Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-3
12:58, 29 июня 2013

Государство не способно защитить земельные права граждан

Во многих регионах Казахстана, а особенно в Алматинской области остро стоит проблема наложения границ земельных участков. Данная проблема вызвана некачественной работой земельных и архитектурных органов, которые допускают грубейшие нарушения землеустроительного и учетно-кадастрового процесса в рамках первичного предоставления земельных участков от государства гражданам и юридическим лицам.

 

Такая ситуация самым негативным образом сказывается на земельных правах граждан и организаций, влечет для них серьезные убытки, не говоря уже о моральной стороне вопроса, потерянном времени и нервах. Часты случаи, когда купив участок на вторичном рынке по весьма высокой цене, построив на нем здание, покупатель выясняет, что у участка есть другой хозяин (которому государство выделило участок на том же самом месте), или участок вообще изначально (первичному землепользователю/собственнику) выдан незаконно.

 

Печально, что данные ситуации не единичны. Это превратилось в систему, а поэтому, нужны срочные и решительные меры по ее (системы) искоренению и исправлению.

 

На сегодняшний день наши граждане находятся в очень уязвимом положении. Защита их земельных прав на текущий момент совершенно не обеспечена действующей системой земельно-кадастрового учета и землеустройства. Можно поставить жирную двойку всем нашим земельно-кадастровым, архитектурным и местным исполнительным органам в области земельных отношений за состояние этой работы.

 

Вот лишь некоторые слабые места земельно-кадастрового учета в Казахстане:

 

Описание

Негативные последствия

1

Земельно-кадастровые дела часто не прошиваются, не пронумеровываются. Содержание и копии документов земельно-кадастровых дел нигде не дублируется в бумажном или электронном виде

Сотрудники земельно-кадастровых органов имеют широкую почву для злоупотреблений. Могут убирать и заменять документы, совершать махинации с местом расположения земельных участков.

2

Земельно-кадастровые дела часто не содержат всех положенных документов (например, схемы расположения земельных участков, протокола заседаний земельных комиссий, приказы об утверждении землеустроительных проектов).

Не обеспечивается полнота земельно-кадастрового учета, в результате не возможно подтвердить законность процедур предоставления земельного участка, а также точность места расположения.

3

Инструкции по составлению земельно-кадастровых дел не совершенны, перечень прямо (а не косвенно) прописанных обязательных документов земельно-кадастрового дела не содержит обязательного наличия многих важных документов (в частности, схема расположения земельного участка, с привязкой к соседним участкам и иным прочно расположенным на местности объектам).

Позволяет вольно трактовать требования к содержанию земельно-кадастровых дел. В результате земельно-кадастровые дела не содержат многих важных документов.

4

Нет системы контроля со стороны собственника/землепользователя, а также со стороны земельной инспекции содержания и полноты земельно-кадастрового дела. В том числе нет системы электронного камерального контроля.

Создает чувство безнаказанности у сотрудников земельно-кадастровых отделов, что приводит к множеству нарушений, неполноте земельно-кадастровых дел со всеми вытекающими последствиями.

5

Нет системы обучения новых сотрудников РГП НПЦзем ведению земельно-кадастровых дел.

Низкое качество ведения земельно-кадастровых дел. Отсутствие понимания важности полноты и качества земельно-кадастровой информации.

6

Во многих отделениях РГП НПЦзем до сих пор некорректно ведется работа с АИС ГЗК (программный продукт ArcGIS). В частности: не вводится графическая информация об участках в АИС ГЗК; вместо этого незаконно используется нелицензионный продукт МАП-ИНФО, не обеспечивающий соблюдение точности землеустроительного процесса и противоречащий закону об информатизации РК. По сути ведется 2 параллельных земельных учета – АИС ГЗК и МАП-ИНФО, что позволяет осуществлять махинации с местом расположения земельных участков.

Это создает возможности для фальсификации графической информации и махинаций с местом расположения земельных участков.

