«Калбак-Таш» — петроглифы нескольких поколений в одном комплексе (ФОТО)

Анара 2013 M08 12
1864
0
5
0

"Калбак-Таш" - один из самых доступных и больших комплексов петроглифов на Алтае (ФОТО).              

Это большой комплекс петроглифов на территории республики Алтай. Называют его «Калбак-Таш», что в прямом переводе с алтайского языка означает – плоский, расширенный, висячий камень, гора.

На скальной уплощенной возвышенности, расположенной поперек долины реки Чуи, нанесено более 500 композиций, насчитывающих более 5 тысяч рисунков. Все они выбиты каменными или металлическими орудиями в основном точечной техникой.

Кстати, как рассказывают гиды, многие люди пытались провести и нарисовать что-то подобное на этих горах, но камень каждый раз ломался.

Анализ разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволяет наметить несколько этапов создания этого святилища:
Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)
представлена крупными фигурами оленей и козлов, выполненными контурным желобком. Размеры некоторых фигур достигают 2 м х 3 м.

Эта часть комплекса считается "женской". Здесь проводили специальные обряды, поэтому всем туристкам рекомендуют полежать на камне и загадать желания, связанные с семьей и плодородием. (Ну вы поняли, о чем я :))

 

Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. до н.э.)
к ней относится самая многочисленная группа петроглифов: стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), мужские фаллические фигуры; колесницы и вьючные быки; погонщики и войны, вооруженные копьями; фантастические хищники и олени и т.п. К числу редко встречаемых на Алтае в эту эпоху также следует отнести рисунки медведя, змеи и знаков-символов.

Скифская эпоха (YIII-III в.в. до н.э.)
характеризуется сценами охоты на оленей, а также главными персонажами скифо-сибирского звериного стиля (козлы, волки, лошади, собаки и др.)

Древнетюркская эпоха (YII-X в.в. до н.э.)
выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити.

На петроглифах такого рода можно увидеть хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника зверя кер-тютпа. Он помогал шаманам путешествовать по подземному миру. Интересно, что у шамана внутри груди как бы пустое место. Предполагается, что там должна быть душа.

Комплекс красивый. Прикасаясь к каждому камню, чувствуешь, что он "живой" и знает много... Но вот только разрушается он - вода и ветер делают свое дело. Не отстают и люди. Комплекс не охраняется, поэтому иногда "люди" отламывают себе по кусочку камня, дабы сохранить себе на память частичку древности.

Оцените пост

5