«Борей» — Бог северного ветра. Часть I.

UNIQUE_JOURNEY 2013 M07 11
986
0
0
0

  Продолжается цикл бесед с путешественниками и организаторами путешествий. Предлагаю сегодня посмотреть в другую сторону, в сторону техники высокой проходимости. Сегодня своим отношением к...

Продолжается цикл бесед с путешественниками и организаторами путешествий. Предлагаю сегодня посмотреть в другую сторону, в сторону техники высокой проходимости. Сегодня своим отношением к путешествиям, бездорожью и ближайших планах на будущее с нами делится Владимир Смирнов – генеральный директор ООО ПромТехноГрупп и просто любитель путешествий.

АГ: Владимир, расскажи, почему тебя заинтересовали не внедорожники, не квадроциклы, а вездеходы?
ВС: Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо немного коснуться предыстории этого моего интереса к вездеходам, а точнее не просто к вездеходам, а к вездеходам - амфибиям.
А предыстория такова - некоторое время назад мой друг, который уже много лет увлекается внедорожными экспедициями, пригласил меня на выезд выходного дня в качестве пассажира. Весь день я провёл в компании людей увлеченных преодолением бездорожья на своих «джипах». Во-первых, я сам заразился их страстью. А во-вторых, задумался о том, что в нашей стране огромные территории, не обеспеченные даже видимостью наличия хоть каких-то дорог, и в этих местах живет и работает огромное количество людей, которым надо как-то передвигаться по личным и служебным делам, преодолевая речки и болота, снежную целину и пески, тайгу и тундру, причем делать это постоянно и круглогодично, а не в режиме выходного дня или отпуска.

АГ: Но в этих местах довольно распространены внедорожники и другая спец техника.
Да, внедорожники, квадроциклы, снегоходы – это замечательные транспортные средства, но каждый из них хорош в своей узкой сфере применения и самое главное – они не плавают, имеют ограничения по сезонности применения и не имеют того уровня необходимой проходимости и комфорта, которая требуется для жизни и работы на труднопроходимых территориях нашей страны. А наши люди достойны комфортных условий работы. Поэтому меня и заинтересовали вездеходы-амфибии. Они более универсальны и многофункциональны, по сути вездеход-амфибия это «5 в 1» – внедорожник, катер, снегоход, квадроцикл и трактор в одном транспортном средстве. Единственное в чем вездеход-амфибия безусловно проигрывает четырем из этого «флакона», так это в скорости передвижения по ровной и твердой поверхности. Но, думаю, что это вполне приемлемая плата за столь высокую универсальность, многофункциональность и проходимость. Ведь они создавались не для гонок по шоссе J

АГ: Тема вездеходов сейчас очень популярна. Что на твой взгляд подогревает к ней интерес?
ВС: Думаю, что тяга к путешествиям и изучению окружающего мира заложена на генном уровне в представителях рода человеческого с момента его зарождения. Без этой тяги первооткрывателя не произошло бы ни расселения народов, ни открытия Америки и других континентов, человек до сих пор считал бы, что Земля плоская и ограничена пределами видимости до горизонта.

Во всем мире и у нас в стране всегда пользовался популярностью туризм во всех его проявлениях, при этом, чем больше цивилизация становится урбанистической, тем больше у людей появляется стремление вырваться в условия дикой природы.

Чем больше блага технического прогресса облегчают физические условия жизни и работы людей, тем больше им хочется вести активный образ жизни, но при этом не отказываясь от использования результатов этого прогресса.

Раньше огромное число людей вставало на лыжи, а сейчас они пересаживаются на снегоходы, пешие туристы пересаживаются на внедорожники, квадроциклы и вездеходы, водные – на катера и скутеры. Генная страсть к путешествиям со времен наших далеких предков сегодня накладывается на результаты технического прогресса. Возможно когда-нибудь точно так же будут путешествовать на марс и другие планеты J.

