Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
0
04:46, 08 августа 2013

Перспективы и риски развития экономического сотрудничества между Казахстаном и Туркменистаном

Объемы взаимной торговли между Казахстаном и Туркменистаном относительно невелики, на уровне долей процента от общего товарооборота. Несмотря на то, что у торговли есть определенные перспективы к росту, нет никаких оснований полагать, что Казахстан для Туркменистана или Туркменистан для Казахстана когда-либо превратятся в основных или даже просто значимых торговых партнеров. Причина этого заключается в том, что экономики обеих стран, во многом, похожи по характеру экспорта (преобладание углеводородов) и импорта (готовая продукция, продовольствие). Есть и причины субъективного характера, связанные, прежде всего, со специфической изоляционистской политикой Ашхабада на постсоветском пространстве. При этом следует отметить, что объемы торговли не демонстрируют устойчивой тенденции к росту, постоянно колеблются, в зависимости от конъюнктуры мирового рынка, от которой Туркменистан, в силу меньшей диверсифицированности его экономики, зависим намного больше, чем Казахстан.

Торговля между странами исторически характеризуется нестабильностью, быстрыми изменениями объема как в большую, так и в меньшую стороны. Товарооборот Казахстана и Туркменистана в 2008 году составил 437,9 млн. долл. США и по сравнению с 2007 годом (220,6 млн. долл. США) увеличился на 98,5%. При этом объем экспорта из Казахстана в Туркменистан за 2008 год составил 217,6 млн. долл. США и по сравнению с 2007 годом (77,9 млн. долл. США) увеличился в 2,8 раза! Однако объем взаимного товарооборота за 2009 г. составил 170,3 млн. долл. США (экспорт – 108,9 млн.; импорт – 61,4 млн.) и по сравнению с 2008 годом снизился в 2,5 раза. В 2010 г. общий товарооборот с Туркменистаном еще немного снизился и составил 168,1 млн. (0,3% от общего объема товарооборота Казахстана). При этом импорт –125, 1 млн. (0,6 % общего импорта), а экспорт - – 43,1 млн. (0,1 % общего экспорта). Наконец, в 2011 г объем взаимного товарооборота возрос вдвое по сравнению с показателями 2010 г.

Однако в силу высокой ресурсной обеспеченности Казахстан и Туркменистан характеризуются высокими темпами экономического роста. Кроме того, в обеих странах проводится политика индустриализации. Поэтому оба государства обладают определенными потенциальными возможностями для увеличения двустороннего товарооборота. Очень важным механизмом, способствующим развитию казахстанско-туркменского сотрудничества в торгово-экономической сфере, является двусторонняя межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК).  Между двумя государствами существует договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве до 2020 года и соответствующая программа.

В силу основной специализации обоих государств на мировых рынках наиболее перспективным представляется сотрудничество в топливно-энергетическом секторе. Казахстан и Туркменистан представляют взаимный интерес в качестве транзитных государств по выводу энергоресурсов на внешние рынки – казахстанской нефти в южном направлении к Персидскому заливу (перспективные планы) и туркменского газа в восточном направлении (КНР) и в северном направлении в РФ, Украину, страны ЕС (оба направления уже реализованы).

В 2009 г. состоялось открытие газопровода Центральная Азия – Китай (следует напомнить, что первоначально, в 2003 г. этот проект был задуман как казахстанско-китайский, параллельный нефтепроводу Казахстан-Китай). С учетом планов довести экспорт центральноазиатского газа по этому трубопроводу до 65 млрд. куб. метров к 2015 г. (соглашение об этом было подписано в ноябре 2011 г. в ходе визита Бердымухамедова в КНР) он приобретает решающее влияние на экономику Туркменистана как основной экспортный маршрут.

Впрочем, через Казахстан проходит и другой ключевой для Туркменистана Северный маршрут транспортировки газа (в Россию), который до недавнего времени играл ключевую роль. До сих пор существуют планы расширения транспортировки газа по этому маршруту. В частности, имеется подписанное между Казахстаном, Россией и Туркменистаном Соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. Данное соглашение было подписано в ходе российско-казахстанско-туркменского саммита в г.Туркменбаши в мае 2007 года. Однако в силу разногласий Газпрома и Туркменистана, где не последнюю роль играет высокая, по мнению Москвы, цена на газ, вероятность реализации этого проекта крайне низка.

Некоторые западные и казахстанские эксперты отмечают, что определенную значимость для Казахстана могут иметь и проекты Набукко-Транскаспийского газопровода и ТАПИ (Туркмения – Афганистан-Пакистан-Индия). Пока оба проекта сталкиваются с очень серьезными политическими рисками. Вероятность реализации проекта ТАПИ в связи с ожидающейся дальнейшей дестабилизацией Афганистана после вывода войск МССБ-НАТО в 2014 г. вообще близка к нулю. Что касается Транскаспийского газопровода, то на пути его сооружения стоит блок России и Ирана. Однако в газопроводе заинтересован ЕС,  и он пользуется политической поддержкой США. Говорить о том, какая из коалиций победит, пока преждевременно. Туркменистан уже строит газопровод Восток-Запад, чтобы перебросить излишки своего газа к Каспию. Для того, чтобы не испортить отношения с Россией, Казахстану желательно воздерживаться от поддержки проекта Транскаспийского газопровода. Однако в случае если газопровод будет все-таки сооружен, по мере того, как политический конфликт отойдет в прошлое, Казахстан может также начать экспортировать по нему свой газ. Именно для этого и может пригодится Транскаспийский газопровод.

