место в рейтинге
  • 79232
  • 81
  • 29
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Сарыкыз-Ана.

Младшую жену Токтас-батыра (род. Козган) звали Сарыкыз. Впоследствии потомство трех сыновей (Есенкул, Ырыс, Кобек - детей Сарыкыз) именуют себя Сарыкозганами. Эти сведения отражены как в работах Григория Потанина, так и в материалах исследования экспедиции Щербины[1]. Примерные годы жизни Сарыкыз : 1690-1770 гг. Цифры эти совпадают как с легендой о переселении Токтас-батыра с младшей женой (в 30 годы XVIII века) в освобождаемые от калмыков земли Баянаула, так и с генеалогическими сведениями[2].

По устному наследию Сарыкыз-Ана была захоронена в землях Баянаула, где и обосновались все ее дети и внуки. Эта информация так и осталась бы ни кем не отмеченной, если бы автору этих строк не удалось обнаружить в сводной карте 1898 года (Павлодарский уезд) отметки могилы Сарыкыз возле речки Ащису в границах Баян-аульского округа.

Этот вопрос заинтересовал меня, и я поднял в архиве более ранние подробные топографические карты (2-х верстки) 1878 года. На всех съемках четко была отмечена могила Сарыкыз.

Интересен тот факт, что крупная могила (только такие попадали в сводную карту 1898 г. - прим. авт.) с женским именем была большой редкостью в степи и наверняка была сооружена для достаточно значимой личности. Теперь оставалось наложить современную топографическую карту со старой по точкам высот и получить нынешнее расположение могилы. Расположение могилы совпало с отметками каменных захоронений (мог. отм. на карте ), южнее Ащиколя , возле  зимовки «Акмола» у берегов речки Ащису. Если померить данные по современной карте, то это расположено в 40 километрах северо-западнее от поселка Баян-аул.

Незамедлительно было принято решение выехать на место. 14 августа 2013 года, вместе с человеком не равнодушным к истории своего рода Сарыкозган - Заманбеком Дуйсенбаевым, мы выехали из Астаны к Баян-аулу. Благодаря местным жителям села «Бирлик», мы в течение светового дня бездорожья разыскали развалины зимовки «Акмола» и от нее двинулись южнее к речки Ащису. Каково же было наше удивление, когда вместо предполагаемой крупной могилы ( в то время крупные могилы представляли собой горку насыпи из больших камней-прим. авт.) мы обнаружили остатки достаточно крупного мазара.

Прекрасно сохранилось до 30% мазара. Куполообразный мазар шириной около 4 метров в диаметре и 5 метров высотой был возведен из обожженных глиняных кирпичей округленной формы. В качестве раствора, по всей видимости, была использована особая смесь, так как в местах соединений присутствуют конские волосы и крупинки органического материала желтого цвета.

По прекрасно сохранившейся части мазара можно увидеть ,что основной зал был широкий и сужался  куполом на высоте около 2 метров. Рядом с мазаром расположены около 10-ти могил (насыпь камней) характерные для периода до середины XIX века.

Одна из них более выделяется по размеру.

На расстоянии уже 5 метров, расположены более поздние могилы, выполненные в прямоугольной форме из выложенных плоских камней и глины.

Никто из старожил села «Бирлик» не смог указать принадлежность этих насыпанных могил и мазара, так как всегда считали их очень древними. Однако все указывали, что данные земли больше относятся к баян-аульским родам Канжыгалы, Кулик, Айдабол и Козган.

Если посмотреть сведения 1835 года о зимовках отделений Сарыкозкан, то можно отметить что все они расположены на расстоянии от 40 до 60 верст севернее от Баян-аула. В переписи 1830 г. и вовсе указано, что Алыбаевы, Майбердины (правнуки Сарыкыз по линии Есенкул-Туркибай) совместно с Акжигитовыми (род Кожа) имели свои зимовки на урочище Сарыкыз.

Просмотренные мною генеалогические сведения всех совместно кочующих родов в этом районе, не выявили других совпадений связанных с именем Сарыкыз.

