Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
05:19, 30 марта 2010

Пару слов о проекте «НУР-ОТАР»

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

30 августа, в День Конституции, на проспекте именуемом в народе как «Арбат» состоялась седьмая на нынешний день акция псевдомонархического движения «Нур-Отар».

. Потому как похватали верноподданных овец сразу же, взялся сопровождать солидный полицейский эскорт, который, естественно, одним своим видом отпугивал гуляющую публику – люди испуганно шарахались, когда монархо-овцы пытались вручить им свои листовки. Правда, перед тем как закрыть баранов в полицейском околотке на несколько часов, им милостиво позволили пообщаться с прессой и зачитать своё коммюнике (концепция перфоманса, - который все почему-то упорно именуют «флэш-мобом», - сводилась к тому, что после ряда известных поправок в отечественную Конституцию, необходимость в существовании Основного закона потеряла всякий смысл).

А 4 сентября, одному из участников акции Айнуру Курманову, лидеру незарегистрированной организации «Социалистическое Сопротивление Казахстана» и по совместительству председателю РОО «Талмас» от всей души, что называется, впаяли немного-немало 15 суток ареста – уж в который раз! Его «подельники», за день до этого отделались штрафами.

Прежде чем высказать несколько соображений по поводу такого рода акций, надо, пожалуй, провести краткий хронологический обзор других представлений монархического движения «Нур-Отар» («Светлое стадо», если кто не в курсе).

Прежде всего, надо сказать, что автор этих строк один из тех, кто имел честь (не знаю – высокую или напротив сомнительную?) активно участвовать в разработке самой концепции этого проекта. Дело было в прошлом году, в конце мая начале июня, когда я состоял в казахстанском «СоцСопре». Поводом для создания «НО» стали одиозные поправки в Конституцию, но в большей степени, отсутствие сколько-нибудь осмысленных ответных действий со стороны нашей «демократической оппозиции». Если не считать, конечно, очередной порции суконных меморандумов. Словом, сидели мы и обдумывали, как бы поадекватнее отреагировать на очередной авторитарный демарш. И насколько я помню, устроить пафосную демонстрацию в поддержку поправок, напялив при этом маски баранов (варианты: ослов, свиней) предложил Айнур Курманов, хотя чуть позже, у него вышел полушутливый спор с оппозиционным журналистом Андреем Гришиным - кто же всё-таки первый из них додумался до такой простой и гениальной идеи?

Мной, была составлена, так сказать, идеологическая и эстетическая платформа нового политического движения (в частности, лозунг «Да здравствует тысячелетний «Нур-Отар», позже похеренный неомонархистами»); один парень, которого все мы считали (вполне справедливо) клиническим идиотом, предложил для монархического проекта его удачное название; другой, сочинил ударный лозунг: «Мама – монархия, Папа – Ел Басы!», третий дополнил ещё какой-то идеей… Уже и не вспомнить, кто что сказал – помню только хорошую атмосферу «мозгового штурма» и коллективного творчества.

Первая «нур-отаровская» акция состоялась 8 июня 2007 года, когда в четыре часа дня на всё тот же Арбат вышло около десяти человек в картонных масках и футболках с лозунгами: «Монархия мать порядка!», «Мама – монархия, папа – Ел Басы», «Хочу в ханство!», «Нам нужен хан чабан!», а также с портретами Большого Папы наперевес. На ходу озвучивались лозунги и экземпляр нашего официального заявления, которое было написано мной. Всех, разумеется, повязали, большинству присудили штрафы, а Айнур Курманов в очередной раз оказался на Лобачевского 10. В целом, акция прошла неплохо, была освещена во всех оппозиционных и независимых СМИ, и всё удовольствие от проделанной работы омрачалось лишь ужасным, кустарным качеством масок, которые походили на овечьи рожи весьма и весьма условно. Так уж вышло, что ни в одной из торговых точек города, начиная от Барахолки и закачивая магазином «Детский мир» бараньих масок не оказалось.

