место в рейтинге
  • 183380
  • 711
  • 78
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ценообразование ГСМ в Казахстане. Часть 2

Буквально вчера Министр нефти и газа РК заявил:

На 5-7% может подорожать в следующем месяце бензин в Казахстане.

На эту новость народ очень бурно отреагировал ... Негативно!

Действительно, рост цен на ГСМ неизбежен! Но в 2014 году ожидается существенное повышение цен на ГСМ по сравнению с заявлением Министра нефти и газа РК. Это обусловлено нижеследующими факторами:

1. С 2014 года отменяется безпошлинный ввоз российской нефти в РК.

19 сентября 2012 года подписан протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 9 декабря 2010 года «О торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан».

По подсчетам российской стороны, потери бюджета РФ от беспошлинных поставок 7 млн. тонн нефти в Казахстан составляют $1,5 - 2 млрд.

Таким образом, вот эту разницу $1,5 - 2 млрд. РК должна будет возместить в случае импорта нефти с РФ. Понятное дело, что разница будет возмещаться не с Республиканского бюджета, а от недропользователей РК, в частности - АО "НК "КазМунайГаз".

Для сведения: Ежегодно для жизнедеятельности Павлодарского и Шымкентского НПЗ с России завозится (но не всегда) порядка 5-7 млн. тонн нефти, из этого объема 4-5 млн. тонн нефти поставляется в Павлодар, а оставшийся объем 1-2 млн. тонн – в Шымкент.

2. Модернизация 3-х казахстанских НПЗ.

На модернизацию и реконструкцию 3-х НПЗ запланировано порядка $4 млрд, и работа в этом направлении начата. К 2016 году наши НПЗ будут производить бензин Евро 4 и 5.

И вот, чтобы отбить вложенные инвестиции в размере $4 млрд., НПЗ просто увеличат стоимость процессинга (переработки нефти).

Со слов ген. директора ПНХЗ:

если процессинг сейчас стоит $35-40, то при инвестиции он увеличивается до $150. Получается повышение на $100 на тонну нефтепродукта после модернизации.

Для сведения: Согласно тех.регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.

3. Спад добычи нефти на месторождениях

Основные поставщики нефти на отечественные НПЗ: РД КМГ, Тургай Петролеум, Каражанбас, КазгерМунай, ПетроКазахстанКумкольРесорсиз и прочие мелкие месторождения.

Многие из этих нефтяных месторождений уже достигли своего пика добычи, и соответственно идет спад.

А у крупных производителей нефти, как Тенгизшевройл, Карачаганак, НКОК (Кашаган), отсутствуют обязательства по поставкам нефти на внутренний рынок (НПЗ).

Для сведения: Государству выгодно, когда нефть уходит на экспорт. Ведь, экспортная нефть продается по мировым ценам, соответственно Государство получает больше налогов. А на внутреннем рынке нефть может поставляться по себестоимости (10-40 долларов за баррель).

(С ценообразованием ГСМ в Казахстане и по действующим НПЗ можно ознакомиться по ссылке)

Но есть возможность избежать роста цен на ГСМ.

Что нужно для этого?

1. Создание Государственной монополии на топливном рынке.

Сейчас на топливном рынке творится полный бардак:

  • помимо 3-х НПЗ существуют 32 мини-НПЗ с общей производительностью 1-2 млн. тонн нефтепродуктов. Зачастую продукция вот этих мини-НПЗ попадают на казахстанские АЗС. А учитывая, что глубина переработки нефти на мини-НПЗ крайне низкая (они смешивают топливо с низкооктановым числом с присадками) то от этого страдают не только автомобили, но и люди.
  • на законадательном уровне нет четкого механизма по поставке нефти с разведуемых месторождений на внутренний рынок. В период разведки запрещено экспортировать нефть, но можно поставлять на внутренний рынок. Период разведки длится 6 лет с возможностью проделния до 2-х лет 2 раза! Этой возможностью пользуются некоторые люди: занимаются подпольной добычей, либо скупают нефть по очень смешным ценам.
  • Государство обязывает крупных переработчиков нефти (КМГ-ПМ) поставлять диз.топливо по заниженным ценам в период посевных/осенних работ, обеспечить казахстанские ТЭЦ дешевым мазутом по цене 35,000 за тонну, когда мелкие оптовики реализуют мазут на экспорт по 75 000 - 85 000 тенге. Получается не совсем справедливая борьба, и это нужно менять!
  • прямой доступ производителям нефти на НПЗ закрыт. Они отдают практически за себестоимость нефть посредникам (агашкам), которые делают сверхприбыль на продаже нефтепродуктов. К примеру, есть такая компания, как "Петролеум Оперейтинг", у которой нет своей скважины, но является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на рынке РК. Информация о владельце данной компании и о ее оборотах можно узнать по ссылке
  • воруют нефть очень много. Воруют с действующих месторождений, воруют с трубопроводов, да и  просто занимаются добычей без всяких разрешительных на это документов. По информации Ген.прокуратуры РК ежегодно незаконный оборот нефти составляет примерно 1 млн. тонн, но в дейсвтительности кажется еще больше. Вот примерное видео: http://www.youtube.com/watch?v=of0_f8RHN6A