Согласно все тем же народным преданиям Токтас-батыр (захоронен в Туркестане - прим. авт.) женился на Сарыкыз уже достаточно в преклонном возрасте, и видимо, поэтому основная доля воспитания трех сыновей после смерти батыра легла на мать, и поэтому как полагается в народных традициях в основу названия подразделения рода Козган легло ее имя. Возведенный мазар также очень ярко доказывает ее особенную роль и значимость для рода. В то время не каждый «олигарх» и бий был удостоен такой чести. Мазары чаще воздвигались ханам и батырам национального масштаба, а также святым и почитаемым людям, которые имели влияние на большое количество людей.

 

Аяшинов Даурен,историк-краевед.

 

[1] Материалы по киргизскому землепользованию.Павлодарский уезд.Атбасарский уезд.Воронеж.1903г.

[2] Статья «Козгановская волость Баянаульского округа».

 
17 августа 2013, 17:08
3405

Загрузка...
Loading...

Комментарии

akma81
0
0
пост заинтересовал. Правда, роль Сарыкызана её положение среди соплеменников и чем было вызвано такое уважение не раскрыты. Не думаю, что только потому что была женой Токтамыс-батыра, она удостоилась такой чести.
Имя Сарыкыз (Ана-мать-перевод с каз.) легло в название ответвления достаточно большого рода Сарыкозган,и поэтому документально раскрывать ее значимость нет необходимости и возможности(вряд ли найдутся письменные источники периода 1730-1780гг). В фольклоре же рода, имя младшей жены Токтас-батыра, во всех предисловиях..
akma81
0
0
Извиняюсь, написала Токтамыс вместо Токтаса. Получается, что после смерти батыра она стала во главе?
За "Сарыкызана" тоже извиняюсь, не поставила дефис.
Да. Именно так.. Думаю в скором времени смогу осветить жизнедеятельность некоторых знатных особ с этого рода. Сейчас правда надо закончить с басентиинами,еще Самековская,потом Алтыбаевская,Алкагульская,Маралдинские волости. Спасибо за заинтересованность.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

У меня обширный сексуальный опыт, и я этим не хвастаюсь. Будь у меня возможность, променял бы это всё на одного партнёра. Но так как с личной жизнью не заладилось, а секс я очень люблю, то приходилось изворачиваться.
bez_prav
18 окт. 2017 / 18:01
Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я знал дату свадьбы. За неделю до свадьбы в соцсети "Вконтакте" на все мои последние фото, был проставлен лайк с её профиля. Сердце забилось сильнее. В душе загорелась наивная, крошечная надежда.
Dominator-kz
17 окт. 2017 / 15:41
Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Если вам нет 35 лет и у вас нет своего жилья, то есть интересная гос.программа. Нишевая программа - молодые семьи Алматы до 35 лет, семья - это как минимум 2 супруга без детей.
DanaJarlygapova
19 окт. 2017 / 16:21
Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Борьба с оборотнями в погонах идёт не один год, но без особого эффекта. Это даёт повод подробнее поговорить о нашей полиции и её проблемах. Как относятся к полицейским казахстанцы?
voiceQZ
20 окт. 2017 / 18:42
  • 2502
  • 41
Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

История из моей жизни. Я вспоминаю эти отношения и сама не могу понять - как так произошло? А дело в том, что вы и сами не заметите. Это наступает плавно и динамично.
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 14:17
Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Крупнейшая частная школа осознала, что внедрять финскую модель в чистом виде в Казахстане, не имеет смысла. Нельзя давать детям свободу без "идеальных" учителей.
Zhumanova
сегодня / 8:18
  • 1720
  • 3
Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Я проработала во многих компаниях и повстречала очень много разных интересных людей. Исходя из моих наблюдений, могу описать несколько категорий работников. Может, речь пойдет о ком-то из вас…
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 17:51
  • 1894
  • 19
«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

Аким Шымкента Габидулла Абдрахимов нашёл решение накопившихся проблем городского транспорта. Все ключевые работники акимата некоторое время будут сами ездить на автобусах.
openqazaqstan
18 окт. 2017 / 10:53
  • 1904
  • 36
Аркадий Волож привел в Казахстан «Яндекс.Лицей». Плакать или радоваться?

Аркадий Волож привел в Казахстан «Яндекс.Лицей». Плакать или радоваться?

"Яндекс.Лицей" зашел в казахстанские школы. План - учить бесплатно программированию, формировать себе кадры и выйти на мощность 10 тысяч школьников в год.
Zhumanova
18 окт. 2017 / 8:36
  • 1732
  • 17