Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
04:49, 11 июля 2013

Шуметь: идет запись! (О том, кто и как озвучивает кино на «Мосфильме»)

Кино - большая мистификация. Почти все звуки, которые мы слышим за кадром, на самом деле производят не актеры. Голосами, шорохами и стуками фильм наполняют звукооформители (или согласно киношному сленгу – «шумовики»). Эти люди знают, как озвучить цоканье лошадиных копыт, скрип половиц в ветхой избе, хруст январского снега и даже казалось бы невозможное – «тихий Ангел пролетел»

В каморке мамы Аллы

Попасть в тонстудию «Мосфильма», святая святых, где и рождаются все эти шумовые эффекты – задача не из легких. Но мне повезло. Конечно, пришлось немного помучиться: составлять официальный запрос на имя генерального директора киноконцерна Карена Шахназарова, несколько раз звонить в пресс-службу отечественной «фабрики грез», прежде чем мне дали зеленый свет.  Зная, что мне предстоит общение со звукооформителями, я, разумеется, полез в интернет, чтобы понять, чем вообще они занимаются. Однако информации о них в глобальной сети - кот наплакал. И все те куцые публикации, которые выдал поисковик, сводились к тому, что представители этой профессии чуть ли не на вес золота и даже в Голливуде привлекать их к работе над той или иной картиной может только Спилберг. Остальные же предпочитают обращаться к «мертвым» звукам из компьютерной фонотеки. Но зная об этом, я не мог не удивиться, когда шагнув за порог тонстудии № 8 главного киноконцерна страны, оказался в просторном малоосвещенном помещении, заставленным всякими бутылками, банками-склянками, коробками с битым стеклом, огромными деревянными механизмами непонятного назначения и прочим, казалось бы, хламом. «И, что тут собственно такого особенного, чего голливудские режиссеры не могут себе позволить?», - подумал я. Но не тут-то было! Впрочем, об этом чуть позже.

Озвучивание морского прибоя и ветра в к/ф "Илья Муромец".  Алла Мейчик  слева. (1957 г.)

На пороге тонстудии (или  иначе говоря – шумовой лаборатории) меня встретили звукооформители – Алла Мейчик и ее сын Тимофей Вольский, готовые приоткрыть завесу тайны и рассказать о тонкостях своего редкого мастерства. Редкого, потому что этой профессии нигде не учат. Чтобы стать настоящим звукооформителем требуется как минимум 10 лет постоянных мастер-классов, а еще – исключительный музыкальный слух, пластичность и несгибаемая сила воли. И это не просто слова. На работе шумовики почти не дышат, чтобы ничего не «испортить» -  микрофон выдает каждое лишнее движение.

Да и в жизни у них дыхание тихое, короткое. Легкое дыхание. Алла Марковна работает в шумовой лаборатории 56 лет. Она озвучивала «Сталкер», «Андрей Рублев», «Служебный роман», «Утомленные солнцем», «Небо. Самолет. Девушка», «Водитель для Веры» - всего более 2000 фильмов, мультфильмов и сериалов. В последние годы вместе с Аллой Марковной работает ее сын Тимофей.

Во власти этих людей любой звук, а  они – во власти звука. При этом нельзя перестараться, нельзя недотянуть: экран не терпит фальши, все должно быть «по-настоящему». Как этого добиться? Если даже сама шумовая лаборатория  - помещение сказочное, очень похожее на каморку папы Карло, в которой за нарисованным камином, каждый день ставят уникальные звуковые спектакли.

Специалисты по пощечинам

Тонстудия № 8 разделена на две части: в одной стоит звукорежиссерский пульт, в другой – экран во всю стену. На него во время звукозаписи проецируется кино, и звукооформители синхронно с изображением воссоздают скрип дверей, шелест травы, звяканье ложек, завывание ветра и другие звуки.

При помощи капусты в кино имитируют удары по физиономии.

