Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
0
05:23, 09 августа 2013

К ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


В преддверии  будущих президентских выборов и вывода миротворческих сил в 2014г. из Афганистана в стране обостряется внутриполитическая обстановка. Неэффективность действий Международных сил содействия безопасности (ISAF) и местного правительства ведет к росту социально-экономических проблем, внутриэтнической напряженности и активизации Движения«Талибан».

***

Социально-экономические проблемы Самым главным упущением в Афганистане миротворческих сил ISAF, как представляется, является односторонняя концентрация на военно-политической составляющей процесса урегулирования ситуации без достаточно существенного сопровождения его помощью в восстановлении и развитии местной экономики. В  итоге, как справедливо отмечают эксперты, благоприятное время для этого упущено.

Более того, правительство Х.Карзая до сих пор не имеет какой-либо внятно разработанной экономической стратегии развития страны. Действия его в этом плане носят больше спорадический, реактивный характер, то есть начали де-факто развиваться в основном лишь в ответ на последние инициативы мирового сообщества в этом направлении. В результате – низкий уровень инвестиций, резкое снижение рабочих мест и усиление миграционных потоков.

Так, по состоянию на март 2012 года США выделили на афганское восстановление 89,5 млрд долл, в то же время до сих пор не реализован практически ни один из крупных инфраструктурных проектов. На реализацию же инвестированных Китаем и Индией проектов  требуются годы, большинство других  стран не торопится по понятным причинам вкладывать средства в нестабильный Афганистан.

В то же время более 90% афганских рабочих мест, по некоторым оценкам, можно классифицировать как "уязвимые", так как они нестабильны. А с выводом миротворческих сил из Афганистана возникнут большие проблемы у тех, кто был занят в грузоперевозках. Хотя, по словам некоторых экономистов, эта обеспокоенность преувеличена - только 38 центов из одного доллара, потраченного на оказание помощи Афганистану, направляется на поддержание местной экономики. Это означает, что афганцы в гораздо меньшей степени действительно зависят от помощи и международного расходования.

Думается, однако, что такой аргумент при  отсутствии реально действующей и эффективной экономической политики правительства и внешней помощи не может служить утешением для афганцев. Отсутствие каких-либо перспектив и вызывает, со всей очевидностью, отток населения из страны. В частности, в 2012 году в Таджикистан из Афганистана в поисках убежища прибыли 400 человек, афганцы сегодня составляют в стране одну из наиболее многочисленных групп беженцев, которых, по данным Управления ООН по делам беженцев, насчитывается около 2,7 млн. человек. В Иране проживает 2,5 млн. афганцев, в России с 2004 по 2009 год обратилось с ходатайством о предоставлении статуса беженца 4698 человек. В Казахстан приехало около 2350 человек (по другим данным около 2500 человек) из Афганистана и только 622 человека были официально признаны беженцами. Наиболее острой проблемой является положение афганских беженцев в Пакистане, где проживает около 3 млн. граждан Афганистана. И это далеко не полная статистика.

Этно-политическая борьба В преддверии ожидаемой смены власти растет политическая активность доминирующих в стране пуштунских племен. Пуштунские вожди перестают подчиняться  руководству Движения «Талибан» и, тем более, указаниям Кабула. Более того, в борьбу пуштунов восточных и южных районов страны в последнее время подключилась крупнейшая пуштунская партия "Хизби-Ислами» в прошлом видного пуштунского лидераГ.Хекматьяра.Нынешний анти-талибский настрой пуштунов пытаетсяввиду неудачи переговорного процесса с талибами использовать Вашингтон. В этой связи возрождается идея создания "Великого Пуштунистана", что означает раскол страны и объединение пуштунов Афганистана и Пакистана.

В ответ на рост социальных проблем и дискриминацию, непрекращающиеся военные действия и экономическую нестабильность, многочисленные национальные и религиозные меньшинства, в частности, казахи, туркмены, кыргызы и индусыпокидают Афганистан, около двух миллионов местных шиитов мигрирует в Иран.

