Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:16, 14 августа 2013

Коалиция против пыток – атавизм сегодняшнего дня Казахстана

В Казахстане на законодательном уровне будет введен Национальный превентивный механизм (НПМ). Министр юстиции РК Берик Имашев уже представил в Сенате Парламента РК проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Основанием для разработки законопроекта является исполнение Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 26 июня 2008 года.

 

В стране будет создана система независимых от государства регулярных посещений мест содержания лишенных свободы, чтобы предупредить пытки и другие жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство человека видов обращения и наказания. Иными словами, государство берет на себя функции, которые до последнего времени выполняла Коалиция НПО против пыток. Однако в том, как это будет осуществляться после принятия закона и в том, как это до сих пор делали правозащитные НПО будет огромная разница.

На законодательном уровне все будет исполняться более квалифицированно, качественно и прозрачно. Правозащитники ограничивались небольшим спектром действий. Все в основном сводилось к поверхностному опросу заключенных, их анкетированию. Визиты в учреждения пенитенциарной системы носили бессистемный характер. Часто правозащитники, стремясь показать в отчетах своим грантодателям более высокие результаты от работы, нежели они были на самом деле, приглашали на такие «экскурсии» представителей СМИ. Сначала проводили пресс-конференцию, рассказывая о своей деятельности, а затем организовывали для журналистов примерно-показательные посещения ИЧ и тюрем.

Делалось это для «галочки», так как никаких конструктивных диалогов во время таких визитов с заключенными не велось. Журналистов просто проводили по камерам, демонстрируя возможность членов коалиции НПО против пыток общаться с сидельцами и администрацией исправительных учреждений. Бывали случаи, когда заключенные открыто высказывали недоверие к представителям Коалиции, как это произошло в одно из таких посещений в женской ИЧ в Шымкенте несколько лет назад. Заключенные женщины рассказали, что обратились к правозащитникам с просьбой помочь матерям-заключенным больше общаться с детьми и семьями. Тогда правозащитники ответили, что все делается строго в рамках закона и помочь они ничем не могут. После этого с более серьезными проблемами, если они и были, никто из обитательниц этой ИЧ не обращались.

Что касается законодательно разработанного проекта, то здесь, предусмотрены Уполномоченный по правам человека, а также представители гражданского общества. Посещать места содержания под арестом лишенных свободы лиц будут также члены общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи. При этом их отбор в качестве участников НПМ будет производиться специальной комиссией при Уполномоченном по правам человека. Более того, Уполномоченный по правам человека как координатор НПМ будет должен утвердить правила отбора участников НПМ, правила подготовки ежегодного консолидированного доклада по итогам превентивных посещений, методические рекомендации для участников по превентивным посещениям. И при нем будет действовать Координационный совет участников НПМ, который будет определять сроки и перечень учреждений для посещения участниками НПМ в пределах выделенных бюджетных средств. В общем, все солидно, официально, прозрачно, надежно и регулярно. Как раз этих качеств и не хватало членам Коалиции НПО против пыток. Кстати, они смогут входить число участников НПМ, однако отчитываться будут обязаны не заокеанским организациям-спонсорам, а Уполномоченному по правам человека.

Впрочем, как заявил один из членов Коалиции: «… после этого не будет смысла участвовать в таком проекте, так как финансовое вознаграждение по грантам правозащитные НПО получали больше, нежели будет за ту же деятельность оплачивать Казахстан». Видимо, 200 миллионов тенге государственной финансовой поддержки национального превентивного механизма, которые предусмотрены законопроектом, кажутся недостаточными. Ведь за эти деньги государство потребует не только ежегодный консолидированный доклад участников НПМ, но и финансовый отчет по превентивным посещениям за прошедший год. То есть надо будет действительно работать, а не создавать видимость бурной деятельности.

Министр юстиции РК Берик Имашев, представляя законопроект, подчеркнул еще одну особенность: «Важно сказать, что законопроектом права участников НПМ прямо закрепляются на законодательном уровне. Это является гарантией независимости их деятельности от государственных органов. В то же время четко указываются и их обязанности и обязанности государственных органов по взаимодействию с участниками НПМ. Вводится административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц за воспрепятствование должностными лицами деятельности участников НПМ, а также для самих участников НПМ - за разглашение сведений о частной жизни лиц, с которыми они беседовали, за исключением случаев, когда эти сведения содержат признаки уголовного деяния».

Законопроект предусматривает более усовершенствованный механизм общественного мониторинга мест содержания под стражей. И это еще раз подтверждает открытость Казахстана для общественного контроля и готовность к добросовестному исполнению международных обязательств. И на этом этапе финансируемые из-за рубежа правозащитные НПО и их коалиция становятся не нужными государству.

 
0
291
0