Yvision.kz
kk
1
05:04, 10 сентября 2013

Форум IDC: интервью с Маратом Абдилдабековым, главным директором по IT «Казахтелеком»

Телекоммуникации

Не только бизнес-интерес, но и социальная задача

В работе авторитетного IDC форума примут участие специалисты "Казахтелеком", которому не только удалось решить застарелые проблемы отрасли, но и войти в число наиболее IT – ориентированных компаний республики и региона.

Интенсивность встреч специалистов IT более чем оправдана: шаг обновлении технологий ускоряется, и профессионалы отрасли считают важным на различных форумах обсудить новации и возможности адаптации их в своих регионах. Несмотря на дороговизну инноваций, компании, в том числе телекоммуникационные, не скупятся, стремясь оказаться в передовом эшелоне, а не «глотать пыль за уходящими вперед цивилизациями». Ставка на технологии, их обновление в Казахстане возведена в ранг государственной политики. А ведущим и последовательным проводником этой политики в сфере телекоммуникаций выступает АО «Казахтелеком». В прошедшем году и первой половине текущего компания продолжала масштабно развивать свои IT проекты, сохраняя лидерские позиции не только на рынке Казахстана, но и в Центральной Азии. Не случайно компания Parallels, специализирующаяся на разработке программного обеспечения в сферах виртуализации и автоматизации хостинговых услуг, в начале 2013 года назвала АО «Казахтелеком» своим лучшим региональным партнером на территории Средней и Восточной Европы, России, Африки и Центральной Азии. Поэтому на предстоящем IDC форуме, который пройдет с пятого по шестое сентября текущего года в Боровом ведущему отечественному оператору связи будет, чем поделиться с коллегами. Но прежде эту тему инноваций в компании мы обсудим с Маратом Абдилдабековым - главным директором по IT АО «Казахтелеком», который дал интервью «Казахстанской правде».

Blog post image

– Марат Мухтарович, традиционно на отраслевых форумах принято делиться с коллегами результатами работы, найденными решениями сложных проблем или планами. Удивить профессиональное сообщество сложно, тем не менее, «Казахтелекому»  есть, что представить на IDC форуме?

– Мы планируем рассказать коллегам о наших инициативах по формированию услуг IT для своих клиентов. В частности, будут представлена модель и бизнес-подходы по ИКТ-сервисам. Остановимся на вопросах системной интеграции и проектах, которые реализованы нами совместно с АО ФНБ «Самрук-Казына» с использованием принципов внутрихолдинговой кооперации. Хотим остановиться на новых ИКТ-сервисах, которые были выведены на рынок в последнее время. В частности, речь о новых Value added и Cloud сервисах, о сервисах из облачной среды от корпорации Microsoft, виртуальных сервисах ЦОД и других. Также будут презентованы наши инициативы по предоставлению услуг IT - аутсорсинга, в частности, сопровождение информационных систем и серверного оборудования, включая элементы Iaas и Paas.

 

– Год назад компания анонсировала активное развитие мобильной связи четвертого поколения LTE (Long-Term Evolution). Каковы здесь успехи?

– В настоящее время сеть LTE построена в городах Астана и Алматы, где предоставляются услуги под маркой Altel4G, продолжается строительство сети в других городах РК.

 

– Люди быстро привыкают к хорошему, и нынешние пакеты услуг компании очень востребованы: и скоростной Интернет, и ID TV, и ряд услуг, им сопутствующих, многие из нас, пользователей, уже оценили. Только ли горожане пользуются этими благами, и каков спрос на пакеты в регионах?

– Мы уже давно выводим на рынок различные пакеты услуг, и в дальнейшем эта практика будет расширяться. Пакетные сервисы становятся все более востребованными. На первом этапе, конечно, горожанами. Но, по мере развития инфраструктуры, они становятся доступны и для сельских пользователей. Клиент получает сервисы по концепции Triple Play, и в ближайшее время будут выведены на рынок пакеты с включением услуг LTE.  Оптимальная стоимость пакета позволяет клиенту экономить средства и получать различные услуги, заплатив за них фиксированную сумму.

