Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
01:25, 27 августа 2014

Реформа образования — первый шаг сделан

Приближается 1 сентября. Эта дата традиционно связана не только с наступлением осени и окончанием периода летних отпусков, но с “Днем знаний” или началом нового учебного года. За лето многим родителям и абитуриентам предстояло сделать нелегкий выбор школы, колледжа или ВУЗа, и вот наступает пора учебы во время которой многие убедятся в правильности сделанного выбора, а многие разочаруются и будут яростно критиковать сложившуюся у нас систему образования.

Действительно, сфера образования так же как и здравоохранения находятся под постоянным вниманием общественности и представителей СМИ, а в случае малейшего “ЧП” на головы руководителей этих направлений сыплеться поток беспощадной критики. Наверное это правильно, ведь от состояния этих сфер зависит настоящее и будущее практически всех граждан нашей страны.

Blog post image

Этот материал я решил посвятить именно образованию, по возможности подробно рассмотрев изменения происходящие в этой сфере. Должен признаться, что являясь по образованию педагогом, я давно выпал из профессии, и поэтому абсолютно не в курсе реформ происходящих в казахстанском образовании.

Написать данный материал меня сподвиг прежде всего чисто человеческий интерес к этой проблеме. В качестве источника информации я использую официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан, публикации на эту тему в различных СМИ, а также интервью Министра образования Бакытжана Жумагулова. В общем источники разные в основном, официальные, так что выводы придется делать самому, а поэтому заранее прошу строго не судить, если кому-то этот материал покажется просто “потоком не замутненного сознания”.

Для начала, для получения информации о том, какие реформы сегодня происходят в нашем образовании, я обратился к официальному сайту соответствующего Министерства. Сайт достаточно информативный, на нём я узнал, что в Послании Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева “Стратегия “Казахстан-2050” вопросам реформы казахстанского образования посвящен целый раздел.

Кроме того в Казахстане принята и активно реализуется Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы. На сайте в разделе пресс-служба, есть постоянно обновляющаяся рубрика “Дайджесты”, где собрана подборка из всех материалов казахстанских СМИ посвященных образованию, состоянию наших школ и ВУЗов. Наряду с позитивными материалами, там есть публикации о проблемах, происшествиях, и прочие порой резко критические статьи. На мой взгляд, очень хорошо, что пресс-служба Министерства не занимается цензурой и публикует разные, порой очень негативные материалы о состоянии дел в подведомственной им сфере.

Blog post image

Изучать вопрос я начал с Послания Президента, так как сегодня именно этот документ является основой и вектором указывающим направление реформ проводимых в нашей стране. Как я уже говорил в “Стратегии “Казахстан-2050” вопросам образования отведен целый раздел. Указывая на важность этого вопроса Президент говорит:” Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни”.

Далее в Послании указываются практические шаги которые необходимо сделать для реформы образования, в частности необходимость перехода на новые методы дошкольного образования, продлении действия программы “Балапан” и необходимости добиться 100% охвата детей дошкольным образованием и воспитанием.

Развитие системы инженерного образования, и подготовке специалистов технических специальностей. Важным моментом является, указание на ориентацию потребностей национальной экономики в подобных специалистах.

ВУЗам даются прямые рекомендации по созданию и развитию научно-исследовательских подразделений и совершенствованию своих учебных программ. В отношении реформы школьного образования Президент подчеркивает:“Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих. Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления. Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации. Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты”.

Blog post image

Глава нашего государства призывает бизнес к социальной ответственности и помощи в решении этих и других проблем нашего образования, по его мнению именно в сфере образования социальная активность частного бизнеса, неправительственных и благотворительных организаций, а также частных лиц должна быть наиболее высокой, особенно это касается помощи молодым людям, не имеющим возможности самостоятельно оплачивать обучение, в получении достойного образования.

В Послании Президента “Стратегия “Казахстан-2050” заложены комплексные идеи которые вполне могут стать фундаментом для реформ в области казахстанского образования. Впрочем сама реформа идет уже несколько лет, её основные принципы изложены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы утвержденной Указом Президента от 7 декабря 2010 года. Документ этот довольно объемный поэтому приводить его целиком я естественно не буду, ознакомиться с полным текстом данной Программы несложно, он есть в свободном доступе в сети.

Основной целью Программы заявлено - Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Помимо основной цели в программе имеются так называемые программные цели достижение которых возможно при её успешной реализации. Целей этих довольно много, поэтому приведу лишь некоторые показавшиеся мне особенно важными: совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышение престижа профессии педагога; обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; переход на 12-летнюю модель обучения; модернизация системы технического и профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики; достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.

Цели поставлены правильно, исходя из проблем накопившихся в нашей образовательной системе, достижение этих целей действительно позволит повысить качество образования и вывести его на новый современный и престижный уровень.

