Трилогия Константина Симонова «Живые и Мертвые» и другие книги о Великой войне

IBookYoukz 2013 M09 26
1296
3
4
0

В советской прозе, а особенно военной, трудно найти автора с хорошо поставленным языком. Симонов не исключение. Трилогия «Живые и Мертвые» написана добротным «корреспондентским» языком. В ней не...

Автор рецензии: Шухрат Адилов

В советской прозе, а особенно военной, трудно найти автора с хорошо поставленным языком. Симонов не исключение. Трилогия «Живые и Мертвые» написана добротным «корреспондентским» языком. В ней не найти интересных языковых оборотов и символов. Это советский реализм в чистом виде. Однако это моя любимая книга о войне.

 

Вообще я считаю, что советские авторы достойны уважения и почтения хотя бы за то, что писать им приходилось под прессом цензуры, которая с каждым годом ограничивала темы, на которые писать можно. А были темы, на которые писать нужно. При этом некоторые авторы умудрялись писать действительно стоящие вещи, Для поклонников советской литературы посоветую Нодара Домбадзе, Даниила Гранина, Леонида Зорина.

Я с самого детства интересовался историей Великой отечественной войны. Люблю кино о войне, особенно советское, и, конечно же, люблю книги о войне. Хорошо, что СССР прекратил свое существование задолго до смерти последнего ветерана ВОВ (Великая отечественная война, не все могут вспомнить эту аббревиатуру). Это позволило напечатать запрещенные до этого книги, которые я внес в свой список любимых. В первую очередь это «Генерал и его армия» Георгия Владимирова и «Мой лейтенант» Даниила Гранина. Это уже максимально приближенная, правда, с героизмом, чернухой, кровью и смертью.

После смерти Сталина стало появляться много книг, которые стали называть «окопной правдой». Зажглись звезды Василя Быкова, Симашко, Богомолова и многих других. В их книгах война открывается со стороны обычных солдат, и в них впервые озвучиваются некоторые критические моменты Войны, которые никто до них не поднимал.

Трилогия Симонова «Живые и Мертвые» была напечатана только во времена «оттепели». Хотя Симонов и был «обласкан» властью, был лично знаком со Сталиным, являлся лауреатом Сталинской премии, но вопросы, поставленные в романе, особенно о начальном этапе войны, были немыслимы, пока Сталин был жив.

По своему размаху роман можно сравнить с «Тихим Доном» или даже «Войной и Миром», если бы не этот скупой корреспондентский язык. Любопытно, что первая часть романа почти полностью совпадает с циклом очерков К. Симонова «100 дней войны». Количество персонажей, временные рамки, масштаб действий - все это, конечно, очень занимательно, но самый главный сюжет- «Человек на войне» - здесь раскрыт очень позитивно, по-советски героически. В любом случае, снова и снова перечитывая роман, я испытываю гордость за своих предков, за поколение победителей. Я ностальгирую по ушедшим принципам и «понятиям». Я пытаюсь осознать меры добра и меры зла, которые были тогда и какими стали сейчас.

Читайте роман «Живые и Мертвые» - это лучшая советская книга о войне.

Илюстрация "Симонов К. М. «Живые и мёртвые» из Большой Советской Энциклопедии.

 

Читайте литературный блог IBookYou.kz и подписывайтесь в facebook.com/ibookyoukz

Оцените пост

4

Комментарии

0
"Вообще я считаю, что советские авторы достойны уважения и почтения хотя бы за то, что писать им приходилось под прессом цензуры, которая с каждым годом ограничивала темы, на которые писать можно" - Что Вы говорите! А на какие темы нельзя было писать советским авторам? Как сказалась на талантах отмена цензуры? Много ли мы увидели их гениальных творений после 1990? Что лучше: советская цензура или цензура "рынка"? Вообще, такое ощущение, что цензура советская была всем только на пользу - столько дерьма попёрло из "зажимаемых" после отмены пресса...
0
Спасибо за пост!



0
Ты путаешь причину и следствие. Нельзя было говорить открыто правду. В принципе говорить то можно было, но за это могли расплатиться жизнью при Сталине и расплачивались зачастую.
А официально эту правду не пускали. Ибо выявляла она истинный уровень руководства, их безграмотность и кособокость суждений. Видишь ли, богам не к лицу ошибаться. Иначе что это за бог, не бог, а так... божок второсортный.

То что свобода слова которая появилась в середине 80-х, (а нынче уже испустила дух) породила тонны дерьма - так это не она породила. А просто лишь открыла чан, где это дерьмо все бродило. И дала каждому высказаться в меру своего уразумения.

По мне, так лучше с дерьмом но зная правду, чем без дерьма да в сладкой лжи. Да и не сладкой даже.. а просто удобной тем, кому сладко, как им кажется.
Показать комментарии