Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
21:50, 19 августа 2013

О проблемах межгосударственного сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса стран Центральной Азии.


Страны Центральной Азии обладают значительными энергетическими и водно-энергетическими ресурсами, производственными мощностями в топливно-энергетической сфере, что обуславливает большой потенциал повышения общей экономической эффективности за счет межгосударственного сотрудничества в этой области.

Однако, отсутствие теоретических положений и методологии формирования межгосударственного механизма развития топливно-энергетического комплекса в современных рыночных условиях порождает на практике ряд проблем для всех стран Центральной Азии.

До настоящего времени, проводились теоретические исследования межгосударственного сотрудничества с учетом приоритета развития национального топливно-энергетического комплекса. В то же время, отсутствуют работы комплексного характера, объединяющие ТЭК стран по критерию высокого энергетического потенциала. В теории не разработан механизм и элементы взаимодействия ТЭК стран – производителей и экспортеров углеводородов.

Такое положение обуславливает несогласованность стратегий развития топливно-энергетического комплекса стран на практике. Не в полной мере решены вопросытранзита энергоносителей, их экспорта в третьи страны.

Следует отметить, что страны Центральной Азии выступают самостоятельными поставщиками энергетических ресурсов на внешние рынки. Это обуславливает формирование искусственной конкурентной среды, что предполагает тенденцию снижения стоимости поставляемых энергетических ресурсов в третьи страны.Такая ситуация не выгодна ни для одной стран - поставщиков углеводородов.

Сложившееся положение предопределено отсутствием теоретических и методологических разработок к решению проблем межгосударственного сотрудничества в топливно-энергетической сфере.

Переход стран к рыночной экономике сопровождалось реорганизацией структуры топливно-энергетического комплекса, что обусловило нарушение топливно-энергетического баланса в регионе.

Ориентация ТЭК стран Центральной Азии на «самообеспеченность» приводит к вынужденному строительству новых энергетических мощностей, реструктуризации имеющихся, что приводит к увеличению непроизводительных капитальных вложений, удельных затрат и соответственно стоимости конечной продукции и услуг. Такой подход является экономически не оправданным.

В странах стали разрабатываться национальные стратегии в области топливно-энергетического комплекса, ориентированные на самодостаточность. Тем самым игнорировались близость территорий, имеющийся потенциал развития кооперации и формирования межгосударственных корпоративных образований.

С ориентацией на рыночные отношения, ослаблением государственного планирования, вопросам исследования межгосударственного развития в топливно-энергетической сфере стало уделяться меньше внимания.

В то же время, национальные реформы в области топливно-энергетического комплекса не затрагивают вопросы оптимизации размещения и развития производственных структур в межгосударственном, региональном и межотраслевом аспекте. Отсутствует методологическая база для проведения соответствующих научных исследований.

Экспорт углеводородов в развитые и развивающиеся страны Дальнего Зарубежья обусловило снижение практического взаимодействия между странами Центральной Азии.

Анализ показывает, что в странах Центральной Азии как регионе, имеет место противоречие использования водных и энергетических ресурсов, отсутствует действенный механизм межгосударственной координации и развития в интересах всех стран. Так, недопоставки природного газа Узбекистана и каменного угля из Казахстана для Кыргызской Республики способствует вынужденной выработке гидроэнергии из Токтогульской ГЭС в зимний период, что сокращает обеспечение водными ресурсами в вегетативный период сельское хозяйство Узбекистана и Казахстана. Такое положение влечет колоссальные народнохозяйственные затраты для всех стран региона.

Следует отметить, что водохозяйственные объекты межгосударственного значения: гидросооружения, водохранилища и др., расположенные на территории национальных республик находятся под угрозой недофинансирования, так как их бюджеты не способны нести затраты на их содержание в полной мере. Такое положение чревато возможными аварийными ситуациями техногенного плана регионального значения с соответствующими масштабными последствиями для всех стран Центральной Азии.

До настоящего времени не решены теоретические вопросы взаимовыгодного межгосударственного регулирования поставок водных и энергетических ресурсов, обеспечивающих, развитие отраслей специализации сельского хозяйства и энергетического баланса в регионе.

Несовершенство межгосударственных институциональных структур выступают как фактор ограничения и сдерживания экономического сотрудничества и развития. Имеющиеся наднациональные органы координации развития топливных, гидроэнергетических и водохозяйственных объектов сформированы по ведомственному признаку. Эти организационные структуры осуществляют преимущественно оперативное управление, не затрагивая базовых вопросов стратегии развития, формирования межгосударственных межотраслевых корпоративных образований.

Значительным препятствием в развитии межгосударственной и региональной кооперации в топливно-энергетической сфере является недостаточно развитая инфраструктура - железнодорожный транспорт, нефте- и газопроводы. Страны испытывают потребность в транспортных путях к новым рынкам для ускорения процессов экономического сотрудничества.

Таким образом, для топливно-энергетического комплекса исследуемых стран характерно следующее состояние:

1. Несогласованность объемов производства и экспорта энергетических ресурсов в третьи страны;

2. Несогласованность тарифной политики в третьи страны;

3. Нарушение топливно-энергетического баланса в регионе вследствие реструктуризации отраслей топливно-энергетического комплекса стран;

4. Наличие противоречий в использовании водных и энергетических ресурсов в регионе Центральной Азии;

Следует отметить, что наибольшие выгоды для государств возможны при координации развития топливно-энергетического комплекса на уровне стран. Это предполагает целесообразность разработки методологии формирования межгосударственного механизма развития топливно-энергетического комплекса.

Станбеков Т.А., к.э.н.,

материал подготовлен

эксклюзивно для ЦРИАП

(центр развития

информационно-аналитической

политики)

   
0
280
0