Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
13:56, 20 июня 2013

Наиболее важные и значимые изменения и дополнения в Закон «О государственный службе.»

Как я и обещал в предыдущем посте, публикую выдержки из Закона посвященного реформированию государственной службы. Текст Закона очень большой поэтому я выбрал наиболее интересные моменты и обратил на них Ваше внимание в конспектной форме. Мои комментарии выделены жирным курсивом и находятся под описываемым пунктом.  Для работы с этим материалом желательно иметь текст Закона «О государственной службе» от 23 июля 1999 года, но даже без него обратив внимание на выделенные мною моменты можно понять суть изменений.

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы

Закон Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 59-V

Примечание РЦПИ!

Введение в действие настоящего Закона см. ст 2

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года

пункт 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:

«2. Не допускается трудоустройство в коммерческую организацию, за исключением государственных организаций и организаций, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям, лица в течение одного года после прекращения им государственной службы, если за последний год перед прекращением государственной службы в период выполнения государственных функций указанное лицо в силу своих должностных полномочий непосредственно осуществляло контроль в форме проверок деятельности данной коммерческой организации либо деятельность данной коммерческой организации была непосредственно связана с указанным лицом в соответствии с его компетенцией.».

Данный пункт является очень важным,  он регулирует вопрос  трудоустройства чиновника в случае оставления им государственной службы, и запрещает ему работу в коммерческих организация в течении одного года.

2. В Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе»  

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) корпус «А» – административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв и конкурсного отбора, определяемый Президентом Республики Казахстан, а также специальные квалификационные требования;

2) перевод – процедура назначения государственного служащего на вакантную либо временно вакантную административную государственную должность в установленном законодательством Республики Казахстан порядке с одновременным его освобождением от занимаемой должности;

3) корпус «Б» – административные государственные должности, не включенные в корпус «А»;

4) квалификационные требования – требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие административной государственной должности, в целях определения уровня их профессиональной подготовки, компетентности и соответствия конкретной административной государственной должности;

5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах;

6) должностные полномочия – права и обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, отвечающей целям и задачам, стоящим перед государственными органами, в которых осуществляют свою деятельность государственные служащие;

7) карьерное планирование – процесс, ориентированный на определение этапов должностного перемещения и профессионального развития административного государственного служащего корпуса «А»;

8) административный государственный служащий – государственный служащий, осуществляющий в соответствии с законодательством Республики Казахстан профессиональную деятельность в государственном органе на постоянной основе, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

9) категория административной государственной должности – совокупность административных государственных должностей с соответствующими квалификационными требованиями;

10) государственная служба – деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти;

11) кадровый резерв государственной службы – сформированный в установленном законодательством Республики Казахстан порядке систематизированный список граждан Республики Казахстан, претендующих на занятие вакантных государственных должностей;

12) государственный служащий – гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства;

13) служебная этика государственных служащих – правила поведения государственных служащих, установленные настоящим Законом, актами государственных органов и основанные на общепринятых морально-этических нормах;

14) государственная должность – структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей;

15) политический государственный служащий – государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач;

16) конфликт интересов – противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий;

17) ротация – должностные перемещения административных государственных служащих корпуса «А» по их согласию в рамках карьерного планирования в соответствии с настоящим Законом;

18) стажировка – приобретение государственными служащими, а также лицами, зачисленными в кадровый резерв административной государственной службы, по направлению государственных органов профессиональных знаний и опыта вне места постоянной работы;

19) наставник – государственный служащий, закрепляемый за лицом, впервые принятым на государственную службу, оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной подготовке;

20) временно вакантная государственная должность – государственная должность, временно свободная в связи с нахождением государственного служащего, занимающего данную должность, в социальном отпуске, а также отсутствием его на рабочем месте вследствие заболевания, если заболевание входит в перечень видов заболеваний, при которых в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан Правительством Республики Казахстан может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев.»;

Разъясняются основные понятия Закона, здесь можно увидеть точную формулировку понятий корпус “А”, корпус “Б”, карьерное планирование, кадровый резерв.

«Статья 6. Служба управления персоналом (кадровая служба)

1. Служба управления персоналом (кадровая служба) в пределах своей компетенции:

1) координирует деятельность структурных подразделений государственного органа по исполнению законодательства Республики Казахстан о государственной службе;

2) организует деятельность дисциплинарной, аттестационной, конкурсной и иных комиссий по кадровым вопросам;

3) обеспечивает соблюдение процедур проведения аттестации и конкурсного отбора, продвижения по службе государственных служащих, привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности, увольнения государственных служащих;

4) организует отбор кадров, оформляет документы, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы;

5) обеспечивает соблюдение ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе;

6) организует стажировку, наставничество, оценку деятельности, обучение, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих, разрабатывает виды поощрений государственных служащих и порядок их применения;

7) осуществляет учет персональных данных государственных служащих, сведений о результатах оценки, аттестации и прохождения обучения;

8) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Республики Казахстан.

