• 17152
  • 80
  • 17
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Как писать рассказы (на наш конкурс) — часть третья

Из заметок организатора

Продолжим наше изучение композиции новеллы. Сегодня поговорим о типах и формах повествования.

Повествование может вестись от первого или третьего лица. Причем третье лицо может быть как безличной инстанцией, так и конкретным рассказчиком, наделенным некоторыми личностными чертами. Есть два основных вида авторов: автор всезнающий и автор ограниченный. В первом случае рассказчик знает о всех событиях, во втором — читатель узнает о событиях только с определенных точек зрения. Зачастую повествование от первого лица представляет собой такой тип изложения — читатель сопереживает герою и решает проблемы вместе с ним.

Классическим примером (особенно реалистических текстов) является описание с точки зрения всезнающей безличной инстанции, как, например, у Джейн Остин или Льва Толстого. Одним из классических примеров повествования от первого (ограниченного) лица является «Божественная комедия», где читатель узнает о новых событиях с точки зрения самого Данте.

Часто текст содержит две и более точки зрения: в романах Орхана Памука «Меня зовут Красный» и «Дом тишины» каждая глава написана с точки зрения другого персонажа. Начало в «Меня зовут Красный» вообще замечательное: «Я — мертвый. Я — труп на дне колодца». Кстати, подобный прием повествования, когда читатель сразу попадает в гущу событий, называется in media res.

Но прежде, чем мы продолжим говорить о типах повествования, поясним два термина: фабула и сюжет. Фабула (от латинского fabula — сказка, рассказ) цепь событий в хронологическом порядке, сюжет — представление этих событий читателю.

Заметка на полях. Немного о классификации «бродячих сюжетов» и не только я писал в своем личном блоге. Вот здесь.

Последовательность может быть нелинейной, представлена с разных точек зрения, повествование может прерываться флэшбеками или же составлено из разных событий в другом порядке, как, например, в фильме «Мементо». Существуют и другие определения фабулы и сюжета, но для простоты мы будем пользоваться этими. Вот несколько интересных примеров, когда сюжет отличается от фабулы:

Нелинейное повествование — порядок представления событий в сюжете отличается от фабулы.

In media res — как следует из названия типа повествования, рассказ начинается с середины событий. Иногда предыдущие события также не рассказывается, тогда читатель должен сам догадаться о предшествующих событиях; иногда in media res — это пример нелинейного повествования. Например, в «Шагреневой коже» повествование начинается с рассказа, как Рафаэлю достался талисман, а во второй главе герой рассказывает о своем прошлом в первом лице. In media res часто применяется в остросюжетных фильмах. Прием интерес тем, что читателю сразу предлагается развязка, но по мере развертывания сюжета меняется её понимание. Этот прием способен сразу заинтриговать читателя. Разве не заинтересовало вас начало романа Памука?

Ненадёжный рассказчик. Это может быть как инструментом самого повествования, так и развязки. Концовка является неожиданной, когда мы узнаем, что рассказ не является достоверным, как, например, в том же «Бойцовском клубе». Можно привести небольшую подборку стандартных приемов:
— рассказчик-лгун: когда повествователь специально обманывает читателя;
— рассказчик-сумасшедший: когда мы узнаем, что рассказ является фантазией повествователя;
— рассказчик-клоун: повествователь разыгрывает читателя, предлагает шутки, иногда отвлекает от основного повествования — в целях развлечения или запутывания читателя;
— наивный рассказчик: повествование ведется с точки зрения героя, который в чем-то ограничен, например, повествование с точки зрения ребенка, инопланетянина, лошади… Чеховский Ванька, в общем. Наивный рассказчик является также одним из примеров остранения. Подробнее об остранении — у Шкловского.

Заметка на полях. Интересный прием можно наблюдать у Джойса в «Портрете художника в юности», когда рассказчик взрослеет и стиль повествования меняется. Похожий прием использует Замятин в романе «Мы» и Дэниел Киз в «Цветах для Элджернона» — стиль изложения меняется вместе с рассказчиком.

