место в рейтинге
  • 24497
  • 20
  • 0
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Шуметь: идет запись! (О том, кто и как озвучивает кино на «Мосфильме»)

Кино - большая мистификация. Почти все звуки, которые мы слышим за кадром, на самом деле производят не актеры. Голосами, шорохами и стуками фильм наполняют звукооформители (или согласно киношному сленгу – «шумовики»). Эти люди знают, как озвучить цоканье лошадиных копыт, скрип половиц в ветхой избе, хруст январского снега и даже казалось бы невозможное – «тихий Ангел пролетел»

В каморке мамы Аллы

Попасть в тонстудию «Мосфильма», святая святых, где и рождаются все эти шумовые эффекты – задача не из легких. Но мне повезло. Конечно, пришлось немного помучиться: составлять официальный запрос на имя генерального директора киноконцерна Карена Шахназарова, несколько раз звонить в пресс-службу отечественной «фабрики грез», прежде чем мне дали зеленый свет.  Зная, что мне предстоит общение со звукооформителями, я, разумеется, полез в интернет, чтобы понять, чем вообще они занимаются. Однако информации о них в глобальной сети - кот наплакал. И все те куцые публикации, которые выдал поисковик, сводились к тому, что представители этой профессии чуть ли не на вес золота и даже в Голливуде привлекать их к работе над той или иной картиной может только Спилберг. Остальные же предпочитают обращаться к «мертвым» звукам из компьютерной фонотеки. Но зная об этом, я не мог не удивиться, когда шагнув за порог тонстудии № 8 главного киноконцерна страны, оказался в просторном малоосвещенном помещении, заставленным всякими бутылками, банками-склянками, коробками с битым стеклом, огромными деревянными механизмами непонятного назначения и прочим, казалось бы, хламом. «И, что тут собственно такого особенного, чего голливудские режиссеры не могут себе позволить?», - подумал я. Но не тут-то было! Впрочем, об этом чуть позже.

Озвучивание морского прибоя и ветра в к/ф "Илья Муромец".  Алла Мейчик  слева. (1957 г.)

На пороге тонстудии (или  иначе говоря – шумовой лаборатории) меня встретили звукооформители – Алла Мейчик и ее сын Тимофей Вольский, готовые приоткрыть завесу тайны и рассказать о тонкостях своего редкого мастерства. Редкого, потому что этой профессии нигде не учат. Чтобы стать настоящим звукооформителем требуется как минимум 10 лет постоянных мастер-классов, а еще – исключительный музыкальный слух, пластичность и несгибаемая сила воли. И это не просто слова. На работе шумовики почти не дышат, чтобы ничего не «испортить» -  микрофон выдает каждое лишнее движение.

Да и в жизни у них дыхание тихое, короткое. Легкое дыхание. Алла Марковна работает в шумовой лаборатории 56 лет. Она озвучивала «Сталкер», «Андрей Рублев», «Служебный роман», «Утомленные солнцем», «Небо. Самолет. Девушка», «Водитель для Веры» - всего более 2000 фильмов, мультфильмов и сериалов. В последние годы вместе с Аллой Марковной работает ее сын Тимофей.

Во власти этих людей любой звук, а  они – во власти звука. При этом нельзя перестараться, нельзя недотянуть: экран не терпит фальши, все должно быть «по-настоящему». Как этого добиться? Если даже сама шумовая лаборатория  - помещение сказочное, очень похожее на каморку папы Карло, в которой за нарисованным камином, каждый день ставят уникальные звуковые спектакли.

Специалисты по пощечинам

Тонстудия № 8 разделена на две части: в одной стоит звукорежиссерский пульт, в другой – экран во всю стену. На него во время звукозаписи проецируется кино, и звукооформители синхронно с изображением воссоздают скрип дверей, шелест травы, звяканье ложек, завывание ветра и другие звуки.

При помощи капусты в кино имитируют удары по физиономии.

Если нужен стук лошадиных копыт – шумовики стучат половинками кокоса, хруст костей – ломают макароны, удар кулака – бьют тушку курицы…

Кстати, иногда звукооформителей в кулуарах «Мосфильма» называют «специалистами по пощечинам». И надо сказать – вполне справедливо.  Так, в картине «Летят журавли» есть эпизод, когда героиня Вероника (Татьяна Самойлова) дает 18 пощечин Марку (Александр Шворин), который пытается ею овладеть. Над шумовым оформлением киноленты работала Алла Мейчик, и эти пощечины ей чуть не вышли боком:

- Дело в том, что, озвучивая эту сцену, я по молодости лет не придумала ничего умнее, чем бить себя мокрой тряпкой по коленям. Потом месяц ходила с черными ногами. Конечно же, можно было обойтись малой кровью, но все приходит с опытом, - вспоминает Алла Марковна.

