Эйфория клонирования или почему я не играю в стартапы

0
0
0
0

- Этот стартап изменит мир!- Но как?- А х** его знает, главное чтобы инвестор деньги дал(с) Закончился очередной конкурс стартапов - KZSTART. К сожалению, от всех остальных проводимых конкурсов, он...

- Этот стартап изменит мир!
- Но как?
- А хуй его знает, главное чтобы инвестор деньги дал
(с)

Закончился очередной конкурс стартапов - KZSTART. К сожалению, от всех остальных проводимых конкурсов, он ничем не отличился. А нет, вру. По инициативе Президента был  объявлен и проведен в самые кратчайшие сроки.


На конкурс было подано 104 заявки, о чем и писали организаторы, но сейчас на сайте красуется почему-то цифра 113.

Очень жаль, что организаторы не опубликовали на сайте перечень всех поданных заявок с краткими презентациями проектов, с возможностью скачивания презентаций, просмотра демо-версий и другой информации, находящейся в заявках. Очень жаль, что это уже не будет сделано вовсе. Очень жаль, что конкурс проводился настолько быстро, что даже сайт делался "на коленке" (например, на главной странице не отображаются все новости, да и новости сделаны просто лентой из Фейсбука). Очень жаль, что не было предусмотрено механизма комментирования заявок, а также публичной оценки (ну хотя бы теми же лайками от ФБ). Т.е. все осталось за ширмой и нам, по привычной схеме, радостно объявили сначала претендентов на победу, а потом уже и самих победителей. Я, кстати, угадал трех победителей из пяти. Очень жаль, что участникам не дали комментариев, почему проект был отклонен.

Все отобранные и победившие проекты - если я не ошибаюсь, алматинские, иначе объявить результаты отборочного тура практически в полночь с 17 на 18 октября, а 19 октября утром начать школу в Алматы со всеми участниками - весьма проблематично. Ну если только (предположим гипотетически) заранее не было заказано N-е количество билетов на самолет для каждого города и участники в пятницу утром легко и безболезненно покинули свои рабочие места, собрались по-армейски и прибыли в полном составе в Алматы.

Но все это - привычные нам огрехи организаторов (хотя грех таким организатором наступать на одни и те же грабли). Пост собственно не столько об этом конкурсе, сколько о стартапах в Казахстане вообще.

Стартапы - это такая модная фишка нашего времени. Стартапами занимаются все, кому не лень, и государство, ну очень активно поддерживает эту игру для тех, кто собственно только и делает, что думает, где же полегче сорвать бабла. Государству хорошо - затраты небольшие, а народу думать о политических процессах меньше надо, да как-то в программу ФИИРичного развития Казахстана хорошо вписывается все это.

- Ты кто?
- Я - стартапер!
- А делать-то что-нибудь умеешь?
- Я думаю как получить деньги у инвестора.

Очень напоминает сцену с беспризорником из фильма про Великого Комбинатора:

- Дядь, дай десять копеек!
- А ключ от квартиры, где деньги лежат, тебе не дать?

В Казахстане действует целая школа стартапов - istartup.kz, считающаяся "центром" стартап-движения в нашей стране. Статистика конечно впечатляет -

Но по-меньше мере (если закрыть глаза на факт, что последний пост в блоге - от 12 августа этого года, да и появляются они по всей видимости когда кто-то из лидеров стартап-школы мимоходом пнет контент-менеджера, чтобы тот перестал делать презентацию своего очередного стартапа и занялся, наконец, работой), то здесь мы можем видеть некие зачатки базы данных спизженных и не очень идей, гордо именуемых стартапами.

Сколько же идей было предложено на всех проведенных за последние два года на Хакатонах и других стартап-марафонах (от Astana Innovations в частности - Atameken Startup и еще что-то), то одному гуглу известно, что, кто и где позаимстововал.

Вот скажите мне, наивному дураку, как можно придти на Хакатон только с идеей, если через 24 часа надо показать прототип, при этом успеть поработать в мастер-классах с менторами, выступить дважды перед жюри, пожрать, поспать, в твиттер написать, ну и со знакомыми потрещать? Ежу понятно, что никакая лисица не придет на Хакатон с голой идеей, а притащит на ноутбуке уже заблаговременно спизженный и переточенный под "локальные условия и потребности аудитории Казахстана" проект. Но в условиях и в рекламе и в новостях - везде - участники "от идеи до проекта проходят за 24 часа". Герои, что сказать.

Про "Атамекен стартап" я не буду ничего писать. Просто почитайте о проектах на их сайте atamekenstartup.kz и их страничке в ФБ

Я не знаю, как это назвать. Честно. Практический семинар? Конкурс презентаций? Не знаю. Но точно - не конкурс стартапов. Где все эти идеи-проекты-победители?  Кто-нибудь уже "выстрелил"? Или заплатили налоги с полученных призовых и до следующего конкурса с другой идеей?

