Мы уже писали, что «АиФ Казахстан» является генеральным информационным спонсором 5-го международного форума талантов и моделей «Fashion House International», который пройдёт с 13 по 15 июня в алматинском спортивно-развлекательном клубе «Метро».
В судействе форума любезно согласился принять участие известный казахстанский кинорежиссёр и продюсер Сергей Азимов.
- Сергей Жумабаевич, чем для вас интересно участие в жюри форума?
- Там я надеюсь найти новые лица, талантливых и интересных людей для участия в съёмках моего нового телесериала. Главные роли уже распределены, но десятки второстепенных ролей, без которых невозможно ни одно игровое кино, пока вакантны. Условия конкурса как нельзя лучше отвечают этим намерениям.
- Вы уже несколько лет возглавляете независимую кинокомпанию «Tanaris»…
- Наша кинокомпания существует с 2008 года. За это время мы сняли два больших игровых фильма - «Рай для мамы» и «Нежданная любовь». Создав эти картины, мы доказали право на существование казахстанского продюсерского кино.
- А что такое продюсерское кино?
- Все говорят «продюсерское кино, продюсерское кино», а сами заглядывают в карман государства. Это не продюсеры, а директора картин, как было раньше. Настоящий же продюсер находит сценарий и тех людей, которые могут этот сценарий реализовать наиболее профессионально, с максимальной отдачей. Продюсер - это человек, умеющий не только добывать деньги, но и умеющий организовать процесс съёмок, проката и прочее. Он отвечает за всё - от и до. И самое главное, он должен уметь убедить всех: всё, что он делает, очень и очень важно.
- Расскажите о ваших новых проектах.
- Два года назад у нас был написан сценарий сериала, он называется «Возвращение». Он уже утверждён худсоветом агентства «Хабар», которое обеспечит примерно 60% финансирования фильма. Но на тот бюджет, который нам предоставили, снять качественное кино, чтобы бедность не выпирала со всех углов экрана, невозможно.
Я воспитан на таких мастерских сериалах, как «Тени исчезают в полдень», «17 мгновений весны», «Вечный зов»… В любом игровом кино главное – человеческие взаимоотношения, а не их имитация. Суть экранного действа - создать некую атмосферу сопереживания. Сериальный жанр в Казахстане есть, сегодня сериалы снимаются и показываются. Но, увы, уровень отечественных сериалов в этом плане меня не удовлетворяет. Не только у меня, а прежде всего у зрителя есть огромное желание увидеть сериал, который бы вызывал состояние сопереживания. Чтобы все, независимо от их интеллектуального уровня и возрастного ценза, смотрели бы это кино. Особенно женщины - замечательная часть общества, его основа основ.
Мы пытаемся снять такой сериал. В нём мы затронем очень важные для меня вещи, поведём разговор о семейных ценностях, традициях, взаимоотношениях поколений, отцов и детей. Наш фильм будет о поисках себя, своего места в обществе, о сопричастности судьбе своей страны. Наши герои - люди неравнодушные. Они достаточно критичны, потому что они - граждане этой страны, они неравнодушны к недостаткам. Не только, к тем, что нас окружают, но и к тем, которые сидят в нас самих, таятся в глубине души, а иногда вырываются наружу. И главное, в нашей картине нет имитации действительности.
- Не станет ли фильм очередной «мыльной оперой»? Как вы определяете его жанр?
- Это не социальная драма, а скорее народный сериал. И это не значит, что будет сниматься дешёвое кино без претензий на профессионализм. Арбу вижу, про неё и пою. Нет, у нас всё будет по законам драматургии, по законам жанра. Мы собрали группу авторов-профессионалов, потому что сценарий для 18 серий написать в одиночку невозможно.
Авторами «Возвращения» стали Тимур Жаксалыков, Айдар Естимбетов, Ильяс Искаков и ваш покорный слуга. Герои фильма будут говорить на 4 языках - русском, казахском, английском и китайском. Современная молодёжь давно владеет несколькими языками, и это замечательно.