 

– Генеральная тенденция в мире ­– «инфокомориентированность», которой придерживается и «Казахтелеком». Поясните читателям, о чем речь, и какие преимущества или блага это несет клиентам?

Сегодня нашим клиентам доступны все базовые сервисы телекоммуникационного оператора: телефония, Интернет, ID-телевидение. Широкополосный Интернет ID Net, беспроводный Интернет на LTE предоставляют клиенту большие скорости до 50-100 Мб/сек. На повестку дня выходит потребность клиентов в качественном и интересном контенте. И сегодня телекоммуникационные операторы заинтересованы в создании необходимых условий для формирования Интернет -контента. С этим связаны такие проекты «Казахтелекома», как строительство Центров обработки данных, создание Service Delivery платформы, разработка Content delivery платформы. Эти проекты позволят компании сформировать платформу и соответствующую инфраструктуру для стимулирования разработок и формирования казахстанского контента. В результате наш пользователь получил все выгоды и преимущества работы в Казнете. Для нас это не только бизнес-интерес – это ещё и социальная задача по формированию востребованных отечественных Интернет-ресурсов.

 

– В каждом сегменте рынка, пожалуй, кроме традиционной телефонии, у компании есть конкуренты. Удается ли АО «Казахтелеком», которая сама по себе - крупнейшая в стране, удерживать лидерство и в секторах?

– Абсолютно верно: на рынке услуг телекоммуникаций конкуренция достаточно высокая и она продолжает свой рост. Единственная поправка: рынок телефонии не исключение. И здесь мы вовлечены в острую конкурентную борьбу с операторами местного уровня, операторами мобильной связи и IP -телефонии за голосовой трафик, как местный, так и за междугородный и международный. В целях повышения конкурентоспособности компании, мы, кроме применения гибкой тарифной политики, использования инновационных решений, улучшения сервиса, проводим различные акции для каждого сегмента. Только в текущем году мы провели 15 централизованных и более 80-ти локальных маркетинговых акций. Также применяются такие методы, как улучшение параметров услуг, пакетирование с другими услугами.

Так, недавно мы анонсировали увеличение скорости доступа в Интернет до 50 Мбит/с по акционному пакету «iD Net Super Hit». Этот пакет включает две услуги: доступ в Интернет и безлимитные междугородные разговоры. Здесь применены инновации, скидки на тарифы, улучшены параметры, и все это сопровождалось широкомасштабной рекламной кампанией. Думаю, это характерный  для АО «Казахтелеком» пример комплексного применения различных методов повышения конкурентоспособности компании.

 

– Как обстоят дела с развитием связи стандарта CDMA?

– Мы продолжаем расширять географию предоставления услуг телекоммуникаций в сельской местности с использованием этого стандарта. За период с 2007 - 2012 годы установлены и введены в эксплуатацию 680 базовых станций в 14 областях Республики, из них 606 базовых станций работают с использованием технологии EV-DO, которая позволяет обеспечить предоставление услуг широкополосного доступа в сельских населенных пунктах. В соответствии с долгосрочными планами развития, до конца 2015 года беспроводная сеть сельской связи по технологии CDMA/EV-DO должна быть расширена до 900 базовых станций, что обеспечит полное покрытие сельских территорий республики.

Технология EV-DO используется для предоставления широкополосного беспроводного доступа в Интернет со скоростью до 3,1 Мбит/с, что в полной мере соответствует стандарту связи третьего поколения. Использование технологии EV-DO позволило предоставить абонентам все услуги, аналогичные услугам Megaline (личный кабинет, игры, музыка и т.д.) под торговой маркой «Megaline-Mobile3G». Проект CDMA имеет выраженную социальную направленность. Он позволяет обеспечить доступ к современным услугам подавляющего большинства сельских жителей, не имевших ранее доступа к современным услугам телекоммуникаций, создать необходимые условия для реализации государственных программ по созданию инфокоммуникационных сетей ЕТС-ГО, организаций образования и здравоохранения.

 

– Компания продолжает строить дата-центры, которые как раз и обеспечивают современный уровень всего телекоммуникационного пакета. Это инвестиционно - емкие проекты, какую часть клиентской базы они «покрывают» и насколько рентабельны?

