Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:34, 19 июля 2013

Зачем малышу нужна мама.

Blog post image

"Рука, качающая колыбель правит миром". Это изречение известного американского писателя Питера де Фриза, красноречиво подчеркивает роль женщины, посвящающей себя воспитанию ребенка. Так в чем же сила этой руки? Каково ее влияние на жизнь ребенка, на мир, на наше светлое будущее? Для того чтобы ответить на эти вопросы обратимся к понятию «материнская депривация». Депривация – означает утрату, лишение, ограничение возможностей, удовлетворения жизненно важных потребностей, таких как еда, сон, движение, познание, общение и др. Одной из самых важных потребностей в жизни ребенка является потребность в материнской заботе и любви. Значение этой потребности трудно переоценить, а ее отсутствие может вызывать тотальные нарушения в развитии личности ребенка.

Материнскую депривацию переживают не только сироты, которые пережили прямую разлуку с матерью, но и те дети, чьи отношения с матерью в силу различных причин обеднены и неудовлетворительны. Горько признавать, что холодные детско-материнские отношения становятся нормой, а теплые воспринимаются как исключение.

Причинами такого отношения к ребенку может быть то, что долгие годы в нашей стране утверждался приоритет общественного воспитания. Многие родители и по сей день считают, что их задача обеспечить ребенка материальными благами, а воспитывать должны д/с, школа, гувернанты, репетиторы, психологи и пр. Часто бывает, что современная мама находит для себя более интересным быть на работе, чем уделять время собственному ребенку. Такое самоустранение родителей приводит к тому, что часто дети просто брошены на произвол судьбы. Конечно, нельзя все списывать на несознательных родителей потому как есть и другие, не зависящие от родителей обстоятельства. Смена экономического и общественного уклада, миграция населения, интенсивная урбанизация, социальные потрясения, на фоне которых даже самые любящие и преданные родители могут испытывать сильнейшую тревогу, депрессию и неуверенность в себе и могут быть попросту «выбиты из колеи». Тем не менее, по «уважительной» причине или нет, ребенок, переживший материнскую депривацию имеет мало шансов на самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми, устойчивый положительный образ Я. Было доказано, что дети, лишенные в раннем детстве материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

Одним из наиболее тяжелых и трудно компенсируемых следствий м.д. является отсутствие базового доверия к миру, которое порождает страх, агрессию, недоверие к другим и самому себе, нежелание познавать новое, учиться. Так, словацкая исследовательница М.Дамборска сравнивала детей сирот в возрасте 6-10 месяцев и их сверстников, воспитываемых в семье. Она помещала их в непривычную ситуацию, предлагала им новые незнакомые игрушки. «Семейный» ребенок вначале испытывал страх, но, обратившись к маме и получив утешение, постепенно начинал разглядывать игрушку и играть с ней. Малыши из дома ребенка прятались за медсестру, пытались отвлечься от пугающей ситуации, ощупывая ее халат, пуговицы и так и не приступали к исследованию нового объекта.

Один из самых чудовищных экспериментов, который доказывает влияние материнской заботы на развитие ребенка, был проведен в годы гитлеровской Германии. Для создания «сверхлюдей» чистой расы были отобраны лучшие физически и психически здоровые мужчины и женщины арийской расы, без наследственных заболеваний. Полученные в результате таких «супружеских» союзов дети забирались у матери и воспитывались самыми большими научными умами в специально созданных домах. В результате только одного из 20 воспитанников можно было считать нормальным, все остальные сильно отставали в развитии, некоторые были просто идиотами. Современные исследователи выделили следующую причину провала: «Они были лишены самого важного, т.е. любви, настоящей любви матери. Младенцы лежали как телята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом».

Важность материнской заботы подтверждает и следующее исследование, проведенное Г.Дюрфе и К.Вольф. Они изучили 94 грудных младенца, которые воспитывались:

o незамужними матерями,

o специально обученными медсестрами и

o матерями других детей, находившимися в этом же учреждении.

Самый высокий коэффициент развития имели дети, воспитанные собственными матерями, не смотря на то, что они были необразованны, нерадивы и рассматривали ребенка как обузу.

Необходимость проявления эмоциональной теплоты, как ни странно, признается далеко не всеми. Часто даже любящие матери полагают, что детей надо держать в строгости, не баловать, чтобы они росли самостоятельными. Последствия подобного воспитания часто печальны: когда детям исполняется 7-8 лет, они нередко оказываются клиентами психологических и медицинских консультаций с жалобами на эмоциональные расстройства. А все дело в том, что на первом году жизни ребенок, с точки зрения идей Э.Эриксона и концепции привязанности, нуждается не в принципиальности матери и не в собственной самостоятельности, а в постоянном, неизменном, безусловном проявлении материнского тепла, любви, ласки. Для маленького ребенка не может быть «слишком много» внимания и заботы, при условии, что эти внимания и забота в каждый момент времени учитывают потребности ребенка, не являются назойливыми и навязчивыми.

 
0
236
0