АГ: Тягу к путешествиям хорошо уловили на Западе и в Японии, где индустрия производства различных средств передвижения для индивидуального применения развивается с 60-70-х годов двадцатого века.
ВС: Именно так. В нашей стране, в связи с особенностями государственной экономики СССР, этому направлению практически не уделялось никакого внимания, ну кроме снегоходов «Буран» и моторных лодок. Поэтому сегодняшний интерес к вездеходной технике – это заполнение огромной ниши индустрии технических средств для путешествий и активного отдыха.
Кроме того, помимо людей увлеченных путешествиями и активным отдыхом, у нас огромное количество людей просто живут и работают в условиях, при которых без вездеходной техники не обойтись. Именно поэтому, чуть ли не в каждой деревне находятся «Кулибины», которые мастерят вездеходную технику разного типа из подручных средств.
Все это и вызывает популярность вездеходной тематики, и единственное, что сдерживает развитие данного направления это низкая покупательная способность населения.

АГ: Не со всем соглашусь, именно в СССР были впервые спроектированы и построены аэросани. А сейчас в добавок есть ещё отечественные, не большие компании, которые занимаются мелкосерийным производством вездеходов. Чем их вездеходы отличаются от зарубежных?
ВС: Ни сколько не ставлю под сомнения технические достижения советского периода, сам работал в оборонной промышленности и мне не стыдно за уровень разработок того времени. Но когда говорю об особенностях экономики в те времена, то в первую очередь имею в виду направленность экономики на решение крупных государственных задач при очень слабом обеспечении индивидуальных потребностей населения.
Да, в СССР были впервые спроектированы и построены аэросани и какое- то время производились серийно, но они никогда не были в личном пользовании граждан.
Да, у нас были спроектированы и массово производились тяжелые вездеходы-амфибии на гусеничном ходу, сделанные на основе танков, бронетранспортеров и тракторов, они до сих пор востребованы, имеют свою нишу потребления и производятся с 70-х годов. Без этих вездеходов невозможно было освоение крайнего Севера, Сибири, Дальнего востока.

Вся геологоразведка, нефтяная, газовая, лесная промышленности базируются на них. Но они были хороши тогда, когда топливо было дешевым и затраты на эксплуатацию никто не считал, потому что все было государственным. Тогда никто не задумывался во сколько обойдется ящик тушенки доставленной геологам махиной в 5 тонн весом, грузоподъемностью 2 тонны и с реальным расходом топлива под 100 литров. Надо было – и везли, так как более легкого и экономичного вездехода просто не было. И такие вездеходы никогда не продавались частным лицам, да и содержать такой вездеход частному лицу было не под силу.

В итоге – огромная масса энтузиастов и самодельщиков пыталась собственными силами облегчить себе жизнь строительством собственных вездеходов из подручных и доступных материалов.

АГ: Энтузиастов, самоучек и самоделок в нашей стране всегда было много.
ВС: Энтузиасты и самодельщики были, есть и всегда будут, но они появляются именно тогда, когда промышленность не заполняет востребованную нишу рынка, не обеспечивает спрос и потребность  населения. На сколько я помню, ни один номер любимого журнала «Моделист конструктор» не обходился без описания очередного вездехода, снегохода, аэросаней, караката и т.п.. И хотя разработки вездеходов-амфибий малого класса в инициативном порядке велись на многих заводах, но до серийного производства не дошел ни один проект, за исключением военных. А для частных лиц в промышленном производстве были только снегоходы «Буран». В части внедорожников, производились УАЗы, ЛуАЗы и Нивы. При этом частным лицам продавались только Нивы, а УАЗы и ЛуАЗы только организациям. Это что касается советского периода.