Поскольку как Казахстан, так и Туркменистан располагаются в центре Евразии и лишены выходов к океанам, важным для обоих государств является сотрудничество в области транспорта и коммуникаций, направленное на диверсификацию существующих транспортных маршрутов. Имеются взаимовыгодные проекты в области железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Все эти проекты в региональном плане чрезвычайно важны для развития, прежде всего,  Атырауской и Мангистауской областей.

В частности, началась реконструкция автомобильного маршрута «Астрахань – Атырау – Актау – граница Туркменистана». Прорабатывается вопрос расширения морских транспортных маршрутов между двумя странами по Каспийскому морю, в частности, между портами Туркменбаши и Актау. Это позволит ускорить развитие Актау как ключевого порта Каспийского моря. Уже по итогам 2010 года Актауский международный морской торговый порт занял лидирующую позицию по грузопотоку среди стран Прикаспийского региона.  За 2010 год общий объем грузов, проведенных в Каспийском бассейне, превысил 32 млн. тонн. Объем перевалок Актауского морпорта составил 34 % (12 млн. 812 тыс. 4 тонн). На втором месте – Астрахань (26 % общего объема транспортировки).  Объемы морской логистики Ирана составляют 16 % от общего объема перевалок в Каспийском бассейне, остальная доля грузопотока приходится на Баку и Туркменбаши. Программой развития автодорожной отрасли Казахстана на 2006-2012 годы была предусмотрена полная реконструкция автодороги Туркменбаши - Актау - Атырау - Астрахань». Между Казахстаном и Туркменистаном также функционирует прямое пассажирское авиасообщение по маршруту Ашхабад-Алматы-Ашхабад.

Ключевым транспортным проектом с точки зрения интересов Казахстана можно считать транспортный коридор «Север-Юг», который должен придать мощный импульс дальнейшему экономическому развитию Казахстана, Туркменистана и Ирана и обеспечить выход на страны Персидского залива с сокращением расстояния на 600 км. Дорога проходит по линии Узень (Казахстан – ок. 146 км) – граница с Туркменистаном - Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан – более 450 км) – Горган (Иран – более 90 км), предполагается интеграция этой линии с системой железнодорожных путей России.  Проект реализуется на основе подписанных в 2007 году между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном Декларации Глав государств и Межправительственного соглашения между тремя странами. Оператором казахстанской части проекта является АО «НК «Қазақстан темір жолы». Стоимость проекта – 61,7 млрд. тенге. Согласно проекту строительство началось в  2009 г., а открытие движения было назначено на декабрь 2011 г. Основная номенклатура грузов: зерно, строительные материалы, товары народного хозяйства, металлические изделия и т.д.

Прогнозный объем перевоза грузов (млн.тонн).

Прогнозный объем перевоза грузов (млн.тонн)

2012 г

2017 г.

2022 г.:

Экспорт

4,4

5

5,8

Импорт

0,1

0,2

0,24

Транзит

1,0

1,1

1,4

Всего

5,5

6,3

7,4

Международными соглашениями предусмотрено единовременное завершение строительных работ в 2011 году и открытие движение поездов. Постановлением Правительства РК от 27 июля 2011года № 714 одобрен текст Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о международном железнодорожном пункте пропуска через казахстанско-туркменскую государственную границу. Проект Соглашения согласован с туркменской стороной.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов предложил создать на основе железнодорожного маршрута новую свободную экономическую зону в Мангистауской области на границе с Туркменией (по образцу СЭЗ на границе Китая вокруг Хоргоса). Масимов отметил, что от этой точки до Бандарабаса (морской порт в Иране) "часов 10 на поезде - это фактически выход на море".

В целом, экономическое сотрудничество Казахстана и Туркменистана с учетом их большого ресурсного потенциала имеет серьезные перспективы развития. Однако при этом Казахстану необходимо "закладывать" во все проекты высокие региональные (относящиеся непосредственно к Центральной Азии, в целом) и страновые (относящиеся непосредственно к Туркменистану) риски.

Обладая сходными типами природных ресурсов (углеводороды) и будучи расположенными в одном регионе мира, Казахстан и Туркменистан неизбежно выступают в качестве соперников в привлечении иностранных инвестиций. Благодаря успешным экономическим реформам Казахстан обеспечил себе устойчивое лидерство по инвестиционной привлекательности не только по отношению к Туркменистану, но и вообще в рамках постсоветского пространства. В этом плане можно прогнозировать, что как это происходит и сейчас, львиная доля зарубежных инвестиций будет идти в Казахстан, а не к его соседям. Все попытки Бердымухамедова провести в стране реформы  наподобие казахстанских, с учетом ограниченности этих попыток в условиях жесткой авторитарной диктатуры, не приведут к тому, что южный сосед Казахстана сравняется с ним по инвестиционной привлекательности.

Согласно оценке "Heritage Foundation" и "Wall Street Journal". Туркменистан имеет лишь сомнительное "превосходство" над Казахстаном в плане более низких официальных налогов, меньшем размере государственных расходов и слабой защищенности трудящихся. Однако это "превосходство" чревато более высокими социально-политическими рисками и более низким качеством государственных услуг. Кроме того, оно сводится на нет более высокой коррупцией, слабой защищенностью прав собственности, произволом туркменских властей по отношению к зарубежным инвесторам, их жестким даже на фоне соседей авторитаризмом.

 

Казанцев А.А., д.п.н,

директор Аналитического центра МГИМО,

эксклюзивный материал для

Центра регулирования

информационно-аналитической

политики, г. Астана

     
0
1397
0