Если нужен стук лошадиных копыт – шумовики стучат половинками кокоса, хруст костей – ломают макароны, удар кулака – бьют тушку курицы…

Кстати, иногда звукооформителей в кулуарах «Мосфильма» называют «специалистами по пощечинам». И надо сказать – вполне справедливо.  Так, в картине «Летят журавли» есть эпизод, когда героиня Вероника (Татьяна Самойлова) дает 18 пощечин Марку (Александр Шворин), который пытается ею овладеть. Над шумовым оформлением киноленты работала Алла Мейчик, и эти пощечины ей чуть не вышли боком:

- Дело в том, что, озвучивая эту сцену, я по молодости лет не придумала ничего умнее, чем бить себя мокрой тряпкой по коленям. Потом месяц ходила с черными ногами. Конечно же, можно было обойтись малой кровью, но все приходит с опытом, - вспоминает Алла Марковна.

Однако иной раз и опытным шумовикам в работе бывает непросто, особенно если необходимо имитировать звуки, пришедшие в кино из литературы, поэзии, которых в реальной жизни вообще не существует: «звон в ушах», «гудит голова», «сильнее забилось сердце» и множество других, часто применяемых в разговоре понятий, можно передать зрителю только средствами шумоимитации. А изобразить их очень и очень сложно. Но наши герои отмечают, что им приятнее всего работать именно над такими «эфемерными» сценами. По словам Аллы Марковны, озвучивать «Служебный роман» довольно скучно, так как герои картины не делают ничего интересного с  точки зрения шумовиков – лишь говорят, ходят по комнате, да и дерутся всего пять минут.

- А что все-таки интереснее всего озвучивать? - обращаюсь я к собеседникам.

- Сказки и вообще фантастику, - в один голос отвечают Алла Марковна и Тимофей.

Однажды одна из режиссеров попросила нашу героиню изобразить вот это – «тихий ангел пролетел». И ангел пролетел, как по мановению волшебной палочки.

-  Как можно изобразить то, чего, по сути, не бывает? – спрашиваю я.

-  Но ведь и удары по лицу в жизни слышатся не так, как на экране. Кино – это же искусство, а значит, всегда великая мистификация. Именно кинематограф приучил, зрителя, что, например, хруст снега под ногами – это скрип крахмала в мешочке. А хруст настоящего снега показался бы зрителю ненатуральным, - объясняет Тимофей.

В шкафу хранится множество пар обуви. Это не хлам. А реквизит. Старые туфли и ботинки звучат не так как новые.

Кстати, далеко не всегда шумовикам приходится фантазировать, изобретая то, чего не существует. Очень часто нужно напротив - показать «натуральность» того или иного звука в кадре. Так, в реквизиторской у звукооформителей всегда найдутся спички и пачка «Беломора». На случай, если герой фильма курит именно его. Папироса звучит (и горит, и ложится на стол, и мнется в пальцах) совсем по-другому, чем сигарета – никаким «Мальборо» тут не отделаешься, также как и зажигалкой никогда не изобразишь шорох и треск спички. Удивительно, но  звуки к фильмам, создаваемые шумовиками, с одной стороны должны быть достоверными и настоящими, а с другой – сказочными, ирреальными.  Как шумовикам удается маневрировать между этих двух огней? Лично для меня осталось загадкой. Пожалуй, они и сами не знают, как это получается, что деревяшка шуршит, как бумага, а косточки от счет заменяют зубы какого-нибудь дракона. Просто чувствуют, что надо сделать именно так – и оно зазвучит.  Но зритель, конечно, даже не догадывается о том, что каждый шорох и скрип на экране – работа профессионалов. К тому же нет таких фестивалей и конкурсов, где бы отмечали заслуги людей, заставляющих фильмы «дышать». Хотя во всем мире этих  «шумных» и самых незаметных киношников, осталось так мало, что их можно сосчитать по пальцам одной руки. За границей уже почти никто не работает так, как они –  все делается на компьютере. Труд «живых» шумовиков - дорогое удовольствие. Впрочем, за подлинное искусство в любом случае всегда платят меньше, чем оно стоит на самом деле.

Александр Аносов

1
2752
4