АГ: Из всего перечисленного отмечу, что ЛуАЗы не только были вездеходами с отличной проходимостью, но вдобавок к этому они ещё и плавали.
ВС: Полностью согласен с твоей оценкой вездеходных качеств ЛуАЗа. Этот вездеход был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения – транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности. Разработан в 1967 году, серийно выпускался с 1971 по 1991 год, всего было выпущено около 20 тыс штук. Особенно интересна его модернизация – дизельный вездеход-амфибия 6х6 «Геолог», кстати, мой друг работал в НИИ 21 водителем испытателем и ему довелось участвовать в испытаниях этой машины. Отзывы самые восторженные.
А до ЛуАЗа еще выпускался вездеход-амфибия ГАЗ-46 с 1953 по 1958 год.

АГ: Потом ЛуАЗы сняли с производства.
ВС: Причины снятия с производства просты и очевидны, и связанны с той самой особенностью экономики советского периода, о которой я говорил ранее. Главным и единственным покупателем этих вездеходов-амфибий была армия и как только они им стали не нужны – производство прекратилось. А частным лицам эти амфибии никогда не продавались, несмотря на их огромную востребованность у населения. К 1991 году на ЛуАЗе были разработаны несколько модификаций гражданского назначения, правда не плавающие, но завод не смог найти финансирования для начала серийного производства.
Тем не менее, необходимо отметить – концепция вездехода-амфибии малого класса была определена абсолютно верно, востребованность в подобной технике огромна, особенно в нашей стране.

АГ: А что пришло им на смену? Любая пустующая ниша очень быстро заполняется. Существуют сейчас аналоги ЛуАЗам и чем они отличаются от них?
ВС: Сегодня, у нас в стране, эту концепцию пытаются поддержать компании производящие вездеходы-амфибии автомобильного типа на огромных колесах сверхнизкого давления, типа ТРЭКОЛ, либо чисто гусеничными типа Tinger.

В мире же, начиная с 60-х годов XX века, эта концепция нашла свою реализацию в производстве вездеходов-амфибий малого класса. Самыми распространенными, из которых стали MAX, ARGO и Land Tamer.

Правда на Западе концепция малого вездехода несколько видоизменилась – там отказались от автомобильной компоновки и скорости передвижения в 80 км/час в пользу более высокой проходимости за счет применения формулы 6х6 или 8х8 с возможностью установки гусениц на колеса. Посчитали что 30-35 км/час для такой техники вполне достаточно. Также была максимально упрощена трансмиссия, оказавшись от раздаточных коробок и от сложной подвески. Амортизация происходит за счет шин низкого давления. Также отказались и от традиционной схемы управления за счет поворота колес, изменение направления движением осуществляется за счет притормаживания колес одного борта. Т.е. основная тенденция развития вездеходов – улучшение проходимости, упрощение конструкции и повышение надежности. Пожалуй, дальше всех в процессе совершенствования своих вездеходов-амфибий, в рамках все той же концепции, продвинулись компании, которые стали использовать гидравлическую трансмиссию: Land Tamer, MUDD OX.

Возвращаясь к концепции военного транспортёра переднего края, которой следовал ЛуАЗ, необходимо отметить, что она верна и сегодня.

Это подтверждают военные модификации Land Tamer. В США модель Land Tamer XHD является базой для роботизированных вездеходов-амфибий, которые управляются голосовыми командами на расстоянии.
 

АГ: Сейчас есть отечественные компании, которые занимаются производством вездеходов. Можешь дать описание российского рынка вездеходов и место отечественных производителей в нем?
ВС: Сегодня на рынке России производятся и продаются различные вездеходы, которые условно можно разделить на несколько категорий.

Первая – большие вездеходы, в основном, гусеничные амфибийного типа сделанные на основе танковой или тракторной техники. Данная техника относится к категории спецтехники и серийно выпускается на крупных заводах типа ГАЗ, ЧТЗ, УРАЛ, КАМАЗ или их дочерних предприятиях.

