучать только в 7 классе. Увеличили количество часов по математике, сократили по русскому языку…

Качество наших учебников – отдельная больная тема. Казахстанские учебники едва ли не ежегодно переиздаются в связи с обнаруженными в них ошибками и ляпами. «Изобретения» отечественных книгоиздателей и их авторов приводят в тихий ужас. Так, в первом классе предмет «Грамота» постигается посредством аж пяти учебников: «Букварь», «Добукварик», «Букваренок», «Спутник букваря», пропись. Даже родители путаются в разнообразии названий, что уж говорить о бедных первоклашках…

Только в Алматы на переиздание учебников в этом году  потратили почти полтора миллиарда тенге! Второклассники и девятиклассники учатся по новым, переизданным учебникам, с учетом нововведенного государственного стандарта. Однако, неизвестно, не будут ли они вновь переизданы в ближайшие годы по причине негодности…

 

Школа устала от реформ

 

К сожалению, от обилия реформ качество казахстанского среднего образования не улучшается. От реформ в системе образования устали, отметила депутат Мажилиса Парламента РК Галина Баймахановав недавнем интервью газете «Свобода Слова»:

Система образования Казахстана устала от экспериментов. Это бесконечный  марафон экспериментов, бег с препятствиями. Мы даже не успеваем остановиться, отдышаться и подумать.  Нужно остановиться и поразмыслить: а какие действительно нам нужны реформы в сфере образования,  а какие – нет? При системной работе  депутатского корпуса, который грамотно доносит проблемные вопросы общества до государственных органов, есть конкретные результаты. В сфере образования оптимизировано проведение ЕНТ, не сравнить нынешний год и прошлый. Многие вопросы решены, есть подвижки в плане тестовой базы, приняты меры относительно разделения процедуры тестирования по этапам (выпускные и вступительные экзамены), осуществляется подготовка к внедрению двухэтапного ЕНТ по всей республике…

 

Очевидно, что лишь  бюрократическими новациями, ужесточением административного контроля за учителями, проверками и реформами качество образования не поднять. Нам необходимо прийти к тому, чтобы работа учителя стала не бумажной, а творческой. Чиновники от образования должны дать учителю спокойно работать, посвящая свое время ученикам, подготовке к урокам, а не бумажной волоките.

 

Елнур Бейсенбаев, секретарь Алматинского горкома КНПК:

 

– КНПК всегда старается поддержать учителей, мы тесно работаем с РОО «Ар-Намыс», поддерживаем школы по проблеме школьного питания. Вопрос повышения зарплат бюджетным работникам, в том числе учителям, мы намерены поставить в ходе митинга в Алматы «За достойный уровень жизни», намеченного на 19 октября этого года. Необходимо повысить учителям зарплату, на деле реализовать их право на социальные   льготы, в том числе, на жилищные. Тогда и молодые кадры в школы потянутся, и качество образования в разы улучшится!  Хочется   от души поздравить  всех учителей  Казахстана с наступающим профессиональным праздником, пожелать им доброго здоровья, стойкости в преодолении проблем, большого терпения в их нелегком деле воспитания и обучения подрастающего поколения страны!

 

Разия Абдыкадырова

 
0
571
0