Вторая акция «НО» прошла примерно 12 июня уже в Актюбинске, где тамошние представители «СоцСопра» вышли на центральную площадь (правда без масок) и возле памятника Абулхаир-хану стали декламировать стихи местного сумасшедшего считающего себя поэтом Мыркымбая Акатова. В том числе и такие строки:

«Я сегодня очень счастлив,

Аж описался в трусы,

Потому что нами будет

Вечно править Ел Басы!»

Третья акция состоялась 23 июня в Алматы на Площади Республики, где монархо-овцы в честь Дня казахстанской полиции присуждали стражам правопорядка (которые как водится, прибыли на место самыми первыми) диплом «Золотая дубинка» за выдающиеся успехи в деле борьбы с оппозицией. Маски и футболки с лозунгами наличествовали.

Четвертый перфоманс провели таразские социалисты, которые в таком же виде и

с транспарантом «Нур-Отар за вечного хана» попытались вступить в местное отделение «Нур-Отан». Их почему-то отказались принять.

Пятую акцию провели уже 31 марта 2008 года, когда в парке 28-панфиловцев раздавали прохожим листовки и свечи, приветствуя, таким образом, повышение ценовых тарифов на электроэнергию. В этот раз их задерживать почему-то не стали, никто из силовиков даже посмотреть не пришёл.

Шестая, в формате брифинга, состоялась недели через две, во дворе, который в своё время пытались поджечь – он находится в очереди на снос. Без всяких масок и с самым серьёзным видом монархисты потребовали официально узаконить коррупцию и прекратить антикоррупционную компанию, поскольку система мздоимства является, ни много ни мало – основой нашей государственности. В принципе, эту акцию можно назвать наиболее удачной и смешной из всех прочих. Но вопрос о том, насколько высок КПД положительного действия на общественное сознание от подобного рода акций – остаётся открытым.

И теперь, имея возможность взглянуть на развитие проекта «НО» за довольно большой временной отрезок можно с уверенностью сказать, что акционизм и карнавальность в нынешней казахстанской политике не нужны и даже вредны. Если успех первой акции и воодушевил автора этих строк, то уже все последующие не вызывали ничего кроме раздражения. Я долго пытался понять причину, по которой все эти действа производили впечатление дешевой балаганщины, и пришёл к следующим выводам.

Во-первых, бессмысленность такого рода мероприятий очевидна хотя бы потому, что в нашем обществе они в большинстве своём вызывают негативные эмоции даже у оппозиционной его части. На фоне отсутствия настоящих политических партий, социальных движений и профсоюзов, мелкое копошение горстки молодых шутников выглядит скучно и убого. Т.е. эти акции позволяют не серьезно относиться к политической манифестации как таковой.

Во-вторых, для акционизма отсутствует социальная и культурная почва. Являясь специфической формой сатирической пропаганды (“пропаганды смехом”) в стабильных и сытых обществах, акционизм не может пользоваться успехом в стране где современное искусство и формы неполитического акционизма находятся в полу зачаточном состоянии и нет традиции оригинального политического протеста. Как написал в 90-х годах московский анархист Вадим Дамье: «В Нидерландах 70-х и в Польше 80-х оранжевые [так называют на Западе сатирические акции – прим. авт.] игры были наступательными. У нас они вымучены. Людям не хочется смеяться. Разве что сквозь слезы». Очень актуально – будто про «НО».

Но почему этих, казалось бы, очевидных фактов не понимают сами «монархисты»? Проблема видимо в том, что они, как и большинство представителей отечественной оппозиции элементарно путают разные вещи, принимая внимание и интерес со стороны СМИ, за внимание и интерес со стороны общества. А это весьма наивный подход. Ведь не секрет, что в нашей стране, находящейся на периферии современного мира и скудной на сколько-нибудь значимые события, любое мало-мальски отличное от других явление, сразу же попадает под увеличительное стекло жадных до новостей казахстанских изданий. Причём рядовых обывателей эта медиа-лупа как правило не обманывает, а вот оппозиционные активисты, живущие в каком-то своём, виртуальном мире, принимают всю эту газетную трескотню за чистую монету.

Стоит ли удивляться тому, что они никак не могут заработать симпатии электората?

0
733
0