Сроки реализации Программы 2011 – 2020 годы, причем она разбита на два этапа первый этап 2011 – 2015 годы, второй этап 2016 – 2020 годы, сегодня мы находимся приблизительно в середине первого этапа реализации данной программы и уже можем подводить какие-то итоги.

Реализация Программы финансируется из двух источников, объем финансирования первого этапа из республиканского бюджета составляет 461,1 млрд. тенге. Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования.

Blog post image

Большую часть программы занимает анализ текущей ситуации в нём подробно рассмотрена ситуация в области: дошкольного воспитания и обучения, среднего образования, технического и профессионального образования, высшего, послевузовского образования и науки, а также воспитательной работы и молодежной политики. Определены сильные и слабые стороны нашего образования.

К числу сильных сторон создатели программ относят: четко определенные приоритетные направления развития образования; увеличение сети объектов дошкольного и среднего образования; наличие национальных и республиканских центров по каждому уровню образования; соответствие структуры казахстанского образования Международной стандартной классификации образования; реструктуризация технического и профессионального образования; функционирование Национальной системы оценки качества образования; высокие результаты в международном исследовании TIMSS – 2007; вхождение в Европейское образовательное пространство.

К слабым сторонам относятся: недостаточное финансирование образования; низкий статус профессии педагога; недостаточное качество подготовки педагогических кадров; дефицит высококвалифицированных педагогических кадров; недостаточное количество специалистов по охране прав детей; слабо развит менеджмент в образовании; недостаточно развита система государственно – частного партнерства в образовании; слабо развита информатизация образования; образовательная статистика не соответствует международным стандартам и недоступна получателям; низкий охват дошкольным воспитанием и обучением; отсутствие интеграции содержания общего среднего и высшего образования; неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования; слабое качество образовательных услуг, предоставляемых МКШ; недостаточное развитие инклюзивного образования; отсутствие Национальной квалификационной системы; отсутствие баланса между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов; отсутствие интеграции высшего образования и науки.

Для достижения поставленных Программой целей, в ней определены задачи которые необходимо решить в ходе комплексной реформы казахстанского образования, задач очень много, я приведу лишь основные из них, а более подробно узнать о них можно изучив полный текст Программы: разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников; совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании; совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований; создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса; увеличение сети дошкольных организаций; осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования; решение проблемы малокомплектных школ; обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования; обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий; создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех; реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала молодежи и.т.д.

Программой поставлены очень амбициозные задачи, требующие кардинальных реформ и крупного финансирования, однако решение большинства из них, уже сегодня - насущная необходимость для успешного развития нашей страны.

Проблемы в образовании и нехватка квалифицированных специалистов остро сказываются на социально-экономическом развитии любого государства. Инвестиции в образование - это вклад в будущее страны.

Blog post image

В заключении хотелось привести несколько цитат из интервью Министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова. Это интервью он давал газете “Казахстанская правда” 3 апреля 2013 года, и в нём как раз шла речь о ходе реализации Программы развития образования.

Говоря о новшествах внедренных в образовательный процесс в рамках реализации Программы Министр отметил:” – Важны абсолютно все новые механизмы, которые мы запустили и запускаем, все они нацелены на то, чтобы решить амбициозную задачу, поставленную Главой государства, – перейти к новому качеству образования. Думаю, в числе наиболее впечатляющих – электронное обучение, подушевое финансирование, контроль качества на национальном уровне, совершенно новая система повышения квалификации учителей по программе Кембриджского университета, независимая сертификация выпускников колледжей и вузов. А также рост качества высшего образования за счет совершенствования программ, академической мобильности, приглашения ежегодно более 1 000 лучших зарубежных профессоров, оптимизация вузовской сети и другие. Нововведения затрагивают максимальное число обучающихся, интересны многим педагогам, родителям, обществу”.

Кроме того в данном интервью Бакытжан Жумагулов подробно изложил позицию министерства в вопросах образовательной накопительной системы, независимой сертификации выпускников профессионально-технических заведений, подушевого финансирования учащихся, оптимизации вузов и.т.д.

Подводя итог Министр отметил определенные успехи достигнутые в области реформы нашего образования, а также сказал, что мы ещё в самом начале этого пути и впереди ещё очень много работы.

Что касается моего личного исследования, то изучив все приведенные материалы, я считаю, что реформа образования в Казахстане движется в правильном направлении, конечно не всё получается сразу, проблем очень много и их решение требует опыта и времени. На этом пути возможно будут ошибки и просчеты, но главное всё таки, что процесс идет, необходимость развития образования находится в числе государственных приоритетов и этому вопросу уделяется пристальное внимание со стороны нашего Президента и Правительства.

1
3223
0