Светскость – залог развития государства

АДР РК 2013 M09 4
935
0
2
0

Светский характер государственного устройства страны закреплен первой статьей Конституции, согласно которой Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным госуда

Светский характер государственного устройства страны закреплен первой статьей Конституции, согласно которой Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

На деле светскость означает, что между государством и религиями установлены особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом. При этом представители конфессий в лице религиозных объединений не выполняют функции государственных органов, особенно контрольных, надзорных, политических, и не вмешиваются в их деятельность. Они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политикой. Причем деятельность политических партий на религиозной основе не допускается на уровне норм Конституции Казахстана (статья 5).

В республике запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной, социальной, национальной или иной розни, на насильственное изменение конституционного строя, в том числе светского его устройства. Не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных объединений.

Государство по отношению к религиям и их представителям также берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Особенно это касается вопросов догматики – веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов. Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии. Государство не вмешивается в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, если детям при этом не угрожает опасность, не ущемляются их права и ограничивается ответственность. Система образования в целом строится на принципе светскости.

Все это закреплено соответствующими нормами Конституции, Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и других. Законодательство Казахстана учитывает интересы всего многонационального и поликонфессионального народа страны и направлено на защиту прав, свобод и интересов всех граждан без исключения.

Для обеспечения соблюдения прав граждан на свободу совести и вероисповедания действует уполномоченный государственный орган – Агентство Республики Казахстан по делам религий, которое в сотрудничестве с религиозными объединениями создает условия для формирования приемлемых государственно-конфессинальных отношений и обеспечивает защиту прав верующих граждан. Руководствуясь принципом светскости, агентство регулирует взаимоотношения государства, религиозных объединений и отдельных граждан, не вмешиваясь в вопросы веры как таковой.

В современном мире отношения государства и религии на основе разделения сфер деятельности не являются уникальными, скорее наоборот, практически не осталось государств, где бы принципы светскости не являлись основой государственного устройства. Теократические государства, в которых власть всецело принадлежала духовенству, существовали в средние и более древние века. Сегодня теократическим государством в полном смысле можно назвать, пожалуй, лишь Ватикан. Элементы теократического устройства демонстрируют Иран, Саудовская Аравия и другие арабские монархии, в которых ислам играет определяющую роль по широкому спектру общественной жизни населения, включая политику, системы судебной власти, образования и т. д. И даже в этих странах в последнее время усиливаются тенденции укрепления светских принципов госуправления.

Тем не менее религиозный фактор в общественной жизни, в том числе в политике, влияет, иногда существенно, на развитие государства. Несмотря на то что в дискуссии о феномене религии участвовало множество светлых умов человечества, научный мир и теологи не пришли к однозначному и целостному его пониманию. Разнообразие подходов свидетельствует о субъективности данного понятия и его общественной значимости.

В целом под религией следует понимать комплекс мировоззренческих и поведенческих норм, основанных на признании существования сверхъестественного, всемогущего существа – бога и практике поклонения ему. В состав религии религиоведы включают следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ, религиозную организацию.

Религиозное сознание – это внутреннее состояние, интеллектуальное и эмоциональное восприятие действительности и окружающей среды верующим человеком. Очень важно то, что вера в религии не требует доказательств, обоснований с точки зрения реальной, объективной действительности. С религиозным сознанием связана религиозная идеология, которая может стать весьма сильным инструментом управления людьми, в том числе большими группами, народами. Не исключается ее альтернативность государственной идеологии.

Религиозный культ, выраженный религиозными представлениями, идеями, догматами, отражает, собственно, саму специфику религиозной деятельности – каким божествам, в какой форме и в каком порядке поклоняться. Способы культовой деятельности зависят от содержания религиозной веры – различные способы молитвы, проповеди, богослужения, паломничество, жертвоприношение и т. п. Естественно, что в каждой религии практикуется свой культ, требования к которому иногда бывают достаточно строгими. Например, на основании несовершения ежедневной пятикратной молитвы в исламе члены радикальных исламистских группировок обвиняют своих единоверцев в безверии и требуют соответствующего к ним отношения.