Между тем противостояние постепенно вовлекает в зону своего "влияния" и другие страны. В частности, в ущелье Вардудж в уездах Бахараки Зебок (Афганистан, Бадахшан) в июле текущего года отмечалась концентрация группы боевиков общей численностью от 150 до 200 человек, среди которых эксперты отмечают представителей разных движений, в том числе «Талибан», «Джамоати Ансоруллох» и ИДУ (Исламского движения Узбекистана).По официальной информации, президент Таджикистана Эмомали Рахмон передал своему афганскому коллеге Хамиду Карзаю список из 10 афганских командиров, которых Душанбе обвиняет в "террористической деятельности и контрабанде наркотиков" и сотрудничестве с боевиками в Таджикистане. По данным из источников Службы национальной безопасности Афганистана, боевики Талибана и Аль-Каиды из числа граждан ЦА республик стремятся перебраться из Афганистана в эти страны. Боевики намерены создать проблемы для вывода сил НАТО из Афганистана по "северному маршруту".

В этой связи глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов на 67-й сессии Генассамблеи ООН вновь высказался за создание под эгидой ООН Контактной группы по Афганистану с участием стран — соседей Афганистана, а также США, НАТО и России. «Главной целью их усилий должно стать достижение компромисса и согласия между враждующими силами и формирование на этой основе коалиционного правительства, представляющего основные этно-национальные и религиозные группы Афганистана, вовлеченные в военно-политическое противостояние».

Талибанизация страны? В последнее время существенно активизировалось и расширило свои ряды за счет поступления новых, более молодых рекрутов Движение «Талибан». Однако, эта тенденция носит неоднозначный характер, поскольку в последние годы в рядах самих талибов наметился раскол. Наряду с воинственно настроенной радикальной частью Талибов, преимущественно из числа подросшего молодого поколения, возрастает численность тех, кто готов к национальному примирению и продолжению миротворческих переговоров.

В частности, в докладе Королевского объединенного института родов войск Великобритании «Талибан» и перспективы примирения» говорится о двух течениях в Движении «Талибан» и готовности части их представителей к переговорам о перемирии. Главное требование Талибов - невмешательство США во внутреннюю политику Афганистана. В настоящее время контакты США и представителей «Талибана» приостановлены, так как не состоялась сделка по обмену пяти талибов - узников «Гуантанамо» на пленного американского солдата. В любом случае, переговоры могут возобновиться только после президентских выборов в США, которые состоятся 6 ноября 2012 года.

Однако Движение «Талибан» опровергло сообщение о том, что "некоторые из лидеров готовы к переговорам о всеобъемлющем мирном соглашении, о долгосрочном военном присутствии США в Афганистане и т.д." и заявило о «своем законном праве защищать свою страну, целостность исламской системы, и, следуя этой цели, продолжить джихад против оккупационных сил».

Столь противоречивая информация вновь только подтверждает  отсутствие единства в рядах самих Талибов, что может быть связано с появившейся реальной, по их мнению, возможностью прийти к власти после вывода миротворческих сил из Афганистана.

Однако маловероятно, чтобы в будущем афганское правительство возглавили талибы. Во-первых, в рядах сторонников Талибан нет единства. Во-вторых, большинство Талибов устало от ведения военного образа жизни, готово искать компромисс с мировым сообществом. В третьих, народ еще помнит период их правления в 90-е годы и вряд ли будет согласен вновь восстановить такой порядок. И, наконец, существуют культурно-идеологическиеи религиозные противоречия между Талибами и другими слоями афганского населения. Скорее всего, можно говорить лишь о включении Талибов на приемлемых для всех сторон условиях в состав коалиционного правительства.

Кроме того, очевидно, что в условиях растущей взаимозависимости мировой экономики и в целом, проблем безопасности, любая политическая сила, включая Движение «Талибан», придя к власти, будет естественно добиваться международного признания и многостороннего («и Восток и Запад») сотрудничества, без чего немыслимо их самосохранение и рост благополучия. Стоит лишь вспомнить, как в период своего господства правительство талибов добивалось международного признания, без чего их режим был бы обречен.