– Сегодня по республике у нас работают 16 дата-центров. Мы имеем более 10 000 клиентов и наша доля на этом рынке составляет около 52%. Услуги дата-центров относительно новые. Поэтому относительно недавно компания начала активно продвигать и инновационные сервисы. На сегодня это уже ставшие традиционными услуги: Co-location, Dedicated, Hosting, виртуализация и хранения данных, так и облачные сервисы (Cloud сервисы – Iaas, Paas, Saas) на базе существующих технологий.

Окупаемость проектов IDC составляет 4-5 лет. Для телекоммуникационных операторов услуги дата-центров решают несколько задач. Во-первых, это прямые доходы от продаж сервисов клиентам. Во-вторых, повышение лояльности наших клиентов, поскольку трафик внутри сети для них бесплатный. В-третьих, дата-центры способствуют росту внутреннего трафика и уменьшают наши издержки на необходимость расширения внешних каналов. Создание инфраструктуры Центров обработки данных способствует развитию казахстанского сегмента сети Интернет.

 

– Последние 2-3 года идет активное развитие облачных сервисов. АО «Казахтелеком» в этой сфере активно сотрудничает с ведущими мировыми производителями, и, как представляется, здесь мы впервые не догоняем цивилизованный мир, а идем с ним в ногу. Если соотнести с населением страны, как продвигаются «облака» в республике?

– Cloud направление или «облачные сервисы» являются новым трендом на рынке IT услуг. Американский рынок, а вслед за ним и европейский, активно развивают решения на базе облачных технологий. Преимущества очевидны -  качественный сервис с оплатой за реально потребляемый объем. При этом клиент потребляет услуги из облака  и все, что ему нужно – это выход в Интернет. Будущее – за Cloud сервисами!

АО «Казахтелеком» является пионером этих сервисов и нам приходится фактически формировать данный рынок. Приходится создавать своего клиента, убеждая в надежности и безопасности Cloud технологий. Элемент недоверия есть, но с каждым годом количество желающих получить облачные сервисы растет. Вы абсолютно правильно сделали акцент на сотрудничестве с ведущими мировыми брендами. У нас уже есть положительная динамика продаж облачных слуг с компаниями SAP, Microsoft, Parallels. Это и Iaas, и Saas решения. Считаю, что динамика развития Cloud сервисов Восточной Европы, России, Казахстана находится в начале пути и по уровню мы приблизительно сопоставимы. У нас есть план выведения на рынок новых облачных сервисов как в партнерстве с мировыми лидерами рынка, так и продуктов отечественных разработчиков. Постепенно облачные услуги станут нормой для потребителя, и будут способствовать росту доходов компаний.

 

– Вроде как уже неловко в век IT спрашивать о наземной, стандартной телефонной связи, но хочется спросить, удалось ли достичь по итогам всех реализованных программ 100% охвата населения, в первую очередь сельского, телефонной связью? Какие технические решения здесь применялись?

– По итогам всех программ в 2008 году завершена телефонизация всех перспективных и обеспеченных электроэнергией сельских населенных пунктов. 100-процентный охват сельского населения телефонной связью достигнут благодаря организации индивидуального и коллективного доступа к услугам телекоммуникаций. В настоящее время мы занимаемся развитием инфраструктуры сельской сети посредством различных технологий, в том числе и технологии CDMA. Отдаленные и труднодоступные села телефонизированы благодаря спутниковым станциям. Населенные пункты, расположенные вдоль трассы строящихся ВОЛС, подключаются к этим волоконно-оптическим линиям. В результате мероприятий, проводимых по усовершенствованию и модернизации сельской сети, уровень цифровизации на селе опережает уровень цифровизации в городе: 97,63% по сравнению с 97,59%.

 

– Какие планы и задачи теперь стоят перед компанией на следующие 3-5 лет, и что вы ожидаете от IDC форума?

– Мы хотим привлечь соседей по Центрально-Азиатскому региону к сотрудничеству и более тесной интеграции. У нас есть, что предложить и мы готовы к плодотворному и продуктивному диалогу. Надеемся, форум будет этому способствовать.

 

Алла ДЕМЕНТЬЕВА, Алматы

 
1
382
3