Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:03, 23 июля 2013

Привязанность (продолжение)...

Blog post image

В прошлый раз мы говорили о том, как формируется привязанность и на сколько она важна для ребенка, для человека в целом. Сегодня хочется поговорить о различных видах сформированной привязанности, как следствия того или иного родительского обращения (отношения).

1. Отвергающая или опасная привязанность.

Такая привязанность формируется, если мать систематически игнорирует ребенка или реагирует отвергающим образом, не дает принятия, тепла; может проявлять раздражение. У ребенка формируются четкие логические временные последовательности событий: «если мне станет плохо, я буду об этом сигналить, то мне либо будет также хуже, помощи не будет, либо станет еще хуже». То есть ребенок не получает удовлетворения своих потребностей, безопасности, комфорта. Причем важно психологическое, эмоциональное внимание, а не просто гигиенический уход. Впоследствии у ребенка возникает чувство, что окружающий мир плохой - из него не приходит безопасность, тепло. «А может, и я плохой», думает ребенок, т.к. не могу обеспечить себе безопасность, удовлетворить свои потребности. Этот опыт негативных аффектов, опыт наказаний закрепляется и со временем дети перестают сигнализировать, что им плохо. Внешне такие дети выглядят спокойно, не плачут, они улыбчивы; они очень удобны. У ребенка формируется ложное Я. Если аффект подавлен, не значит, что его нет, он остается, уходит в бессознательное. Его Я не включает истинные чувства, которые испытывает человек, он их не понимает.

Аффект стремится выйти наружу, часто в виде психосоматики; негативный аффект может трансформироваться в позитив: радость, за которой скрывается страх, гнев, «у меня все хорошо» - чтобы не сделали еще больнее.

Со временем, к 3 годам ребенок отказывается от создания отношений, которые могут приносить радость, т.к. у него нет этого опыта. Он строит свои взаимодействия на внешнем уровне, ролевом, безэмоциональном, без личностной вовлеченности.

Установка «я плохой» препятствует принятию любви от другого: «я не достоин любви», «меня любят до тех пор, пока не узнают, что я плохой»; человек не вступает в близкие отношения.

Внешне: человек не в состоянии сотрудничать, принять комплимент, не в состоянии принять помощь, т.к. эта помощь извне, а значит, может быть опасной.

У взрослого человека - при общении с ним возникает чувство ненатуральности, нет спонтанности; он строго следит за речью, нет живых эмоций, внутреннее напряжен, т.к. фрустрированы базовые потребности в любви, принятии и т.д.

2. Амбивалентная, тревожная привязанность.

Такая привязанность формируется, если мать проявляет непостоянство: один раз подойдет, приласкает, а следующий раз проигнорирует или проявит раздражение, агрессию.

В опыте ребенка отсутствуют четкие последовательные временные цепочки событий. У ребенка формируется чувство, что окружающий мир неизвестен, непонятен. К самому себе установка «скорее всего я плохой, т.к. не в состоянии удовлетворить свои потребности тогда, когда надо и я не знаю, что нужно делать, чтобы получить необходимое».

Мать такого ребенка тревожна, у нее нет стабильного доверия к себе; она постоянно ищет оптимальный стиль поведения, читает книги по воспитанию, ищет рекомендации; а все ее эксперименты только усиливают нестабильность.

Для ребенка окружающий мир нестабилен и когда у него что-то не так, актуализируются множество аффектов: он боится, что мать не придет, радуется, может быть, придет, гнев, что ему неизвестно что будет на самом деле - амбивалентные чувства.

Основная задача ребенка: сделать окружающий мир предсказуемым, знать, какие сигналы к чему приводят.

Родительское поведение направлено на внешние проявления, они не знают, что внутри у ребенка, а его внешние проявления противоречивы; получается, что непонятно, что делать с ребенком. А это приводит к тому, что поведение матери становится еще более непредсказуемым.

Впоследствии ребенок научается расщеплять аффект - часть его подавляется, а часть проявляется в усиленном виде. Например, страх подавляется, а незначительная радость усиливается. Ребенок научается видеть, за какие сигналы какой следует результат и тем самым делает окружающий мир более менее предсказуемым для себя.

Формируется искаженный образ Я. В образе Я есть осознаваемые аффекты, но они искажены, а есть неосознаваемые; нет контакта со своими чувствами, нет полного понимания и принятия своих чувств.

Вся энергия уходит на то, чтобы сделать мир предсказуемым, поэтому человек определенным образом организует свой мир: четко продуманное поведение, чтобы избежать случайностей; жесткий контроль, ограничения, необходимость постоянно иметь достаточно информации обо всем; а это все требует энергии и часто человек даже не может полноценно воспользоваться полученной информацией, так как не осознает свои истинные чувства, мысли, цели и как эту информацию применить.

В поведении ребенка: гиперактивность, неадекватная направленность энергии, тревожность, неуверенность в себе, амбивалентность чувств.

Внешне: маленькие дети непонятны для взрослых, они подают множество сигналов, разных, противоречивых, нет аффектов в чистом виде. В дальнейшем это проявляется в неадекватности реакции (усиленный гнев, экзальтация).

В дальнейшем дети (и взрослые) не доверяют окружающему миру, стремятся всегда держаться за то, что есть, что известно и стабильно; они боятся изменений. Взрослые создают вокруг себя определенное ограниченное пространство, могут отказаться от семьи, профессии, часто создают психологические границы - общение с узким, проверенным кругом людей; создают границы ценностей.

Взрослые часто не в состоянии понять какие чувства они испытывают, не могут их описать: описывают конкретную обстановку, детали, но не могут сделать вывод, проанализировать — что он при этом чувствует, хорошо ему или плохо. Для него важно постоянство; они очень чувствительны к изменению отношений, даже если это негативные отношения, главное, они постоянны и они не в состоянии их прервать.

3. Безопасная, сбалансированная привязанность.

Формируется, когда мать проявляет стабильность, постоянство в отношении к ребенку, дает ему принятие, тепло, комфорт, безопасность и конгруэнтна (внешнее проявление соответствует внутреннему).

Мать внутреннее свободна, доверяет себе, искренна, способна проявлять чувства. Это важно в независимости от внешней, материальной стороны (кормление, уход, игрушки).

У ребенка формируются четкие логические последовательности, которые заключаются в том, что ребенок знает, «если мне станет плохо, я просигнализирую, и будет все хорошо». Окружающий мир хорош, оттуда приходит помощь, безопасность. «Я - хороший, я знаю, что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности».

Впоследствии такие дети (и взрослые) способны формировать привязанности с другими людьми, способны осознавать, что чувствуют и сами проявляют свои чувства, их чувства не подавляются.

Формируется истинное Я.

В нем присутствует весь спектр чувств, способность к спонтанному проявлению чувств; человек склонен к сотрудничеству, альтруизму; у него есть опыт взаимоотношений, дающих тепло и радость, и они сами способны и будут строить близкие отношения.

Если все слишком проходит гладко, и ребенок совсем не получает опыта других взаимоотношений, не видит их, то иногда впоследствии такие люди становятся излишне доверчивы, неадекватно реагируют на события, приняв их за безопасные.

В заключении хотелось бы сказать, что цель написания этой статьи – не просто выдать очередную страшилку для впечатлительных мам, но поразмыслить о том, насколько важны качественные взаимоотношения с ребенком для формирования нормальной привязанности и насколько тонкий, хрупкий, а вместе с тем и важный механизм установления этих связей.

 
0
386
0