Yvision.kz
kk
10
02:04, 29 октября 2013

Личный Кабинет eGov.kz

В этом материале мы расскажем о наших планах по добавлению новой «фишки» портала, индивидуальной для каждого пользователя. Предварительно назвав “Личным Кабинетом”, мы планируем максимально персонализировать её, добавив множество полезных функций, и обозначить особую роль при работе с электронным правительством.

7 сентября этого года наши разработчики провели фокус-группу, пригласив интернет-блогеров для обсуждения дальнейшего развития функционала электронного правительства РК.

Blog post image

На этой встрече было рассказано о новых идеях в построении так называемого “Кабинета eGov.kz”, в частности о сборе данных о пользователе, об индивидуальной подборке необходимых е-услуг и про новую систему уведомлений. Собрав полезные предложения от участников фокус-группы, мы попытались визуализировать функционал Личного Кабинета. И теперь, хотим поделиться с вами нашими планами и обсудить вопросы по их реализации.

Давайте остановимся поподробнее на описании идеи Личного Кабинета eGov.kz.

Для начала зададимся вопросом – что такое eGov.kz? Это портал, объединяющий многочисленные информационные системы госорганов (ИС), которые в свою очередь хранят в себе общие данные о гражданах страны.

Существует слой данных об основных (глобально значимых) объектах государства, это “Государственная база данных Физические лица” – содержит данные о документах, удостоверяющих личность, “Государственная база данных Юридические лица” – содержит регистрационные сведения о ЮЛ, “Государственная база данных Регистр недвижимости” – содержит регистрационные сведения о зданиях и частично о строениях различного назначения. Кроме того, существуют базы данных не получившие статуса ГБД, но содержащие информацию имеющую высокое значение для граждан и представителей бизнеса, например, сведения о земельных участках (АИС ГЗК АУЗР РК), сведения о налоговых отчислениях (ИС НК РК), сведения о пенсионных отчислениях (ИС МТСЗН РК) и др.

В настоящее время пройдена некая грань информатизации и накопления данных в ИС, так что практически о каждом официально зарегистрированном лице можно найти основные факты биографии. А на eGov.kz имеется большое количество электронных услуг и сервисов, с помощью которых эти данные можно оттуда получить. Но пользователь вначале недостаточно хорошо ориентируется и не владеет информацией о том, какая именно е-услуга сейчас для него полезна. Или же он может регулярно пользоваться определенными услугами, но не знать, что на портале есть и другие, которые в данный момент ему бы очень пригодились.

На текущем этапе портал eGov.kz обезличен, и для каждого пользователя он одинаков. Пусть даже и с продуманным дизайном портал eGov.kz для неподготовленного пользователя предлагает воспользоваться сразу множеством электронных услуг и сервисов. И среди всего этого потока данных будет уместно выделить действительно важную информацию для каждого конкретного человека, подстроить и персонализировать этот поток для упрощения получения необходимой информации.

Теперь другой вопрос. Пользователь каждый раз запрашивает данные о себе с различных ИС госорганов. Тут приходит мысль – а почему бы не объединить эти данные где-то в одном месте у себя под рукой, не собирая каждый раз информацию с различных электронных справок? Определенно не помешали бы инструменты, облегчающие использование электронных услуг.

Мы считаем, что нужно обозначить основную роль Личного Кабинета – быть сервисом, предлагающим пользователю только те услуги, которые ему необходимы, и аккумулирующим информацию обо всех его взаимодействиях с государством.

Вокруг этих рассуждений и строится идея Личного Кабинета. Техническая реализация будет основана на следующих пунктах:

  1. Единая точка входа;
  2. Единый идентификатор лица (ИИН);
  3. Выделение потока информации, касающегося конкретного лица;
  4. Предложение услуг потенциально интересующих конкретное лицо.