Стартап - это когда ты вынашиваешь идею, или, берешь что-то сделанное до тебя, и делаешь из этого совершенно другое. Но не в неизменном же виде, с кучей аналогов в мире, либо с добавлением лейблов "для Казахстана", "с поддержкой казахского языка" и т.п.  А когда ты коммуниздишь чью-то идею, берешь опенсурсный проект и затачиваешь его под себя, свой город, страну - это уже локализация.

Вернемся к последнему герою повествования.

Цитата с ФБ:

Победителями конкурса, прошедшими все стадии непростого отбора, стали:
1. Проект "X-Rift" - мобильная игра в дополненной реальности.
2. Проект "WOOPPAY" - платежная система, обеспечивающая осуществление платежей и иных операции с электронными деньгами.
3. Проект "PhoneLock" - бесплатное мобильное приложение с социальными функциями для звонков в колл-центр.
4. Проект "LeadLock" - рекламная сеть для показа баннеров на экране блокировки мобильного устройства с гипер-локальным таргетингом.
5. Проект "Тикетон" - система онлайн-покупки билетов на культурные мероприятия

При этом, еще до объявления результатов один из наблюдателей за конкурсом отметил следующее:

Комментарий же организаторов рвет шаблон напрочь:

Смотрим еще положение о конкурсе (орфография сохранена с оригинала):

======================
Оригинальные технологии или оригинальные бизнес-модели в следующих областях:

Мобильные приложения и телекоммуникационные технологии
Медиа и игровые технологии
Технологии на основе социальных сетей
Big Data и Аналитика
Облачные решения и технологии
Технологии для электронной коммерции
Онлайн-маркетинг и реклама
Алгоритмы и оптимизация вычислительных процессов
Natural language processing и natural interaction
Сенсоры и сенсорные сети
Информационная безопасность
Специализированные IT решения для приоритетных отраслей РК

Критерии отбора

Уровень представленных проектов оценит компетентное жюри, в состав которого войдут признанные зарубежные менторы и инвесторы. При этом общие критерии оценки разработаны на базе практики посевного инвестирования в США и адаптированы для условий и инновационной экосистемы Казахстана. Критерии отбора включают в себя:

Новизна идеи (приоритеты даються новым технологиям)
Технологичность продукта (продукт не должен быть легко воссоздаваемым)
Конкурентоспособность продукта на внутреннем и внешних рынках
Качество бизнес-модели и понимание целевого рынка (способность проекта заработать и правильное позиционирование продукта)
Востребованность технологии/продукта на рынке (потенциальный размер рынка)
Самодостаточность и укомплектованность команды (преференции даються командам с минимум 2 со-основателями, один из которых технический директор)
========================

А теперь просто составим свою таблицу, где просто поставим плюсики соответствия. Возьмем только 4 критерия, которые можно оценить заочно, остальные, действительно, без ознакомления с презентациями оценить сложно.

В таблице отображены все 11 проектов-участников финала, а выделены - победители.

Полный список здесь

Знаком вопроса отмечены проекты, вызывающие вопрос - что же такого нового могли предложить в указанной области,знаком плюс - действительно соответствующее критериям отбора, знаком минус - однозначно не являющееся таковым.

А теперь давайте наложим на сферы проектов победителей кальку мышления американцев "Что действительно востребовано в Казахстане, если нам привезли показывать и акселерировать вот ЭТО?"

Тут реально и очевидно - ТРИ проекта из 11, которые не стыдно показать и которые действительно радуют своей новизной. И то, один из них трудно назвать стартапом. А если посмотреть на годы основания всех компаний - то и подавно, ну или по-меньшей мере противоречие определению стартапа, данное в Википедии.

Я обойдусь без комментариев. Тем более, что лично мне непонятно, каким образом Woopay вообще оказался стартапом, и совсем уж непонятно, сколько будет Ticketon таковым считаться. Успешный проект, да. Стартап, да. Но в прошлом. А сейчас уже нет. Или у нас Chocolife.me тоже еще стартапом считается? Ну так и отправили бы сразу Ticketon, Chocolife.me и еще парочку проектов, а потом громко об этом рассказали. Зачем все эту показуху то устраивать?

Я тоже стартапер. Я тоже генерирую идеи. Я тоже пытаюсь их реализовать. Что-то получается. Что-то нет. Но я не прошу денег у инвесторов. Я просто пробую то, что мне действительно интересно. И неважно, что те проекты, которые пробовались, и продвигались через тот же "Зерде", МОН, другие ведомства не получили поддержки и легли в долгий ящик, а может быть и умерли. Важен опыт. Полученный самостоятельно. И деньги на развитие проектов заработаны самостоятельно, а не выпрошены у инвестора. Это большая разница. Для тех, кто понимает конечно - в чем эта самая разница заключается.

P/S/ Я и раньше скептически относился ко всем этим конкурсам и не принимал в них участия, именно по описанным выше причинам и нюансам, которые повторяются у всех организаторов. А после этого конкурса я вообще забуду слово "стартап" и заменю его более правильным для себя - "МОЙ ПРОЕКТ". И опыт участия в этом конкурсе - это МОЙ ОПЫТ.

Ad

Rate post

0

Comments

Login to comment