Религиозная организация – объединение группы верующих на основе общности цели, религиозного сознания и культа. Согласно казахстанскому законодательству религиозная организация представлена в форме религиозного объединения, коим является добровольное объединение граждан РК, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей.

Роль и значение религии в общественных отношениях в целом позитивны. Нравственные, мировоззренческие основы многих религий формировали значительную часть морали и духовности общества. Современные светские законы принимались под влиянием многих религиозных предписаний, развитых и адаптированных к современным условиям. Так, казахстанское законодательство содержит в себе нормы, которые по существу отвечают ключевым принципам и установкам религий. Например, коранический завет «Нет принуждения в религии» (сура 2 аят 257) в трансформированной форме охватывается содержанием нормы Конституции: «Каждый имеет право на свободу совести» (статья 22). Христианский принцип «Не убий!» в более категоричной форме выражен в следующей норме Конституции: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни» (статья 15).

Религия влияет как на внутреннее состояние общества, так и на внешние процессы и явления, в том числе на политику, экономику, культуру, социальные процессы… Основными функциями религии являются мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая (дезинтегрирующая), легитимирующая, культурно-транслирующая. Она задает критерии, идеалы, с помощью которых оценивается окружающий мир, формируются понятия, относящиеся как к объективной действительности (физическим объектам, явлениям и процессам), так и к морали и нравственности. Из этого складывается мировоззренческая функция. Причем следует понимать, что в каждой религии есть свои идеалы, начиная с богов, пророков и отношения человека к ним, которые, как правило, не подвержены изменению.

Религия определяет общность групп населения, восполняет или, наоборот, формирует ограниченность, зависимость человека, обеспечивает общение. Общее для группы верующих понимание природы вещей составляет основу для реализации коммуникативной функции религии. Исторически христианство, ислам и иудаизм формировались на идентичных идеалах, в одном и том же географическом пространстве и исторической действительности. Поэтому у представителей этих религий потенциал для коммуникации высокий.

Тем не менее религия в одном случае может объединять, в другом, наоборот, разъединять индивидов, группы людей, различные общества и даже государства. В этом заключается ее интегрирующе-дезинтегрирующая функция. К примеру, общечеловеческие принципы гуманизма, которые присущи всем религиям, способствуют интеграции их представителей, а имеющиеся у них различия в понимании сущности божества, наоборот, дезинтегрируют.

Весьма важно, что с помощью норм религиозного права, морали и догм могут регулироваться как отдельные поведения верующих, так и целые процессы в обществе. Иногда этой функцией религии пользуются субъекты радикальной, экстремистской и иной деструктивной деятельности, легитимируя отдельные антиобщественные поведения, якобы в интересах определенной религии, ее догматики. Религия во многом субъективна, что дает возможность для манипулирования общественным сознанием, поэтому деструктивные лидеры, по-своему трактуя религиозные положения, способствуют, по меньшей мере, дезинтеграции людей, а иногда – межконфессиональной вражде и розни.

Культурно-транслирующая функция вытекает из того, что религия в своей обрядности, порядке и мировоззренческой сущности формирует собственную культуру. Культура как элемент духовного восприятия действительности также содержит в себе перечисленные выше качества, определяющие функции религии.

Отмеченные функции показывают роль религии в жизни человека в отдельности, в группе индивидов (общине) или государстве. В целом такая неоднозначность в характеристике религии, очевидно, предопределила ее место в системе общественно-государственных отношений, эволюция которой показала, что светское, нерелигиозное государственное устройство отвечает интересам всех членов общества, которое формирует это государство, и его развития.

В связи с этим слова Президента страны Нурсултана Назарбаева из его декабрьского, 2012 года, Послания народу Казахстана «светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана» стали весьма своевременным сигналом для общества в условиях переживаемого в мире острого мировоззренческого и ценностного кризиса. Казахстан в этом смысле своевременно уловил тренды развития общественных отношений и принял все необходимые меры для укрепления своей государственности.

Бахытжан КУЛЕКЕЕВ, директор департамента межконфессиональных отношений Агентства Республики Казахстан по делам религий

Оцените пост

2
Дальше