Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
14
09:13, 09 августа 2013

О том, как бельгийцы ездили поездами КТЖ

Данный пост перевод статьи о впечатлениях поездок на поездах в Казахстане бельгийских журналистов-экологов, Helga D'Have и Bart Ulens, которые путешествовали по Казахстану и собирали материал для своих статей. Автор оригинальной статьи на сайте Environmental Journalists - Bart Ulens.

Для преодоления больших растояний в Казахстане, мы решили довериться на систему железнодорожных перевозок, надеясь на нее как на разумный и экологичный выбор. Ниже мы делимся плюсами и минусами путешествия на поезде.

О том как бельгийцы ездили поездами КТЖ

Исследование страны и людей без коммерческих целей.

Казахстан - девятая страна в мире по территории, с площадью в 2 727 300 квадратных километров. Почему же нужно пользоваться поездами для преодоления таких огромных растоянии?

Ну, во-первых это очень недорого. Мы заплатили 2330 тенге (11.55 евро) за ночной поезд из Атырау в Актау. Плацкарт (третий класс) дешевле чем купе (второй класс) и предпочтительней если вы хотите пообщаться с другими пассажирами или хотите избежать заточения в четырехместном купе с возможно раздражающими попутчиками. Так как наше знание русского (и казахского) ограничивалось словом "spasiba", мы не смогли извлечь пользы из интересных встреч с местными пассажирами. Тем не менее, путешествие на поезде позволило нам понять лучше местные обычаи и что люди с разным этническим бэкграундом, кажется удачно живут вместе в Казахстане. В основном мы наблюдали за людьми с преобладанием казахских черт, другие были явно русского происхождения. Мы также видели женщин строго соблюдающих исламские традиции, облаченных в длинные черные одеяния, с закрытым лицом, которые скрывали свои места с помощью постельного белья. Выбирая поезд, мы смогли не только получить опыт казахстанцев в некоторой степени, но и понять простор земли, которая представлена пустынными степями и усеяна маленькими точками-деревнями.

О том как бельгийцы ездили поездами КТЖ

Другим преимуществом путешествия на поезде является возможность запастись пищей и водой, хотя мы и не воспользовались этим, будучи хорошо подготовленными вегетарианцами в стране, где мясо является блюдом номером один. Продавцы снуют всюду с бутылками воды охлаждаемых в ведрах со льдом. Женщины продают выпечку и сладости. А на поезде вдоль Каспия женщины постарше продают остро-пахнущую копченную рыбу. Другие продавцы предлагали мобильные телефоны, одежду и игрушки. Во время долгих остановок на платформе из неоткуда возникали небольшие рынки облюбованные пассажирами, которые были рады размять ноги и проветриться от перегретых вагонов. Да, путешествие на поезде в Казахстане - вещь требовательная.

О том как бельгийцы ездили поездами КТЖ

Путешествие со скоростью 50 км/час в устаревших и перегретых вагонах

Железнодорожная индустрия в Казахстане устарела. Поезда и вагоны (в том числе и спальные) датированы советской эпохой. Окна в основном, заляпанные грязью, не позволяют насладиться пейзажем. В дополнение к этому, в поездах невыносимо жарко так как отсутствуют кондиционеры (по крайней мере в плацкарте) и небольшие окна открываются только с одной стороны. Несмотря на это, поезд может быть разумным выбором. В Европе, к примеру, поезд предпочитают как экологичный вид транспорта, питаемый электричеством. Тем не менее, во время наших трех поездок, локомотивы поездов были на дизельной тяге. Только 28% основных казахстанских железных дорог, протяженностью в 14 600 километров, электрифицированы. Это делает поезда менее экологичными.

О том как бельгийцы ездили поездами КТЖ

Но наибольший недостаток путешествия на поезде в Казахстане это скорость. Наше ночное путешествие из Атырау в Актау в 900 километров заняло 20 часов. Как минимум два часа из них поезд не двигался. Приблизительные расчеты говорят нам, что поезд двигался со средней скоростью в 50 км/час. Иногда мы останавливались на небольших станциях по 20 минут или более, пока люди покупали еду и напитки. Иногда у нас были короткие остановки посреди степи или пустынь. Часто грузовые поезда с цистернами (возможно нефтью) обгоняли нас. Неужели нефтянные поезда были приоритетнее пассажирских? По крайней мере грузовых поезда мы видели чаще пассажирских. На нескольких станциях только одни пути из трех были заняты пассажирским поездом, тогда как другие были заняты грузовыми. Железные дороги по-прежнему являются хребтом транспортировки в Казахстане, перемещающим тысячи тонн груза по всему Казахстану каждый день. Казахские власти запустили быстрый поезд между столицей Астаной и Актобе, быстро-растущим городом на северо-западе близком к нефтяным месторождениям. Но даже это путешествие в 1500 километров занимает 16 часов. Низкая скорость казахстанских поездов это большая проблема, так как долгие поездки очень сильно раздражают, как мы заметили на своем опыте. В результате плохого знания русского языка, мы купили два верхних места и наши соседи немедленно заняв места снизу, сразу после посадки разделили нас на 18 часов друг от друга, заставляя потеть наверху. В тоже время, другие пассажиры сидя на местах внизу болтали, кушали еду и со смехом спасались от жары.

О том как бельгийцы ездили поездами КТЖ

Будущее железных дорог Казахстана

У поездов в Казахстане есть  будущее и они могут конкурировать с дорогими и более комфортабельными авиарейсами. Исходя из того что мы видели система железных дорог в Казахстане должна совершить большой рывок. Поезда должны быть модернизированы, но самое главное - они должны ездить быстрее. Мы хорошо понимаем, что Казахстану нужно время для того что бы сбросить наследие Советской эры и построить свою собственную инфраструктуру. Тем не менее, спустся более чем 20 лет после развала Советского Союза, мы ожидали увидеть больше прогресса, особенно в стране богатеющей от эксплуатации огромных нефтяных и природных ресурсов.

PS

На сайт этих журналистов меня навела их статья опубликованная для сайта Лада.КЗ. Почитайте вот - Актау под чужим взглядом. Тоже интересно.

14