Сколько бы ни спорили языковеды и ура-патриоты, это стало реальностью нашей жизни. Я противник того, чтобы наши картины были мононациональными. Такие фильмы можно снимать где-нибудь в селе Шетпе Мангистауской области или в Шиелях Кызылординской области. А нас нужно показывать такими, какие мы есть. С нашими блестящим юмором, анекдотами казахов про узбеков, узбеков про русских… И это нормально.
- Кто будет сниматься в «Возвращении»?
- Нам нужны девушки (21-25 лет) и парни (23-35). У нас будет молодая актриса (16-17), много детей. Площадка «Fashion House International» - неплохое подспорье для нас. Замечу, что с поколением 45-50 летних проблем не будет, хороших актёров этого возраста у нас немало. А вот с молодёжью сложнее. Ещё мы будем приглашать актёров - этнических казахов из Китая.
- Многие видят причину легковесности сериалов в том, что кроме скудных финансов на их производство отпускается и мало времени. За один день, к примеру, снимается по 10 эпизодов. Какой подход к съёмкам будет у вас?
- Это жестокие условия жанра. Мы тоже будем находиться в них.
- И как собираетесь достигнуть качества картины?
- Будем полагаться на наш профессиональный опыт, добротный сценарий и чёткую организацию производства. У нас очень амбициозная задача - возродить интерес к этому жанру.
- Интерес и так есть. Смотрят сериалы все, кто не занят неотложными делами.
- Нет, не все. Смотрят те, кто привязан к ящику. Интеллектуально активная, мыслящая часть общества игнорирует «мыло».
- На какой стадии можно запускать сериал? Скажем, после того, как отсняли пару серий, уже можно?
- Сериал должен быть готов примерно процентов на 70. Жизнь сериала недолговечна. 18 серий - это 18 дней показа на ТВ. За это время можно снять 3-4 серии, максимально 5.
- Вы неоднократно предлагали создать альтернативную систему проката. Как вы её представляете?
- Для начала зрителю нужно дать право выбора. Ведь сейчас он смотрит то кино, которое ему навязывают ради прибыли от проката. Влиять на это можно, например, создав Центр национальной кинематографии и его филиалы в областях.
- Вы неоднократно говорили, что в Казахстане нет проката, нет киноиндустрии, но тем не менее фильмы снимаются. Однако мы их не видим…
- Эта проблема стоит в разной степени перед всеми странами, даже с развитой киноиндустрией. Скажем, перед Францией, Италией, Великобританией. И там так или иначе защищают свой кинорынок. У нас этого не делается. Мы относимся к нашему кино, как к некоему вторичному продукту. Мы восклицаем: ах казахское кино! А на самом деле отводим ему роль заведомого аутсайдера.
Французы не стесняются защищать своё кино законодательно, в том числе выстраивают финансовые механизмы таким образом: американцы, показываете своё кино – платите. А в Казахстане сегодня нет национального проката. Мы ни на законодательном уровне, ни экономически не защищаем свой кинематограф. Весь кинопрокат отдан ряду транснациональных прокатных и дистрибьюторских компаний. Их прокатный репертуар спланирован на 1,5-2 года вперёд. Они задолго знают, какая премьера и когда состоится. И в этой мощной машине казахстанскому кино места нет.
Замечу, что эту ситуацию, похоже, кто-то защищает и лоббирует, она многих устраивает. Огромные деньги плывут дельцам от кинопроката в их карманы, утекают за границу. И чихать они хотели на казахское кино. Прямая заинтересованность в золотом тельце давно переплюнула наши национальные, культурные и духовные интересы, и те, кто стоит за этим, делают всё, чтобы ничего в ситуации с прокатом не менялось.
Вадим КРАВЦОВ
Фото автора, коллаж Игоря ЛОГВИНА
Аргументы и факты Казахстан, №15, 2013