Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-1
09:20, 27 сентября 2013

Ценообразование ГСМ в Казахстане. Часть 2

Буквально вчера Министр нефти и газа РК заявил:

На 5-7% может подорожать в следующем месяце бензин в Казахстане.

На эту новость народ очень бурно отреагировал ... Негативно!

Действительно, рост цен на ГСМ неизбежен! Но в 2014 году ожидается существенное повышение цен на ГСМ по сравнению с заявлением Министра нефти и газа РК. Это обусловлено нижеследующими факторами:

1. С 2014 года отменяется безпошлинный ввоз российской нефти в РК.

19 сентября 2012 года подписан протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 9 декабря 2010 года «О торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан».

По подсчетам российской стороны, потери бюджета РФ от беспошлинных поставок 7 млн. тонн нефти в Казахстан составляют $1,5 - 2 млрд.

Таким образом, вот эту разницу $1,5 - 2 млрд. РК должна будет возместить в случае импорта нефти с РФ. Понятное дело, что разница будет возмещаться не с Республиканского бюджета, а от недропользователей РК, в частности - АО "НК "КазМунайГаз".

Для сведения: Ежегодно для жизнедеятельности Павлодарского и Шымкентского НПЗ с России завозится (но не всегда) порядка 5-7 млн. тонн нефти, из этого объема 4-5 млн. тонн нефти поставляется в Павлодар, а оставшийся объем 1-2 млн. тонн – в Шымкент.

2. Модернизация 3-х казахстанских НПЗ.

На модернизацию и реконструкцию 3-х НПЗ запланировано порядка $4 млрд, и работа в этом направлении начата. К 2016 году наши НПЗ будут производить бензин Евро 4 и 5.

И вот, чтобы отбить вложенные инвестиции в размере $4 млрд., НПЗ просто увеличат стоимость процессинга (переработки нефти).

Со слов ген. директора ПНХЗ:

если процессинг сейчас стоит $35-40, то при инвестиции он увеличивается до $150. Получается повышение на $100 на тонну нефтепродукта после модернизации.

Для сведения: Согласно тех.регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.

3. Спад добычи нефти на месторождениях

Основные поставщики нефти на отечественные НПЗ: РД КМГ, Тургай Петролеум, Каражанбас, КазгерМунай, ПетроКазахстанКумкольРесорсиз и прочие мелкие месторождения.

Многие из этих нефтяных месторождений уже достигли своего пика добычи, и соответственно идет спад.

А у крупных производителей нефти, как Тенгизшевройл, Карачаганак, НКОК (Кашаган), отсутствуют обязательства по поставкам нефти на внутренний рынок (НПЗ).

Для сведения: Государству выгодно, когда нефть уходит на экспорт. Ведь, экспортная нефть продается по мировым ценам, соответственно Государство получает больше налогов. А на внутреннем рынке нефть может поставляться по себестоимости (10-40 долларов за баррель).

(С ценообразованием ГСМ в Казахстане и по действующим НПЗ можно ознакомиться по ссылке)

Но есть возможность избежать роста цен на ГСМ.

Что нужно для этого?

1. Создание Государственной монополии на топливном рынке.

Сейчас на топливном рынке творится полный бардак:

  • помимо 3-х НПЗ существуют 32 мини-НПЗ с общей производительностью 1-2 млн. тонн нефтепродуктов. Зачастую продукция вот этих мини-НПЗ попадают на казахстанские АЗС. А учитывая, что глубина переработки нефти на мини-НПЗ крайне низкая (они смешивают топливо с низкооктановым числом с присадками) то от этого страдают не только автомобили, но и люди.
  • на законадательном уровне нет четкого механизма по поставке нефти с разведуемых месторождений на внутренний рынок. В период разведки запрещено экспортировать нефть, но можно поставлять на внутренний рынок. Период разведки длится 6 лет с возможностью проделния до 2-х лет 2 раза! Этой возможностью пользуются некоторые люди: занимаются подпольной добычей, либо скупают нефть по очень смешным ценам.
  • Государство обязывает крупных переработчиков нефти (КМГ-ПМ) поставлять диз.топливо по заниженным ценам в период посевных/осенних работ, обеспечить казахстанские ТЭЦ дешевым мазутом по цене 35,000 за тонну, когда мелкие оптовики реализуют мазут на экспорт по 75 000 - 85 000 тенге. Получается не совсем справедливая борьба, и это нужно менять!
  • прямой доступ производителям нефти на НПЗ закрыт. Они отдают практически за себестоимость нефть посредникам (агашкам), которые делают сверхприбыль на продаже нефтепродуктов. К примеру, есть такая компания, как "Петролеум Оперейтинг", у которой нет своей скважины, но является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на рынке РК. Информация о владельце данной компании и о ее оборотах можно узнать по ссылке
  • воруют нефть очень много. Воруют с действующих месторождений, воруют с трубопроводов, да и  просто занимаются добычей без всяких разрешительных на это документов. По информации Ген.прокуратуры РК ежегодно незаконный оборот нефти составляет примерно 1 млн. тонн, но в дейсвтительности кажется еще больше. Вот примерное видео: http://www.youtube.com/watch?v=of0_f8RHN6A

Ну так вот, в целях устранения беспредела на топливном рынке нужно вводить механизм по Государственному монополию через специальные компании - владельцев НПЗ. В настоящее время Атырауский и Павлодарский НПЗ полностью принадлежат КазМунайГазу, а Шымкентский НПЗ разделяют КазМунайГаз с ПетроКазахстан. Вот эти 2 компании должны контролировать оптовые продажи. Хоть ПетроКазахстан является китайской, без нее нельзя. Поскольку эта компания занимается толлинговыми операциями (вывозит нефть в Китай, и завозит высокооктановый бензин), обеспечевая хорошим бензином владельцев авто.

Работу нужно выстраить так, чтобы всякие посредники не могли зайти на НПЗ: обязать недропользователей сдавать нефть, предназначенную на внутренний рынок, только КазМунайГазу и ПетроКазахстан (малую долю). Тогда, всякие подпольные мини-НПЗ лишатся возможности поставлять некачественный бензин на АЗС.

Тем более, не забываем, что РК должна полностью перейти на бензин Евро 4 и 5 к 2016 году.

Но если вводить такой механизм, то цены на ГСМ резко упадут. А от этого нет ничего хорошего: таксисты и Авиакомпании цены не спустят, овощи-фрукты не подешевеют (основная статься расходов дальнобойщиков - ГСМ).

Крайне рекомендуется оставить цены на ГСМ на прежнем уровне. А разница пусть пойдет по примеру многих стран (США, Россия) - включение налога на транспорт в цену бензина и диз.топлива.

Также, чтобы предлагаемые монополисты не получали сверхприбыль, можно повысить (утвердить плавающую ставку) акцизы на нефтепродукты.

Пора уже новодить порядок в нашем общем доме - Казахстан!

P.S. писал в спешке, мысль свою еще не закончил. дополню позже.

-1
1220
4