Ну так вот, в целях устранения беспредела на топливном рынке нужно вводить механизм по Государственному монополию через специальные компании - владельцев НПЗ. В настоящее время Атырауский и Павлодарский НПЗ полностью принадлежат КазМунайГазу, а Шымкентский НПЗ разделяют КазМунайГаз с ПетроКазахстан. Вот эти 2 компании должны контролировать оптовые продажи. Хоть ПетроКазахстан является китайской, без нее нельзя. Поскольку эта компания занимается толлинговыми операциями (вывозит нефть в Китай, и завозит высокооктановый бензин), обеспечевая хорошим бензином владельцев авто.

Работу нужно выстраить так, чтобы всякие посредники не могли зайти на НПЗ: обязать недропользователей сдавать нефть, предназначенную на внутренний рынок, только КазМунайГазу и ПетроКазахстан (малую долю). Тогда, всякие подпольные мини-НПЗ лишатся возможности поставлять некачественный бензин на АЗС.

Тем более, не забываем, что РК должна полностью перейти на бензин Евро 4 и 5 к 2016 году.

Но если вводить такой механизм, то цены на ГСМ резко упадут. А от этого нет ничего хорошего: таксисты и Авиакомпании цены не спустят, овощи-фрукты не подешевеют (основная статься расходов дальнобойщиков - ГСМ).

Крайне рекомендуется оставить цены на ГСМ на прежнем уровне. А разница пусть пойдет по примеру многих стран (США, Россия) - включение налога на транспорт в цену бензина и диз.топлива.

Также, чтобы предлагаемые монополисты не получали сверхприбыль, можно повысить (утвердить плавающую ставку) акцизы на нефтепродукты.

Пора уже новодить порядок в нашем общем доме - Казахстан!

P.S. писал в спешке, мысль свою еще не закончил. дополню позже.

Нурлан Жумагулов Zhumagulov
Сын казахского народа.
27 сентября 2013, 21:20
3027

Загрузка...
Loading...

Комментарии

JK23
0
4
Так то оно так. и написано все вроде грамотно. Только, это бесполезно. как горстка чиновников решит так и будет.
Вот именно! всего лишь горстка чиновников! Нас больше, но мы всегда молчим. Пора уже действовать!
Плин!!! Ну что за государство,все бы ток поднимали. А люди то как обычные,где з/п,где работа ,где для народа??? Скоро свой народ без штанов оставят!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

У меня обширный сексуальный опыт, и я этим не хвастаюсь. Будь у меня возможность, променял бы это всё на одного партнёра. Но так как с личной жизнью не заладилось, а секс я очень люблю, то приходилось изворачиваться.
bez_prav
18 окт. 2017 / 18:01
Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Крупнейшая частная школа осознала, что внедрять финскую модель в чистом виде в Казахстане, не имеет смысла. Нельзя давать детям свободу без "идеальных" учителей.
Zhumanova
сегодня / 8:18
  • 2661
  • 5
Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я знал дату свадьбы. За неделю до свадьбы в соцсети "Вконтакте" на все мои последние фото, был проставлен лайк с её профиля. Сердце забилось сильнее. В душе загорелась наивная, крошечная надежда.
Dominator-kz
17 окт. 2017 / 15:41
Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Если вам нет 35 лет и у вас нет своего жилья, то есть интересная гос.программа. Нишевая программа - молодые семьи Алматы до 35 лет, семья - это как минимум 2 супруга без детей.
DanaJarlygapova
19 окт. 2017 / 16:21
Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

История из моей жизни. Я вспоминаю эти отношения и сама не могу понять - как так произошло? А дело в том, что вы и сами не заметите. Это наступает плавно и динамично.
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 14:17
Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Борьба с оборотнями в погонах идёт не один год, но без особого эффекта. Это даёт повод подробнее поговорить о нашей полиции и её проблемах. Как относятся к полицейским казахстанцы?
voiceQZ
20 окт. 2017 / 18:42
  • 2536
  • 41
Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Я проработала во многих компаниях и повстречала очень много разных интересных людей. Исходя из моих наблюдений, могу описать несколько категорий работников. Может, речь пойдет о ком-то из вас…
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 17:51
  • 1927
  • 20
«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

Аким Шымкента Габидулла Абдрахимов нашёл решение накопившихся проблем городского транспорта. Все ключевые работники акимата некоторое время будут сами ездить на автобусах.
openqazaqstan
18 окт. 2017 / 10:53
  • 1915
  • 36
Аркадий Волож привел в Казахстан «Яндекс.Лицей». Плакать или радоваться?

Аркадий Волож привел в Казахстан «Яндекс.Лицей». Плакать или радоваться?

"Яндекс.Лицей" зашел в казахстанские школы. План - учить бесплатно программированию, формировать себе кадры и выйти на мощность 10 тысяч школьников в год.
Zhumanova
18 окт. 2017 / 8:36
  • 1749
  • 17