2. Служба управления персоналом (кадровая служба) организационно самостоятельна от других структурных подразделений государственного органа, непосредственно подчинена ответственному секретарю или руководителю аппарата, а в государственных органах, в которых не введены должности ответственного секретаря и руководителя аппарата, руководителю государственного органа.

3. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание в соответствии с законодательством Республики Казахстан единой службы управления персоналом (кадровой службы) для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих  административно-территориальных единиц. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению лица, имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.

Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой службы управления персоналом (кадровой службы) в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или по решению вышестоящего органа.

Дается понятие кадровой службы., её задач и полномочий.

Статья 7. Классификация должностей государственных служащих

1. В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.

2. Реестр должностей государственных служащих утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

Для административных государственных служащих устанавливаются категории должностей. Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются.»;

подпункт 10) изложить в следующей редакции:

«10) на продвижение по службе с учетом квалификации, способностей, заслуг и добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;»;

дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания:

«11-1) на правовую и иную защиту в соответствии с законодательством Республики Казахстан в случае доведения им до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, или до правоохранительных органов о ставших ему известными достоверных случаях коррупционных правонарушений;»;

5) в статье 9:

в пункте 1:

дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:

«4-1) при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, религиозных и иных общественных объединений;»;

В этом  подпункте подчеркивается независимость чиновников от влияний третьих сил.

6) в статье 10:

часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2. Государственный служащий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Копия нотариально засвидетельствованного договора на доверительное управление имуществом представляется государственным служащим в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования в службу по управлению персоналом (кадровую службу) по месту работы. Правила передачи имущества государственных служащих в доверительное управление утверждаются Правительством Республики Казахстан.»;

Важный пункт о передаче долей и акций при поступлении на государственную службу.

в пункте 4:

подпункт 5) изложить в следующей редакции:

«5) которое в течение трех лет перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. При этом на государственную службу не допускается лицо, уволенное с работы за совершение коррупционного правонарушения;»;

Пункт о невозможности приема на государственную службу лиц привлекавшихся за корупционные преступления.

2. Отбор в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» проводится в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.

Граждане, зачисленные в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А», имеют право участвовать в конкурсном отборе на занятие вакантных административных государственных должностей корпуса «А».

3. Право на занятие административной государственной должности корпуса «Б» вне конкурсного отбора имеют депутаты Парламента, депутаты маслихатов, работающие на постоянной основе, политические государственные служащие, судьи, прекратившие свои полномочия, за исключением прекративших их по отрицательным мотивам, выполнявшие свои полномочия не менее шести месяцев и соответствующие предъявляемым квалификационным требованиям.

Лица, указанные в части первой настоящего пункта, могут занять административные государственные должности корпуса «А» без проведения отбора в кадровый резерв и конкурсного отбора по решению Президента Республики Казахстан.

4. Не допускается установление при поступлении на государственную службу какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Очень важный пункт гарантирующий равные права при приеме на государственную службу.

Статья 13. Требования, предъявляемые при поступлении на

государственную службу

1. Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям:

1) обладать гражданством Республики Казахстан;

2) быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики Казахстан.

Лица, претендующие на занятие административных государственных должностей, должны отвечать следующим требованиям:

1) обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям;

2) быть не достигшими пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан.

2. При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы декларацию о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

3. Занятие административной государственной должности осуществляется после получения положительных результатов специальной проверки.

Требования к кандидатам на государственную службу.

Статья 14. Конкурс на занятие административной

государственной должности

1. Конкурс на занятие административной государственной должности обеспечивает право граждан Республики Казахстан на равный доступ к государственной службе.

Конкурс на занятие вакантной и временно вакантной административной государственной должности корпуса «Б» проводится государственным органом.

В конкурсе имеют право принять участие граждане, получившие при прохождении тестирования оценки не ниже пороговых значений, устанавливаемых уполномоченным органом.

2. При проведении конкурса в центральных государственных органах, ведомствах и их территориальных подразделениях объявления публикуются на интернет-ресурсах центральных государственных органов и уполномоченного органа, а также в периодических печатных изданиях, определенных уполномоченным органом.

Объявления о проведении конкурса в исполнительных органах, финансируемых из местного бюджета, публикуются на интернет-ресурсах исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, и уполномоченного органа, а также в периодических печатных изданиях, определенных территориальными подразделениями уполномоченного органа.

В случае создания единой службы управления персоналом (кадровой службы) объявления публикуются на интернет-ресурсе государственного органа, в структуре которого она состоит.

3. Если конкурс проводится на временно вакантную административную государственную должность корпуса «Б», то данное условие должно быть указано в объявлении о проведении конкурса.

