Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
03:21, 12 августа 2013

О приграничном инциденте в Баткене

5-6 января сего года имел место приграничный инцидент в Баткенской области, на юге Кыргызстана. Что произошло? Жителями узбекского анклава Сох разрушено 15 деревянных опор, 5 железобетонных столбов линий электорпередач, 3 км. электорпроводов на территории Кыргызстана. Взяты в заложники жители приграничных сел Баткена. В результате многократных встреч и переговоров представителей власти и местного населения с обоих сторон на сегодня заложники освобождены и установленная сумма ущерба выплачена узбекской стороной. С 7 января по 1 февраля приостановлена учеба в школах сел Чарбак и Согмент Кыргызстана с целью сохранения общественной безопасности. С 26 января закрытые после приграничного инцидента пункты пропуска ( в гг. Кызыл-Кыя, Кара-Суу, Жалал-Абад, Шамалды-Сай) начали осуществлять пропуск железнодорожных составов, грузов и сопровождающих лиц. В настоящее время продолжаются переговоры на уровне властных структур Кыргызстана и Узбекстана и народной дипломатии. Примерно так выглядит фактологическая картина приграничного инцидента и его последствий. Но, как говорится, инцидент неисчерпан. Более того, мы считаем, что он является тревожным знаком, имеющим отношение не только к спорам по делимитации границ, а к более широкому кругу геополитических проблем в Центральной Азии.

Ситуативно причиной конфликта стало столкновение интересов жителей приграничных сел по поводу справедливого использования пастбищ и воды,угрозой чему узбекской стороной считалось строительство новой линии электропередеч на территории кыргызских сел. Однако истинные причины гораздо глубоки и серьезны, корни которых связаны с национальными интересами соседных республик. Общая граница Кыргызстана и Узбекстана составляет 1378 км. Из них 320 км. остаются на сегодня спорными. Делимитация этих границ и приграничных территорий пока находится в тупиковом состоянии и связана с крайне сложными вопросами территориального, экономического, социально-политического характера. В частности, узбекская сторона за основу переговоров по спорным вопросам определения границ предлагает брать решений советской власти в 1924-1927 гг., а кыргызская сторона считает законными соответстующих решений 1954-1957 гг. Между этими, условно говоря, документами имеются значительные разхождения. Для продвижения вопроса с мертвой точки необходимо проявление политической воли с обоих сторон с учетом интересов сохранения мира и безопасности в регионе, с соблюдением принципов международного права.

Сейчас в анклаве Сох проживают более 60 тыс. граждан Узбекстана. По этнической принадлежности это в основном таджики. Данный факт тоже является значимым с точки зрения добрососедских взаимоотношений центрально-азиатских народов. Надо учесть и  следующие обстоятельства. С каждым годом количество жителей анклава динамично растет. В то же время на другой стороне улицы, т.е. в кыргызских селах пустуют дома, работоспособное население в качестве трудовых мигрантов покидает родные места, очевиден экономический спад и демографический кризис на территории соседа. В результате возникает дисбаланс в совместном использовании водными ресурсами, пастбищами, в решении хозяйственных вопросов, усиливается игнорирование правил традиционных добрососедских взаимоотношений,  нарушение требований законности и правопорядка, некоторые жители переходят к силовым методам в решении вопросов использования природных ресурсов и хозяйственных сделок. При этом слабая сторона, как правило, уступает.

Рассматривая эти вопросы мы должны иметь в виду и такой социально- психологический момент. После Узенги- Кууш и Каркыра ( часть территории которых при межгосударственных переговорах по вопросам границ считается определенной частью населения несправедливо, незаконно переданной соответственно Китаю и Казахстану) кыргызский народ стал особенно чувствительным к проблемам делимитации границ, к территориальным спорам. Каждый квадратный метр земли- это вопрос жизни и смерти.

Очевидно, что для успешного решения этих проблем, кроме оптимизации международных отношений и дипломатических технологий, кыргызская власть должна вложить инвестиции в экономику приграничных районов, энергично создавать новые рабочие места, усилить социальную поддержку населения приграничных сел, строить новые внутритерриториальные дороги, развивать инфраструктуру коммуникации. Кроме того, понятно, что успешное продвижение в вопросах экономической и социокуьтурной интеграции государств Центральной Азии, усиление гуманитарного сотрудничества, осознание общих интересов в сфере геополитики способствовали бы бесконфликтному и законному решению и спорных вопросов делимитации границ.

Одно ясно. Надо ускорить надлежащее решение этих проблем. Это в интересах обоих сторон. Жители приграничных сел Баткена сейчас проводят митинги, главное требование которых срочное протягивание колючих проводов на кыргызско-узбекской границе. Естественно, что это паллиатив. Мы должны четко осознать, что «продолжение событий» вполне возможно, и при том в более ужасном масштабе и с неожиданными негативными для региона последствиями.

Жамгырбек Бокошов

Проф., директор института социально-политических технологий, материал подготовлен эксклюзивно для ЦРИАП (центр развития информационно-аналитической политики).

   
0
202
0