Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
7
10:13, 06 июля 2013

Рецензия на книгу Питера Хопкирка «Большая игра: битва империй за Центральную Азию»

Большой игрой, как известно, называют период англо-русского имперского противостояния за территорию Средней Азии, который длился на протяжении всего 19 века. Книга Питера Хопкирка на сей день самое крупное и известное исследование этой темы в английской истории. Вот только хорошо это или плохо – неизвестно...


Blog post image

Основной линией повествования о Большой Игре у историков принято считать такую: когда Российская империя в начале девятнадцатого века начала экспансию на юг, английские дипломаты увидели в этом угрозу британским владениям в Индии. Да ещё и слухи ходили про якобы предсмертное желание Петра Великого «чтоб Россия правила миром», а Павел I и вовсе писал Наполеону, предлагая тому объединить усилия и обрушиться на Индию. С этих времён и началась эра шпионских подковёрных игр, нескольких афганских войн, подставных фигур во главе ханств, которую капитан Артур Коннолли (1807-1842) назвал в своём походном дневнике Большой игрой; а Киплинг популяризировал термин в массовом сознании своим романом «Ким». Роман, что занимательно, никогда не переводился на русский. За весь период Большой Игры только один раз империи вступали в открытый конфликт – во время Крымской войны. Всё это продолжалось вплоть до начала 1900х, когда Первая мировая война была уже не за горами и России и Британии пришлось объединиться против растущей силы Германии.

Книга Хопкирка написана в 1990 году, выходила множеством разных изданий на 14 разных языках. И даже, возможно, переводилась на пушту: последний «присоветский» президент Афганистана Мохаммад Наджибулла благодаря переводу этой книги хотел показать своему народу, что «история повторяется». Любопытно. Сам Хопкирк тоже не похож на скромно-обретающегося по архивам историка, он двадцать лет проработал в «Таймс», служил офицером в армии «Королевских африканских стрелков», очень много путешествовал по Центральной Азии, Индии и Ближнему востоку, а википедия говорит, что даже попадал в плен к радикальным исламистам, хоть подробности этого и неизвестны.

Blog post image Видимо, полная приключений жизнь автора нашла своё отражение в его литературном стиле. «Большая игра…» - смесь серьёзного академического текста и разухабистого бульварного романа. От академического труда в ней – титаническая работа с первичными источниками, от бульварного романа - незрелая романтизация событий и героев, единая линия повествования, полное отсутствие ссылок. Своей книгой Хопкирк не вступает ни с кем из прежних учёных, писавших о теме, в полемику, как это принято в серьёзной научной работе, а наоборот – неспешно, явно смакуя удовольствие, рассказывает басню о том, что случилось когда-то, в те достопамятные времена… Первая глава, например, вообще – про татаро-монгольское иго. Наверно для того, чтобы ввести широкого читателя в общий курс дела, и объяснить, почему Российская империя так отличается к девятнадцатому веку от всех остальных уважающих себя европейских империй. «Их тяжкий дух можно было учуять даже раньше, чем услышать топот копыт. Но и тогда было уже поздно. Через несколько мгновений проливался жуткий ливень стрел, заслонявший солнце и превращавший день в ночь…» Вот так выглядит первое предложение, а далее – в том же духе.

Вторая глава пространно рассказывает о походах Наполеона на Сирию и Египет, с целью ослабить могущество Британской империи. И только потом Хопкирк переходит к основной теме. Но в этих прыжках по странам и эпохам, конечно, теряется большая доля достоверности и основного аргумента, того, непосредственно, что автор хочет выразить.

Blog post image Стоит отдать Хопкирку должное, он старается обойти стороной известную старую ошибку многих книг, написанных об истории политических событий – это когда в повествовании правительства стран выступают основными действующими силами: «Англия решила, Россия подумала, Версаль хотел, Корона размышляла…». Хопкирк учитывает смену английских правящих партий и русских царей, и, соответственно, меняющиеся от этого повестки и приоритеты внешней политики. Главными действующими лицами у него выступают те самые шпионы и офицеры, которых он драматично называет Игроками.

Реальные события Хопкирк описывает с большой драматичностью: капитан Стоддарт вместе с тем самым Артуром Коннолли трагически погибают в Бухаре, приговоренные к казни разозлённым эмиром; молодой и амбициозный Ричмонд приходит на помощь стеснительному и мягкотелому Эбботу в Хивинской миссии по Blog post imageосвобождению русских рабов; а Поттингеры, сначала Генри, а через полвека его внук демонстрируют, что Большая игра – забава, в которую можно играть целыми поколениями.

И всё бы ничего… Ведь разве это плохо, что интересный живой стиль и яркие описания сразу увлекают широкий круг читателей и привлекают внимание публики к этому историческому периоду, который не изучается в английской истории так часто и много, как хотелось бы. Конечно, это прекрасно. Но есть и одна проблема.

В 1978 году американский литературовед по имени Эдвард Саид опубликовал книгу под названием «Ориентализм». В этой работе он исследует взаимоотношения между властью и академическим знанием. Его посыл прост, он доказывает, что образ востока в европейской науке - это искусственный сконструированный образ, который несёт на себе отпечаток господства и превосходства условного «белого, цивилизованного человека-открывателя» над «загадочным, непонятным, и возможно опасным» человеком с Востока. Работа Эдварда Саида – прорыв в гуманитарных науках, его идея нашла своё применение и в истории, и в антропологии, и в литературоведении, и в культурологии. Запад неизбежно классифицирует обобщенный «восток», как образ идеального Другого, по отношению к чему можно идентифицировать себя, но что находится где-то за рамками нормальных правил, утверждал Саид.

Так как тем, подходящих под этот тренд, в истории множество, Саид естественно не успел рассмотреть в своих работах их все. Такой задачи и не стояло, и Большую игру он вряд ли где-то упоминает. Но на мой взгляд, книга Хопкирка - безусловная иллюстрация теории Саида.

В пятистах страницах, лихо повествующих о бравых джентльменах, очень редко, почти нигде не упоминаются интересы противоположной, азиатской стороны; зато степи, ханские ставки, маскировка под мулл и караванщиков служат прекрасной экзотической декорацией. Обобщенный «Восток» выступает всего лишь неким аттракционом для взрослых мальчиков, куда можно пойти за славой, а найти смерть.

Хорошо, что книга Хопкирка есть. Это действительно занимательное чтение. Прекрасно, что автор хотел привлечь внимание и учёных, и обычных читателей к такому несправедливо мало изучаемому периоду. Жаль только, что оказавшись единственной работой такого размаха в этой области истории, книга невольно отбросила назад развитие исследований о Большой Игре.

ссылки:

книга в издательстве Vox Poluli
интервью Саида об ориентализме (видео, англ)
я на фэйсбуке

7