4. Порядок проведения конкурса и формирования конкурсной комиссии определяется уполномоченным органом.

5. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание единой конкурсной комиссии для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая конкурсная комиссия областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению лица, имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.

Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой конкурсной комиссии в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая конкурсная комиссия районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или по решению вышестоящего органа.

6. Участник конкурса, получивший положительное заключение конкурсной комиссии, имеет право занятия административной государственной должности корпуса «Б».

7. Лицо, имеющее право назначения, обязано принять на объявленную административную государственную должность корпуса «Б» участника конкурса, получившего положительное заключение конкурсной комиссии. При этом должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан для поступления на государственную службу.

8. Участник конкурса, не получивший положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованный ею для государственной службы, вправе быть зачисленным в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «Б».

Участник конкурса, зачисленный в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «Б» по рекомендации конкурсной комиссии государственного органа, имеет право в течение года со дня его зачисления занять соответствующую административную государственную должность корпуса «Б» в том же государственном органе без прохождения дополнительного конкурса при условии соответствия квалификационным требованиям.

9. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

10. Особый порядок проведения конкурса на занятие вакантной и временно вакантной административной государственной должности корпуса «А» определяется Президентом Республики Казахстан.»;

Порядок проведения конкурсов на замещение вакантных должностей

9) статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Оценка деятельности и аттестация административных

государственных служащих

1. Государственными органами проводится ежегодная оценка деятельности административных государственных служащих для определения эффективности и качества их работы.

2. Результаты ежегодной оценки деятельности административных государственных служащих являются основанием для принятия решений по премированию, поощрению, обучению, карьерному планированию, ротации.

Результаты оценки деятельности административных государственных служащих в течение трех лет являются основанием для принятия решений по проведению их аттестации.

3. Аттестацией является процедура по определению уровня профессиональной подготовки административных государственных служащих корпуса «Б» и их способности выполнять должностные обязанности.

Аттестация включает тестирование и собеседование. Не подлежат тестированию административные государственные служащие корпуса «Б», имеющие стаж государственной службы не менее пятнадцати лет.

4. Порядок проведения оценки деятельности и аттестации административных государственных служащих утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

Административные государственные служащие корпуса «Б» в случае неявки на аттестацию без уважительных причин привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Административные государственные служащие корпуса «Б», получившие отрицательные результаты аттестации, подлежат понижению в должности либо увольнению.

Понижение в должности осуществляется при наличии вакантной нижестоящей административной государственной должности корпуса «Б», соответствии административного государственного служащего корпуса «Б» квалификационным требованиям, установленным к данной должности.

Административные государственные служащие корпуса «Б», подлежащие повторной аттестации, не могут быть назначены на равнозначные либо вышестоящие должности в порядке перевода до завершения повторной аттестации.

5. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание единой аттестационной комиссии для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая аттестационная комиссия областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению лица, имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.

Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой аттестационной комиссии в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая аттестационная комиссия районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или по решению вышестоящего органа.»;

Очень важный пункт об ежегодной проверке результатов работы и аттестации госслужащих.

Статья 20-2. Антикоррупционное поведение

государственных служащих

1. Государственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции.

2. Государственные служащие должны пресекать факты коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих.

3. Государственный служащий, если располагает достоверной информацией о коррупционном правонарушении, должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения, в том числе незамедлительно в письменной форме информировать вышестоящего руководителя, руководство государственного органа, в котором он работает, уполномоченные государственные органы. Государственный служащий также обязан незамедлительно в письменной форме информировать указанные лица и органы о случаях склонения его другими лицами к совершению коррупционных правонарушений.

Руководство государственного органа обязано в месячный срок со дня получения информации принять меры по заявлениям государственного  служащего о коррупционных правонарушениях, случаях склонения его к совершению данных нарушений, в том числе путем организации проверок и направления обращений в уполномоченные органы.

4. Руководство государственного органа обязано принять меры по защите государственного служащего, сообщившего о достоверных случаях коррупционных правонарушений, склонения его к совершению данных нарушений, от преследования, ущемляющего его права, законные интересы.

5. Государственные служащие не должны допускать действия (бездействие), затрудняющие реализацию физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов.

6. При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупции он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.

Важнейший антикоррупционный пункт

Статья 20-3. Публичные выступления

1. Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными должностными лицами государственного органа.

Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме.

2. Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики и деятельностью государственного органа.

Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности осуществляется государственным служащим от собственного имени как частного лица.»;

абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

Пункт регламентирующий публичные выступления и заявления госслужащих

 

Как видно из текста Закона, изменения носят глубокий и системный характер, они прежде всего направлены создание эффективного аппарата управления и повышение профессионализма госслужащих.


0
278
0