Правительственный кризис С целью выхода из сложившейся ситуации администрация Карзая пытается хоть как-то усовершенствовать состав афганского правительства путем отставок и новых должностных назначений. Однако данный шаг лишь порождает новые противоречия, поскольку ведет к политической отчужденности отдельных групп населения и обострению борьбы за власть.

В частности, аналитики Международной Кризисной группы считают, что в результате различных подтасовок и махинаций в ходе предстоящих в 2014г. президентских выборов сотни тысяч афганцев могут оказаться отчужденными от власти. В этой связи они предупреждают, что за выводом из Афганистана контингента НАТО последуют крах коррупционного правительства и гражданская война. В качестве средства предотвращения политического кризиса западные эксперты призывают принять строгие меры для обеспечения прозрачности избирательного процесса. Отдельные положения доклада подкрепляются данными секретного доклада разведслужбы ФРГ (BND), которые также упрекают Карзая в том, что его усилия сосредоточены исключительно на сохранении собственной власти и семейных интересов, продвижении с этой целью своего старшего брата АбдулыКаюма кандидатом в президенты на выборах.

Заключение

В ближайшее время, по всей вероятности, следует ожидать дальнейшее ужесточение борьбы за власть различных политических сил Афганистана и, следовательно, обострение всех нынешних угроз и вызовов региону ЦА – терроризма, наркоторговли, нелегальной миграции и т.д. Решающим фактором в достижении определенного прогресса в Афганистане является достижение компромисса между противоборствующими сторонами и формирование новой коалиционной системы власти, что зависит от более или менее эффективно проведенных выборов в 2014г.

При любом раскладе сил нестабильность в стране, по всем ожиданиям, сохранится и можно лишь говорить о степени ее возможного распространения и уровне влияния на соседние страны.

В случае неудачно проведенных президентских выборов борьба оппозиционных групп может перейти в локальные военные действия с частичным охватом нестабильностью республик ЦА, прежде всего Таджикистан и Кыргызстан. Как представляется, существующее партнерство государств в рамках ОДКБ и НАТО, двухсторонние и формирующиеся многосторонние форматы стратегических взаимоотношений в регионе ЦА вполне достаточны, чтобы не допустить разрастания экстремизма за пределы Афганистана. К тому же отсутствие единства, усталость, культурные противоречия и масса других проблем не позволяет сегодня радикальным силам активно вмешиваться во внутреннюю жизнь ЦА государств. Свидетельством тому может служить малочисленность вовлеченности афганских экстремистов в Хорогские события и их относительная слабость даже в нестабильном  Кыргызстане.

При втором, более удачном и вполне возможном, если учитывать давление мирового сообщества на правительство Карзая, варианте событий, выборы, возможно, завершатся созданием некоего компромисса между доминирующими в стране силами (пуштунами, Талибанами, шиитами). Однако и в этом случае маловероятно, чтобы абсолютно все этнические меньшинствабыли представлены во властных структурах, что сохранит почвудля определенной нестабильности Афганистана.Вместе с тем уровень нестабильности может быть гораздо ниже, чем при первом сценарии. Дальнейший прогресс, очевидно, будет зависеть от разработки и претворения в жизнь тщательно разработанной внутриполитической и экономической Концепции поэтапного развития страны. Плодотворным на данном пути является также регулярное взаимодействие с международными институтами и всеми заинтересованными региональными акторами под эгидой ООН и Организации Исламская Конференция.

Государствам Центральной Азии следует в данной ситуации быстрее урегулировать межгосударственные разногласия и углубить стратегическое партнерство в рамках наднациональных региональных и глобальных институтов.

     

Д.п.н. Юлдашева, эксклюзивно для ЦРИАП (центр развития информационно-аналитической политики)

Ташкент, Узбекистан

   
0
651
0