Однако иной раз и опытным шумовикам в работе бывает непросто, особенно если необходимо имитировать звуки, пришедшие в кино из литературы, поэзии, которых в реальной жизни вообще не существует: «звон в ушах», «гудит голова», «сильнее забилось сердце» и множество других, часто применяемых в разговоре понятий, можно передать зрителю только средствами шумоимитации. А изобразить их очень и очень сложно. Но наши герои отмечают, что им приятнее всего работать именно над такими «эфемерными» сценами. По словам Аллы Марковны, озвучивать «Служебный роман» довольно скучно, так как герои картины не делают ничего интересного с  точки зрения шумовиков – лишь говорят, ходят по комнате, да и дерутся всего пять минут.

- А что все-таки интереснее всего озвучивать? - обращаюсь я к собеседникам.

- Сказки и вообще фантастику, - в один голос отвечают Алла Марковна и Тимофей.

Однажды одна из режиссеров попросила нашу героиню изобразить вот это – «тихий ангел пролетел». И ангел пролетел, как по мановению волшебной палочки.

-  Как можно изобразить то, чего, по сути, не бывает? – спрашиваю я.

-  Но ведь и удары по лицу в жизни слышатся не так, как на экране. Кино – это же искусство, а значит, всегда великая мистификация. Именно кинематограф приучил, зрителя, что, например, хруст снега под ногами – это скрип крахмала в мешочке. А хруст настоящего снега показался бы зрителю ненатуральным, - объясняет Тимофей.

В шкафу хранится множество пар обуви. Это не хлам. А реквизит. Старые туфли и ботинки звучат не так как новые.

Кстати, далеко не всегда шумовикам приходится фантазировать, изобретая то, чего не существует. Очень часто нужно напротив - показать «натуральность» того или иного звука в кадре. Так, в реквизиторской у звукооформителей всегда найдутся спички и пачка «Беломора». На случай, если герой фильма курит именно его. Папироса звучит (и горит, и ложится на стол, и мнется в пальцах) совсем по-другому, чем сигарета – никаким «Мальборо» тут не отделаешься, также как и зажигалкой никогда не изобразишь шорох и треск спички. Удивительно, но  звуки к фильмам, создаваемые шумовиками, с одной стороны должны быть достоверными и настоящими, а с другой – сказочными, ирреальными.  Как шумовикам удается маневрировать между этих двух огней? Лично для меня осталось загадкой. Пожалуй, они и сами не знают, как это получается, что деревяшка шуршит, как бумага, а косточки от счет заменяют зубы какого-нибудь дракона. Просто чувствуют, что надо сделать именно так – и оно зазвучит.  Но зритель, конечно, даже не догадывается о том, что каждый шорох и скрип на экране – работа профессионалов. К тому же нет таких фестивалей и конкурсов, где бы отмечали заслуги людей, заставляющих фильмы «дышать». Хотя во всем мире этих  «шумных» и самых незаметных киношников, осталось так мало, что их можно сосчитать по пальцам одной руки. За границей уже почти никто не работает так, как они –  все делается на компьютере. Труд «живых» шумовиков - дорогое удовольствие. Впрочем, за подлинное искусство в любом случае всегда платят меньше, чем оно стоит на самом деле.

Александр Аносов

saico4ever
11 июля 2013, 16:49
11036

Загрузка...
Loading...

Комментарии

За границей работают так же, прежде чем чтото делать на компьютере =) нужно сначала всё это записать и слить в него. К рёву машин в Форсаже добавить рык льва/тигра, к выстрелам томы, кики, рабочие барабаны и прочее, и ещё бесконечное количество экспериментов и вариантов. Всё что есть на экране, всё пишется заново - перезапись. Другое дело озвучка фантастического: Трансформеры, Валл-И, экранизации комиксов. Звуки несуществующих двигателей, несуществующих бластеров, лайтсайберов из Стар Варс, звуки которые издают детища 3д анимации. Спасибо за пост - интересно!
Это понятно. Но в том-то и вся разница. Это как живая музыка здесь и сейчас и живая музыка, записанная на носитель. Эти люди исполняют все каждый раз по-новому,эксклюзивно к тому или иному фильму. Как мне об'ясняла Мейчик, шаги радостного мужчины, у которого только что жена родила отличаются от шагов работяги, еле плетущегося домой. Комп.фонотека не терпит деталей, а тут именно они важны! Спасибо, что читаете.
нет-нет, разницы как раз таки и нет, в голливуде к каждому проекту каждый раз пишется новый звук, конечно они нет-нет да обращаются к своим накопленным библиотекам, но и на мосфильме думаю не без этого. Просто на записи ничего не останавливается, дальше звук проходит еще много этапов обработки прежде чем попасть на экран и вызвать у зрителя восторг, и равных голливудским саунддизайнерам, звукорежиссёрам в его прохождении конечно нет ) Когда то тоже хотел на Мосфильм в тонстудию попасть, пока ограничился Казахфильмом. Теперь бы на экскурсию туда к Бену Барту)
Хорошее желание! Я попал по везению! Пробиться туда нелегко все-таки. Даже журналистам не все двери открыты!)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8939
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3227
  • 15
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3415
  • 56
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3365
  • 37
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3165
  • 31
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2974
  • 10
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2560
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2262
  • 18