Вторая – средние вездеходы. Данная категория представлена вездеходами автомобильного типа, созданными на основе кузова серийного автомобиля (УАЗ, НИВА и т.п.) или с кузовом собственной конструкции, поставленные на шасси с использованием пневматиков сверхнизкого давления, большого диаметра или на гусеничном ходу. Плавучесть таких транспортных средств обеспечивается за счет пневматиков и герметичного кузова. Данная техника выпускается серийно малыми партиями компаниями ООО НПФ «ТРЭКОЛ», Ассоциация Арктиктранс, «АВТОРОС»,  «ЭКОТРАНС» и другими, различными тюнинговыми фирмами.

Третья – малые вездеходы-амфибии (Amphibious All Terrain Vehicle - AATV) колесных схем 6Х6, 8Х8, колесно-гусеничные или чисто гусеничные. Особо распространены в США и Канаде. Они используются во всех сферах жизни: активный отдых и экотуризм, геологоразведка, линейный контроль нефте и газопроводов, линий электропередач, охота и рыбалка, службы спасения, пожарные, армия, фермеры и т.п. – они работают везде где нет дорог, во всех климатических зонах от тундры до пустыни. В США и Канаде имеется около 10 производителей подобной техники, из которых самыми известными являются – ARGO, MAX, Mudd Ox, Land Tamer, Hydrotreck, Triton All - Terrain Inc, Hydrotraxx и др. На российском рынке сейчас представлены только MAX и ARGO, их продажа осуществляется через официальных дилеров. Плюс наша компания начинает продажи вездеходов Land Tamer в качестве официального дистрибьютора.

Четвертая – квадроциклы и снегоходы ( All Terrain Vehicle - ATV ). Самая распространенная категория как в мире, так и в России.
На рынке представлены все мировые бренды - США, Канада, Европа, Япония, Китай. Имеются российские производители и совместные предприятия.

АГ: Чем зарубежные вездеходы отличаются от отечественных?
Все вышеперечисленные американские и канадские компании производят вездеходы одного типа, как я уже говорил – схема 6Х6 или 8Х8 с возможностью установить гусеницы на колеса, отсутствие подвески, амортизация осуществляется за счет пневматиков низкого давления небольшого диаметра от 22-26 и до 33 дюйма с серьезным грязевым протектором, поворот тракторного типа, кузов из полиэтилена низкого давления (ПНД) или металлический, трансмиссия – либо цепная передача с двойным вариатором, либо гидростатическая система (как на погрузчиках BobCat ), двигатели бензиновые или дизельные с расположением спереди/в центре/сзади. Грузоподъёмность от 400 кг до 1,5 тонн, пассажировместимость - от 2 до 6-8 человек в зависимости от модели. Такой тип вездеходов де-факто стал стандартом.
В России имеются только три производителя подобной техники и все они производят только гусеничные амфибии – это Тингер, Пелец, Медведь.

АГ: В этом году на выставке «Вездеход» были представлены вездеходы MAX, Пелец и Медведь. На мой взгляд это маленькие игрушки. Востребованные, но игрушки предназначенные, как минимум в нашей стране, только для отдыха.
ВС: Частично ты прав. С одной стороны, да, действительно вездеходы типа MAX и ARGO во всем мире считаются «вездеходами выходного дня». Это «звание» они приобрели из-за своей огромной популярности именно в индустрии проведения активного отдыха, в первую очередь в США и Канаде. Там существует огромное количество компаний и клубов владельцев, которые организуют поездки на этих вездеходах по национальным паркам, заповедникам, просто по красивым местам в условиях дикой природы и это не считая охотников, рыболовов, фермеров.
С другой стороны, несмотря на свой «игрушечный» вид это действительно реальные вездеходы с очень не плохими техническими характеристиками. И востребованы они практически во всех отраслях промышленной деятельности, связанной с работой вне офисов и дорог. Здесь и геологи, и геодезисты, и нефтяники, и связисты, и лесники, и многие другие, включая службы спасения и армию.

Оцените пост

0
Дальше