Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
0
22:14, 23 июня 2013

Баетов Асылбек: К чему придут казахстанцы? К экстремизму или светскому обществу?

– На сегодняшний день мы наблюдаем острые недостатки в нашей государственной  системе,  точнее говоря,  в силовых структурах, которые не в состоянии справится с проблемами, нагнетающими страх на все общество. Как Вы думаете, с усилением  роста терроризма и сепаратизма в центральной Азии возможны  изменения в худшую сторону?

- Да, на сегодняшний день мы все видим какие-то колебания как в государственной системе управления, так и в социальной плоскости. По поводу  того, что силовые структуры, а также  спецслужбы не справляются с проблемами, идущими со стороны радикальных и религиозных экстремистов, то это не совсем так.  Проблема в последовательности, в части которой силовые структуры реагируют недостаточно. Деятельностью, направленной против терроризма, экстремизма  и прочих радикальных сепаратистских тенденций, которые мы на сегодняшний день наблюдаем, а также становимся потенциальными жертвами и можем быть ими в ближайшем будущем,  должны заниматься не только силовые структуры. А система, по меньшей мере имеющая косвенное или прямое влияние на формирование общества, содержит такие критерии,  как воспитание, дисциплина, нравственно-этические нормы, развитие патриотического потенциала. Имеются управление внутренней политики, департамент образования, отделы социальной защиты населения, общественные организации, партии, и т.д. Казалось бы, все это есть, но нет качества работы, от которого можно ожидать правильного эффекта. Во всем присутствует бюрократическая утопия, формализм, а это приводит к отсутствию мобильности и ответственности.  Давайте вместе с Вами в ходе разговора проведем небольшой анализ плана развития нашего общества. Начнем с того, что происходило 20 лет назад, когда наша Республика получила статус суверенитета и независимость. Социализм как совершенный путь к коммунизму остался позади, с ненужными  ценностями и внешними атрибутами. Взят новый курс  - это развитие нового казахского государства в полном смысле этого слова, а, значит, казахи, как государствообразующая нация,  должны быть локомотивом и стимулятором нашего  многонационального государства, не дискриминирующими, а ответственными. Ответственность по мере суждения всех национальных  ценностей и приоритетов в первую очередь ложится на титульную нацию. Объяснение этому очень простое - гражданин РК, независимо от его этнического происхождения, имеет равные права,   прописанные в основном законе - Конституции. В 90-е годы мы наблюдали очень большой отток наших граждан, но в большинстве - не титульной нации. Казахов практически не было. Логике не поддается то, чтобы казах уехал из своей этнической родины.  Но на практике происходило наоборот:  казахи из других стран переезжали на свою этническую родину. На периферии нашего государства, в районах, аулах проживало  большинство казахов. С учетом трудностей государства в те годы люди остались без доступа к образованию. Вот здесь и начинается зарождение нашего будущего, которое спустя десяток  лет стало настоящим.

 

– Вы хотите сказать, что именно сегодняшние проблемы общества были заложены  еще 20 лет назад, и в аулах люди не имели нормального образования? Если посмотреть объективно, то сегодня многих людей, именно выходцев из аулов, можно увидеть полноценными,  достаточно богатыми, проживающими в городах, имеющими свой бизнес.

- Сущность полноценного человека не зависит от его материального достатка. Неважно, что ты имеешь или теряешь, важно, кто ты есть. Люди в большинстве стали самозанятыми, колхозы, совхозы развалились. Возникла некая пустота. Вот эту пустоту и нужно было чем-то забивать. Кто-то стал бизнесменом вроде «купи-продай», кто-то стал чиновником повыше статусом и занимался «прихватизацией», а социально-незащищенные слои населения оказались в неблагополучной среде. Далее второй этап. Это новое поколение, родившееся в независимом государстве безо всякого отпечатка и  стереотипов  прошлого. Однако между двумя поколениями прослеживается одно общее - отсутствие духовной адаптации и патриотическо-нравственного сознания. Почему это произошло? После развала СССР все кануло в лету, это ценности и взгляды. Все, что мы применяли до этого, не находило места в новом формате жизни суверенного государства. Да, мы получили новую Конституцию, доктрину стратегии «Казахстан-2030». Как говорил советник Президента, господин Ертысбаев в одном из интервью: «Нам не нужна идеология, мы не Северная Корея, и  у нас не коммунизм, а демократическое правовое государство. У нас свои ценности, это стратегия «Казахстан-2030», послание Президента народу и Конституция». Я считаю, что ценности - это то, что имеет ценность. На сегодняшний день от мала до велика, имеется в виду, от простого гражданина до чиновника, никто не знает и тщательно не изучал  Конституцию РК и стратегию «Казахстан-2030». Приведите, пожалуйста, пример хоть одного талдыкорганца, который знает свои права не из оппозиционных газет, которые только и пытаются навязать негативные взгляды и отношения людей к власти, а акцентируясь на правах человека, из Конституции. А также хоть одного чиновника, который бы знал свои обязанности также из Конституции.

 

– Какой Вы видите выход из этой ситуации?

- Гениально и просто. Необходимо внедрять Конституцию, стратегию «Казахстан-2030», послание Президента на уровне среднеобразовательных учреждений, т.к. они все находятся под государственным  управлением.    С 8-9 классов, когда человек формируется и переходит в сознательную фазу, каждый считающий себя полноценным гражданином должен на полноценном уровне знать основной закон - Конституцию. Возвращаясь к основному тезису нашей темы, хочу подчеркнуть такие моменты, как пустота, в которой на протяжении 20 лет независимости нашего с вами государства  в людях происходила заполняемость материальными ценностями, что повлекло за собой потребительское отношение общества к  государству и между гражданами на бытовом уровне. Это что ни на есть самое опасное. Молодежь разделена на две категории. Молодежь, проживающая в городах – рафинированная, имеющая возможность к доступному образованию, в особенности гуманитарному, склонное к западной культуре. В большинстве это - чиновничий класс. Они, как мы наблюдаем, запросто покидают свою страну, уезжая кто в Лондон, кто в Швейцарию, прихватив из страны килограммы денег. Как поколение старшее, так и поколение младшее быстро адаптируются на западе, т.к. их стереотипы сложены на компрадорском уровне. Вторая категория - это молодежь, проживающая на периферии. В большинстве это люди, принадлежащие к титульной нации, пребывающие в нищете и социальной незащищенности. И, повторюсь еще раз, без доступа к качественному образованию, парализующее развитие и создающее геопатогенные зоны влияния, что последовательно заполнит пустоту религиозным фундаментализмом. Самое опасное то, что религиозный фундаментализм исламских радикальных течений вытесняет национальные ценности - культуру и традиции нашего народа, навязывая арабские стереотипы образа жизни. Проведя анализ всех террористических актов на территории РК, мы  видим, что возраст террористов от 18 до 35 лет. В Казахстане  более 30 национальностей, у которых ислам является традиционной религией. Среди контингента людей, участвующих в терактах, мы не видим других национальностей, кроме казахов. Эта этническая группа делится на две категории, обозначая тем самым, что все они по принадлежности не просто казахи, а жители районов и аулов. Необходимо в корне менять отношение государства к обществу,  общества к государству и религиозным знаниям, выстраивая путь либерализма на основе традиционализма. А это значит - вплотную взяться за образование подрастающего поколения, где будут присутствовать нормы высокой национальной культуры.

 

А. БАЕТОВ, эксперт социально-политических исследований, директор ЦРИАП г. Астана

 
0
158
0