Что у нас есть сейчас:

Blog post image

Сейчас чтобы отслеживать все свои взаимодействия с ГО через портал, нужно на нем авторизоваться. Далее, при клике на свое имя в верхнем правом углу открывается меню с несколькими ссылками на страницы, касающихся личных данных. Это – страницы историй, хранящие запросы и полученные справки/чеки, уведомления и скудная страница с профильными данными. Согласимся с тем, что это не совсем удобный вид предоставления данных.

А теперь, предлагаем вам ознакомиться с видом нового Личного Кабинета eGov.kz:

Blog post image

Примерно в таком виде мы представляем Личный Кабинет. На общие графические элементы внимание пока заострять не нужно. В будущем, дизайн адаптируется под нынешний стиль оформления портала.

Остановимся на общих элементах страницы. Что мы видим?

В верхней правой части страницы вы найдете небольшие кнопки-ссылки на следующие разделы:

  1. Главная страница с персональными данными – Персональное досье;
  2. Страница Истории запросов;
  3. Страница Уведомлений
  4. Раздел настроек Личного Кабинета;
  5. Кнопка выхода.

Опишем первый раздел – страницу с персональными данными.

В начале страницы находится блок с данными удостоверяющими личность, местами рождения/прописки и контактами. Также здесь отображена информация по номерам и срокам действия паспорта и удостоверения личности.

При имеющихся водительских правах, авто и недвижимости, их данные отобразятся в отдельных блоках. Например, добавив свой автомобиль, можно получать данные о наличии штрафов.

А также в Личном Кабинете будет отображена информация о социальном статусе и семейном положении пользователя. Если есть дети, то их ИИНы будут всегда под рукой.

Если вы официально трудоустроены, то в отдельном блоке будет указано наименование места работы и дата последних пенсионных отчислений.

Данные в блоках будут обновляться автоматически, с определенной периодичностью синхронизируясь с базами данных госорганов, но некоторые пользователь будет заполнять сам. К примеру – номер телефона.

Мы планируем дать пользователям право самим настраивать отображение блоков. Но, скорее всего, такая функция появится не в первых версиях ЛК, а чуть позже.

Вы ведь заметили графический элемент «стрелочку», присутствующую в каждом блоке справа? При нажатии на него будет отображаться всплывающее меню со списком онлайн-услуг и сервисов, которые будут тематически относиться к данной категории блока. Например, в “Адресах” можно будет найти адресную справку, в “Месте работы” – справку о пенсионных отчислениях, в “Детях” – постановку и проверку очереди в детский сад, в “Авто” – проверку наличия штрафов, и тд. Это очень удобная функция. Все полезные услуги будут находиться под рукой.

Теперь немного о другой важной функции – об уведомлениях.

На первом этапе запуска ЛК планируется ввести три типа уведомлений (возможно ещё и в виде SMS):

  1. Об изменениях в персональном досье.
  2. Об изменениях в истории запросов;
  3. Об истечении срока годности документов.

Вы будете получать уведомления по изменениям статусов запросов не только по электронным услугам, но так же и по услугам, полученным в ЦОНе. Или, к примеру, если у вас будет заканчиваться срок действия удостоверения или паспорта, то вам будет отправлено уведомление с напоминанием их обменять.

Принимаемые уведомления будут четко сортироваться по отправителю – вы можете видеть от какого именно ГО и на какую тему вам приходит оповещение.

Blog post image

Примерный вид страницы уведомлений

Запуск начальной версии Личного Кабинета будет в начале 2014 года. Набор доступных функций будет зависеть от степени готовности интеграции ИС каждого госоргана с Личным Кабинетом.

Хочется особенно отметить, что в будущем функциональные возможности Личного Кабинета не будут ограничиваться одним только порталом eGov.kz. Интеграция с порталом Е-лицензирования и Кабинетом Налогоплательщика технически реализуема, это вопрос времени. А дальше – больше ;).

Мы хотим, чтобы пользователи воспринимали Личный Кабинет как единый аккаунт/профиль взаимодействия с государственными органами.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

На этом закончим предварительное описание и обратимся к вам, друзья. На данном этапе планирования и видения мы вполне можем упустить что-нибудь полезное. Мы рады услышать все ваши предложения и замечания!

10