Снова как дома

MadinaR 2013 M09 22
633
0
2
0

  21 сентября 2013 года открыла для себя очередной сезон в ГАТОБ оперой Дж.Пуччини «Мадам Баттерфлай» (Чио-Чио-Сан), либретто Л.Иллика и Дж.Джакоза по новелле Дж.Лонга, переработанной в драму...

 

21 сентября 2013 года открыла для себя очередной сезон в ГАТОБ оперой Дж.Пуччини «Мадам Баттерфлай» (Чио-Чио-Сан), либретто Л.Иллика и Дж.Джакоза по новелле Дж.Лонга, переработанной в драму Д.Беласко.

Почему не неделю назад и не оперой «Абай»? Потому что мечта о самостоятельном распределении рабочего времени еще не сбылась, и должностные обязанности держат в будний день как минимум все первое действие совершенно в другом месте. Но это мелочи жизни. Сейчас не об этом.

Итак, мой любимый Пуччини и снова ГАТОБ. С первыми звуками оркестра защемило где-то под ребрами. Какое бы не было качество записи или звуковоспроизводящей техники, они никогда не заменят живой звук. Это невозможно передать. Только прочувствовать. Это как если долго питаться столовскими подогретыми котлетами со склизким пюре, называя это едой, а потом наконец то покушать дома ароматные, сочащиеся прозрачным насыщенным соком куски рубленного мяса с гарниром из свежей, толченной с домашним маслом с добавление чуточки свежего молока, солнцеподобной картошки, и только нарезанные хрустящие огурчики с сахарным розовым помидором. Все настоящее и как-то по-особому близкое.

Но ГАТОБ не был бы ГАТОБом, если бы не удивил.

Самое необыкновенное – в ГАТОБ на сцене теперь настоящие поцелуи! Не стыдливое отворачивание от зала, а прямо настоящее соприкосновение губ. Еще немного и у нас будет как в Ла Скала - обнажение до нижнего белья (а некоторых персонажей без ограничений) и страстные катания по сцене. В балете уже бушует настоящая чувственность. Вполне логично продолжение в опере.

Второе – впервые увидела самого маленького актера ГАТОБ. На вид ему не больше 4-х лет и роль у него была самая драматическая. Правда, его личная трагедия как человека несколько отвлекла от действия и немного сняла накал с сюжета.

Третье – Дулат Токанов. При прочтении либретто Принц Ямадори представлялся противненьким старичком. После спектакля посчастливилось уточнить у истинного знатока опер. Он подтвердил, что этот персонаж во всем мире, как правило, именно такой. Но Дулату Токанову снова удалось привнести новое понимание как своего героя, так и смысла всей истории. Его Принц - статный, красивый, мужественный, несмотря на все халаты, веер и положение просящего у всеми отвергнутой и презираемой женщины. Он выполнил функцию этой роли, но совершенно в другом качестве. Удивительно, но Дулат Токанов смог признаться в любви, получить отказ и сохранить достоинство. При этом любовь Чио-Чио-Сан стала только выше, чище и искреннее. Легко отказать волочащемуся за молоденькими женщинами старику, пусть даже и богатому, сохранив верность любимому мужчине. Но когда предстает более, чем достойная альтернатива, отказ предстает осознанным безграничным достоинством и делает градус этой драмы гораздо выше.

Вкратце сюжет. Действие происходит в Японии. Американский лейтенант Пинкертон (Халид Нуралиев) женится на молоденькой японке Чио-Чио-Сан (Гульзат Даурбаева). Консул (Александр Сметанин) предупреждает Пинкертона, что не стоит портить жизнь девушке, но лейтенант идет вслед за своими желаниями. Устраивает свадьбу и находит уютный домик местный сват и маклер Горо (Дархан Жолдыбаев). Комиссар (Айдос Жабагин) регистрирует брак. Чио-Чио-Сан настолько влюблена, что принимает христианскую веру. Ее дядя Бонза (Серик Аукатов) проклинает ее. Пинкертон пользуется этим, чтобы наконец всех спровадить и остаться наедине с женой.

Проходит три года. Чио-Чио-Сан живет в домике со служанкой (Сара Ищанова) и сыном, о котором его отец Пинкертон ничего не знает. Консул получает известие о том, что лейтенант женился, пытается об этом сообщить мадам Баттерфлай, но не получается. К ней сватается принц Ямадори (Дулат Токанов). Чио-Чио-Сан ему отказывает. Консул советует все-таки принять его предложение. Всеми отвергнутая и испытывающая нужду она все еще ждет возвращения мужа и показывает консулу белокурого сына.

Пинкертон приезжает со своей женой Кэт (Илона Тен) за сыном. Мадам Баттерфлай прощается с ребенком и убивает себя кинжалом.

На самом деле все гораздо глубже и драматичнее. Чего стоит только одна сцена, когда Чио-Чио-Сан не знала, где искать поддержку и утешение. К новому Богу она не привыкла, а обращаться к прежним после своего отречения и от любви к мужу она не посмела. Хотя ему по большому счету было все равно кому она молится.

Удивил Александр Сметанин. До этого видела его в комедийных ролях в Дон Жуане, в Веселой Вдове и в Любовном напитке. Тут же он был в образе «приносящего плохие вести». И при этом искренне как обычный человек пытался успокоить ребенка во время арии Мадам Баттерфлай, не выходя из образа.

А еще не было балета. Ну что ж… Хотя по мне, так это было бы здорово в первой части: яркие кимоно, крутящиеся зонтики, сдержанная пластика…

Итак, сезон открыт. ГАТОБ ждет!

Оцените пост

2