— рассказчик-плут: несколько схож с рассказчиком-клоуном, но в этом случае гротескное повествование нацелено не на игру с читателем, а отражает характер героя. Плутовские романы известны еще с античных времен, подобный прием использован в некоторых новеллах «Декамерона».

Заметка на полях. А что если прием недостоверного рассказчика совместить с повествованием от разных лиц? Может получиться очень интересный эффект: когда читатель не может достоверно восстановить ход событий, так как истории противоречат друг-другу. Иногда это называют «эффект Расёмон» — по названию фильма Куросавы. Сам фильм основан на двух рассказах Акутагавы Рюноскэ: «Ворота Расёмон» и «В чаще». Описываемый прием был использован писателем во втором рассказе, где происходит убийство самурая, но показания свидетелей противоречат друг-другу. Почитать можно здесь.

В предыдущей записи я упомянул «Ружье Чехова» как вариант неожиданной концовки. Однако, есть приемы повествования, обыгрывающие этот инструмент. Можно выделить три типа:
— холостой выстрел: когда упомянутая деталь играет роль позднее, но не приводит к резкому повороту событий;
— отвлекающий маневр: когда писателем заведомо дается ложная уводка. Вариант такого приема можно увидеть в серии книг о Гарри Поттере, где настоящим антагонистом является не тот, о ком думают герои.
— белый шум: когда в повествовании специально дается много деталей и зацепок, но определяющую роль играют не все, но их трудно выделить в «белом шуме».

В ста словах составить композицию с применением одного из нестандартных приемов, конечно, сложно. Однако на конкурс уже поступали рассказы с, например, недостоверным рассказчиком и — в некотором роде — с «ружьем Чехова».

Знакомство с этими инструментами поможет вам донести вашу идею интересно для читателя. Для составления композиции я также могу посоветовать смотреть короткометражные фильмы. Многие из них легко подходят под классификации, предложенные в двух записях. Например, этот прекрасный мультфильм про слепую девочку (недостоверный рассказчик). Или этот очень хороший короткометражный фильм, где концовка представляет собой перипетию.

Вспомните ваши любимые произведения, подумайте о том, как их авторы используют разные приемы нарратива. Это поможет вам в выборе нужного инструмента, так как в нашем случае очень сложно использовать больше одного-двух приемов. Конечно, пробуйте экспериментировать, выше приведены только основные приемы, можно подойти к решению задачи и с другой стороны. Уделите внимание стилю, часто для композиции стиль изложения не менее важен, чем сам сюжет. Вы можете выбрать необычный жанр, словом, сочиняйте и присылайте ваши рассказы!

Прими участие и ты!

Алматы в ста словах almaty100
Сегодня я — это конкурс коротких рассказов про Алматы, завтра — городской проект, который украсит наш город и сделает его чуточку уютнее для алматинцев и гостей Южной столицы.
15 августа 2013, 7:53
1972

Loading...

Комментарии

Nekton
0
0
Это что - конспекты лекций?
Да нет, просто делюсь тем, что самому интересно, тем более, что к проводимому конкурсу имеет прямое отношение.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 28307
  • 21
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 25595
  • 182
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 15272
  • 372
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11093
  • 56
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 7750
  • 54
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 6621
  • 83
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2989
  • 18
Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Сегодня в прессу просочились детали скандальной сделки ЕНПФ с «мусорными» облигациями ТОО «Бузгул Аурум», о которой уже подробно рассказывалось в начале года.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 16:13
  • 3300
  • 21
Незамужняя женщина после 25 лет – «девальвирующийся актив»?

Незамужняя женщина после 25 лет – «девальвирующийся актив»?

Много блогеров, да и обычных пользователей на разных платформах и в реальной жизни говорят об этом. Некоторые поддерживают давление на девушек, кто-то защищает права девушек в этом вопросе.
Kduarova
15 нояб. 2017 / 19:27