Вчера я внезапно посмотрел фильм "Кафе де Флор". Внезапно и странно, ведь в этом фильме есть все стереотипы, которые мой кинематографический вкус неспособен преодолеть:
- это французский фильм, снятый после 1969 года, а значит merde;
- это канадский фильм, а значит merde;
- это фильм с Ванессой Паради, никогда не считал её смотрибельной, бельной и вообще актрисой;
- это фильм об игре в переселение душ, выбор/безальтернативность судьбы и т.д., которых я только в этом своем воплощении видел бесчетное множество;
- в этом фильме игра в переселение душ и варианты судеб уж слишком очевидна, линейна; её визуальные артефакты художественно невыразительны: альтерэго персонажей снятся им во сне, мерещатся на заднем сиденье автомобиля, кажутся в проемах дверей, видятся в отражении зеркал и окон, - всё это мы многократно видели, знаем, узнаем, предвосхищаем, но не восхищаемся;
- финал, как водится, тоже хоть спойли, хоть не спойли: джеггернаут любви разбивается о реальность безысходности.
На самом деле нужно просто закрыть глаза на все эти стереотипы. Я бы сказал, монотипы. Настоящее стерео, истинная атмосфера этого фильма, как это всегда со мной бывает, включается с закрытыми глазами. Должно быть, так и задумано, что только музыкой режиссер пытается найти общий язык со своим зрителем (или точнее, слушателем).
Не скрою, я тоже считаю, что это очень просто - взять и сделать средненький фильм конфеткой, обернув в красивую музыкальную обертку. Пример из соседней оперы - "Mr. Nobody". Но в случае с некоторыми французскими конфетами ты продолжаешь теребить обертку в руках намного дольше того, как забыл вкус самой конфеты.
Это вам не какое-нибудь завзятое Гетсби. Музыкальное оформление фильма "Кафе де Флор" построено на непреходящих меломаниакальных ценностях. В первые минут пять фильма меня просто покорила песня Breathe In The Air. До самого конца, как и самого главного героя, рефлексирующего по своей бывшей (я, правда, нет), не отпускали все эти Pink Floyd да The Cure. И мальчик там соответствующей наружности, а девочка - вообще юная Эми Ли.
Главная же конфетка - одноименный фильму саундтрек - песенка, при прослушивании которой малыш-дауненок сходит с ума по другой малышке-дауненку, распетая на все манеры всеми возможными музыкальными способами, - это все равно что печенье «Мадлен» Марселя Пруста: заставляет вспоминать. Французы такие французы.
Универсальный, на мой слух, способ вызвать воспоминания, эмоции, грусть или просто одухотворенное на написание записей в блоге настроение. Син(о)естетика.