7

В рамках землеустроительных работ при первичном предоставлении земельных участков зачастую не выезжают на место, а данные об участке вводят камерально (то есть на основании бумажных документов), а также не проводят согласование границ участков со смежными землепользователями.

Это создает частые случаи наложения границ участков, выдаваемых разным людям.

 

Цель настоящей статьи – привлечение первичного внимания общественности и государственных органов к данной проблеме. Изучение и исправление ситуации с земельно-кадастровым и землеустроительным процессом в Казахстане нужно как можно быстрее начать, выполнить и продолжать держать на контроле.

 

Вот самые срочные мероприятия, которые нужно осуществить:

  1. Провести ревизию всех выданных земельных участков за период с 2000 года по сегодняшний день на предмет наличия в земельно-кадастровом деле: (а) графической информации о месте расположения; (б) документов о согласовании границ со смежными землепользователями; (в) прочей важной информации и документов, перечень которых следует уточнить.
  2. Выявить участки, по которым нет графической информации в электронной системе АИС ГЗК (программный продукт ArcGIS).
  3. По выявленным земельным участкам провести введение графической информации в электронную систему АИС ГЗК (на основании данных архитектуры и иных графических данных земельно-кадастрового дела). Уведомить о таком вводе информации землепользователей/собственников.
  4. Выявить (и устранить) по всем районным отделениям РГП «НПЦзем» по Казахстану факты, когда не используется электронная картографическая основа для введения графической информации в электронной системе АИС ГЗК (программный продукт ArcGIS).
  5. Выявить (и устранить) по всем районным отделениям РГП «НПЦзем» по Казахстану факты, когда вместо электронной системы АИС ГЗК (программный продукт ArcGIS) используется программный продукт Map Info, заменяющий процедуры ArcGIS.
 

Для того, чтобы данные мероприятия начали осуществляться, не достаточно усилий только лишь государственных органов. Это невозможно, во-первых физически, ввиду ограниченного количества государственных служащих. Во-вторых, нужно признать, что зачастую чиновники просто заинтересованы в наличии такого бардака в земельных отношениях, поскольку это позволяет совершать какие-то махинации с земельными участками, в целях извлечения выгоды. То есть, имеет место мощная коррупционная составляющая данной проблемы.

 

Поэтому, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки обязательно привлечение общественности, а также публичность и прозрачность реализации данных мероприятий и их результатов.

 

На мой взгляд, необходимы следующие меры, направленные на эффективность и прозрачность работы по исправлению текущей порочной ситуации в земельно-кадастровом учете:

1)      Создание общественной и межведомственной комиссии по вопросам состояния земельно-кадастрового учета и землеустроительного процесса, в которую включить:

  • Представителей общественности
  • Ведущих юристов в области земельного права
  • Представителей всех зарегистрированных партий в Казахстане
  • Известных блогеров
  • Известных журналистов
  • Представителей уполномоченных органов в области архитектуры, земельных отношений,  а также правоохранительных органов (прокуратура, финполиция и т.п.).

2)      В рамках комиссии создать рабочие группы в регионах, членами которых будут представители аналогичных слоев населения и госорганов.

3)      Цель комиссии и рабочих групп – осуществление выше указанных срочных мероприятий, а также выработка и реализация прочих мер, направленных на решение указанной проблемы.

4)      Членам комиссии и рабочих группы предоставить право допуска в архивы земельного кадастра. Пройти для этого все необходимые по закону процедуры и предоставить необходимые допуски к секретной информации и т.п. (если это требуется по закону).

5)      Сделать заявление на уровне администрации президента, правительства о том, что государство обозначает решение данной проблемы как одно из приоритетных направлений.

6)      Партиям и общественным организациям заявить о всемерной поддержке мерам по решению данного вопроса.

7)      Создать информационные ресурсы (сайт, рубрики в газетах и журналах), посвященные освещению данной проблемы и ее решению.

 

Приглашаю все заинтересованные лица (простые граждане, общественные объединения, в том числе политические партии, государственные органы) к обсуждению обозначенной проблемы и составлению плана реализации предложенных мер.

 

Бекжан Киманов

 
-3
714
3