[В кино] Пленницы / Prisoners

Аманжол Смагулов 2013 M10 2
2467
1
3
0

Рецензия на голливудский дебют канадского режиссера Дэни Вильнева ("Пожары", "Водоворот") с внушительным составом за кадром в нем.

Каждого молодого (по кино-меркам) не-американского режиссера,  который сумел проявить задатки будущего мастера на родине - как-нибудь, по случайности или финансовому плану, припрятанному в продюсерских закромах, и когда-нибудь, после дебюта или во время отсутствия режиссера у застрявшего на стадии производства перспективного проекта, каждого - ждет приглашение в Голливуд. Если подобного не происходит, то это скорее исключение. Как правило, отказываются немногие, а отдельные даже готовы переснимать свое сокровенное, подыгрывая уже другой, менее творчески выдающейся традиции  - созданию римейков (Гела Баблуани, "13"). Вот и свой шанс получил канадский ремесленник Дэнни Вильнёв, сумевший два года назад попасть со своими блистательными "Пожарами" в шорт-лист иностранных фильмов на соискание Оскара. К плотному ряду фестивальных кино-премии статуэтка американской академии тогда не присоединилась, но, что гораздо важнее - признание как широкой, так и искушенной публики и критиков было получено. Посреди очереди на киноолимип засветилась фигура Вильнёва, козырем фильмов которого, и «Пленницы» стали тому очередным подтверждением, явилась сильная, уверенная работа с актерами и нахождение драматического потенциала даже в самых слабых сценарных ремарках.

Скрипт «Пленниц» еще четыре года назад неприметно поместился среди прочих в «черном списке» голливудских сценариев и с тех пор опустился в самое пекло кастингового ада. Чаще бывает, что проблемы возникают в нахождении финансов и производственные издержки по мере простаивания только увеличиваются, однако труду пера Аарона Гузиквоского пришлось столкнуться с иного рода осложнениями - в поисках правильных, нужных актеров, способных вжиться в фактуру героев этого холодной, полной безответного человеческого отчаяния истории похищения детей в забытых богом закоулках американских простор. Тема,  для современного мира и в частности для США, отнюдь не проходная – может, именно поэтому, нашлось место столь кропотливому вниманию к касту. В свое время к проекту были причастны Ди Каприо и Марк Уолберг, оказавшийся в итоге в числе продюсеров. В титрах, в конце концов, оказались другие, не менее известные личности – сплошь оскароносцы и номинанты (Дано, Лео, Джилленхол, Джекман), а во главе – Дэнни Вильнёв.

Как положено, любому триллеру «большого стиля», все начинается библейским стихом, а мотивы вечной книги то и дело, да проскальзывают,  но работают больше на бумаге, чем в действии. Промозглый, угнетающий, мрачный сеттинг с непрекращающимися дождями сопровождается, как положено, томными, равнодушными, изредка раскатными музыкальными партиями, а великий Роджер Дикинс, в который раз, творит величие на ровном месте. Но уж слишком много здесь «как положено» для столь неравномерно распределенных достоинств фильма: актеры прекрасны в своих не сильно прописанных героях (а потом игра блистательная, но академическая), Вильнёв выжимает из каждой сцены саспенс и заполняет пространство тщательным вниманием к деталям. Вся проблема в другом – достойных того деталей здесь попросту нет.

И как бы неблагодарно не звучало, но виной всему оказывается, в большей мере – сценарий. Его бы хватило на крепкий эпизод CSI, если бы не претенциозность и бесконечно длинный хронометраж. А казалось, два с половиной часа – не хочешь, да раскрывай одного персонажа за другим (а все равно получается, что мало всем), то и дело отвлекаясь на библейские фабулы а заодно и рассуждая о гранях человеческой безнадежности. Но время выражается неторопливым, размеренным повествованием, впрочем, выверенным и захватывающим до последнего кадра. Это уже заслуга режиссера и матерых актеров, что смотреть ни капли не скучно. И ведь вот, стараются абсолютно все, и даже вырывающийся из оков супергеройского амплуа Россомахи Джекман выдает чуть ли не лучшую игру в своей карьере, а остальные ровным счетом не фальшивят ни разу. Джилленхол, в свою очередь, получает шанс эволюционировать со своим героем из «Зодиака» - повзрослевшим и преисполненным еще более неуклонной самоотдачей идеалистом-труженником. А еще есть замечательная метафора, берущая свои корни в неправильно переведенном названии – «Пленники», как собирательное и не конкретизирующее лишь завязку фильма. Так звучало бы много лучше и точнее. Каждый герой становится здесь пленником – принципов, недосказанного прошлого, страха ошибиться, неспособности принять вину и жалости к себе или спорной односторонней общественной морали. Но все вышеперечисленное не оправдывает себя содержанием, а надо бы – оно тут, сколько вторично, столько и в итоге безынтересно. Притянутая за уши патетика конфликта оказывается прямолинейным моральным вопросом – «Где грань между добром и злом во имя добра». Большего от автора "Контробанды", к сожалению, ждать не приходиться.

А мы, зрители, находим себя в оглушающей и взрывной пустоте финала пленниками мастерства Вильнёва, Дикинса и актеров, которые делают, играют и снимают так, будто перед нами великое кино. Только он ни в коем разе точно не "Зодиак" или "Пожары", где кульминационный момент последнего действительно оставлял нас в тишине наедине с собой. «Пленницы» прекрасны, но только в той мере, в какой может быть прекрасно несознательное притворство значительным кино-творением, вызванное лишь желанием сделать как можно лучше. В завершении хочется провести ироничную аналогию впечатления от фильма с концовкой картины – тянет «услышать» невидимое присутствие духа бесподобного кино и вроде там что-то слышно, что-то еле-еле слышится… Но нет. С другой стороны и подобных иллюзий, бывает, хватает для просто хорошего и интересного кино.

«Оценка  4+»

Итог: Вобравшие в себя атрибутику триллера, в теории становящегося выдающимся, "Пленницы" стали лишь аллюзией на таковой. И нет нужды сожалеть, что не получилось. Как раз таки вышло все очень хорошо, но ничуть не больше. Так что - смотреть! К тому же, это еще и неофициальный фаворит в оскароносной гонке устами кинокритиков. Напоследок, любопытный факт - Вильнёв так сдружился с Джилленхолом, что они успели в своих плотных графиках снять экспериментальный фильм "Враг", выходящий в этом же году, с двойниками и прочими выходящими отсюда занимательными вещами.

 

Оцените пост

3

Комментарии

0
ходили на выходных)) на самый последний сеанс) фильм понравился) в смысле оправдал наши ожидания! в конце я не поняла, Хью Джекмана нашли или нет( totally agree что надо было назвать Пленники "Каждый герой становится здесь пленником – принципов, недосказанного прошлого, страха ошибиться, неспособности принять вину и жалости к себе или спорной односторонней общественной морали."
Показать комментарии
Дальше