Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
03:43, 14 июня 2013

Малый ИТ-бизнес. Школа выживания.

Приведенный ниже текст является моим интервью, опубликованном в майском номере журнала "ZERDE". Решил выложить для усугубления понимания моей позиции в предыдущем посте о стартапах. Малый бизнес - это тоже стартап. Малый ИТ-бизнес - стартап вдвойне. Малый ИТ-бизнес в условиях Казахстана - школа выживания.

- Расскажите, как становилась на ноги Ваша компания в самом начале?

- Компания начиналась, в принципе, как и многие другие, когда человеку становится «тесно» работать на своей должности в какой-либо организации. У меня за спиной почти десять лет работы в сфере высшего и среднего образования, несколько лет стажа в качестве начальника IT-отдела. В какой-то момент я понял, что мне тесно находиться в тех рамках, в которых был. Мне нужна была свобода действий, карт-бланш, если можно так выразиться, на ту деятельность, контролировать и отвечать за которую мог бы только я, и что самое главное - которая мне нравится. В итоге, три года назад появилась наша компания «Интегра-С». Комплекс новичка в бизнесе преодолевался работой на опережение - мы приходили к потенциальным заказчикам не с презентацией, а с прототипом проекта, чтобы наши будущие клиенты могли не только услышать, но и увидеть, «пощупать», как это будет, что из этого выйдет и т.д.

- Какие проблемы и опасения были на начальном этапе становления? И как Вы с ними боролись?

- Опасения были и есть всегда. Это бизнес, и здесь без вдумчивого подхода не обойтись. Конкуренция - это основное препятствие на пути, поэтому самая большая проблема была, есть и будет – это найти те ниши, которые еще не заняты и при этом достаточно востребованы, чтобы можно было с уверенностью смотреть в завтрашний день. В основном мы находим свои задачи на стыке нескольких областей, например, на стыке медицины и образования. Есть решения для автоматизации школ, есть решения для автоматизации поликлиник. Но почему-то нет решения для автоматизации работы школьных медсестер. Еще можно сказать, что мы не пытаемся следовать какой – то определенной стратегии. Чем дальше мы развиваемся, тем больше сфер деятельности приходится охватывать. Гибкость и функциональность – это основа бизнеса в сфере информационных технологий. Сейчас мы начали заниматься анализом своей деятельности и работы конкурентов. Если полтора-два года назад мы занимались только разработкой информационных систем, написанием программного обеспечения, сопровождением и разработкой сайтов, то в последний год мы постепенно уходим в область IT-консалтинга, аналитики, параллельно занялись проведением различных маркетинговых исследований, социологических опросов. Это, с одной стороны, не характерно для IT-компаний, с другой стороны, это дает большую основу для анализа рынка в целом. Проводя социологические опросы по исследованию рынка, особенно связанные с казахстанским сегментом сети интернет, начинаешь видеть то, что действительно нужно людям, в каком направлении нужно двигаться дальше. Это уже такая своя тактика работы на рынке – не быть «тендерными пираньями», то есть не ждать, пока где-то опубликуют очередной тендер, как это делают сегодня многие ИТ-компании, которые просто ждут очередной тендер, выполняют свою работу и кроме этого ничем не занимаются. Мы не пренебрегаем тендерами, но в то же время делаем что-то свое, чтобы по меньшей мере не стоять на месте. Как модно сейчас говорить, мы занимаемся стартапами, причем делаем это только за счет собственных средств, а не тратим время на беготню в поисках инвесторов. Хотя, может быть это и ошибочный подход – время покажет.

- Какие самостоятельные проекты Вы можете назвать?

- В прошлом году мы запускали проект «Дипломант», связанный с организацией практик и  стажировок для студентов информационных специальностей. Мы распространяли информацию по вузам, по некоторым государственным учреждениями. Цель проекта заключалась в том, чтобы дать студентам возможность погрузиться в свою будущую профессию, чтобы содержание их курсовых и дипломных работ было не банальным, повторяющимся из года в год, а действительно актуальным, основанным на решении реальных проблем автоматизации и сопутствующих областей, которые решают ИТ-компании. К сожалению, этот проект пока не нашел должной поддержки и его развитие приостановлено. Мы, в принципе, не исключали такой исход – так часто получается со стартапами, которые реализуются без инвесторов, на собственной инициативе. Тем не менее, мы в своей компании провели несколько стажировок студентов, получили для себя опыт, надеемся что для наших стажеров он тоже окажется небесполезным.

(upd: после публикации интервью проект все-таки сдвинулся с мертвой точки и Я надеюсь, что он получит второе дыхание)

В этом году мы запустили проект ОПРОСНИК.KZ. Мы публикуем онлайн-опросы, которые интересны нам и нашим заказчикам. Респондентами являются все пользователи Казнета, при этом каждый заполняющий анкету получает некоторую сумму вознаграждения и может выступать в роли интервьюера, опрашивая людей оффлайн. Проект монетизирован, есть стратегия его развития, сейчас готовим вторую версию проекта, более удобную для пользователя. К сожалению, не всегда хватает ресурсов, как финансовых, так и трудовых, чтобы обеспечить динамичное развитие проекта. Зачастую проекты «проседают», и очень тяжело вновь ставить их «на ноги».

Практически с самого начала нашей работы мы занимались разработкой программного обеспечения по управлению закупками. На сегодняшний день можно сказать, что у нас имеется полноценный коробочный продукт системы управления закупками, презентацию которой мы планируем в ближайшем времени. Изначально эта система предполагала под собой небольшой программный продукт автоматизации процессов управления государственными закупками в небольших организациях, с целью избавления бухгалтеров от ведения записей в тетрадках. На сегодняшний день он превратился в систему, которая позволяет полностью автоматизировать процесс управления закупками не только в государственных органах, но и в любой организации, которая имеет такую потребность.

- Что для Вас важно в ведении бизнеса?

- Как я уже говорил, в бизнесе, и особенно в сфере ИТ, очень высокая конкуренция, и «братским» отношениям между компаниями здесь не место. Философия бизнеса для меня такова: чем читать много книг о чьем-то успешном бизнесе, лучше попытаться  построить свой бизнес, а потом уже об этом написать свою книгу. Опыт других, конечно, полезен, является ценным в чем-то, но максимальный эффект дает только собственная работа, собственные ошибки и опыт.

- А Вы уже готовы написать такую книгу?

- Нет, я еще не готов и думаю, что вряд ли буду ее писать вообще. Считаю, что советы дают неудачники, а к ним я себя не отношу. (смеется)

- Если к Вам за помощью обратится руководитель молодой компании, Вы не окажете ему услугу подсказать что-то об основных моментах ведения бизнеса?

- Вообще давать советы – достаточно сложно. Почему я говорю, что советы дают только неудачники? Потому что, только пройдя через неудачу самому, можно давать советы. Например, человек споткнулся о камень и говорит: «Я споткнулся о тот камень. Вы будьте осторожны». В бизнесе понять, какой именно камень попадется этому человеку в его деле, практически невозможно. Так, в принципе, мы всегда открыты для диалога. К нам иногда приходят специалисты других компаний, спрашивают, к примеру, как можно правильно подобрать ИТ-персонал, специалисты какого профиля им потребуются. Мы не отказываем, потому что это наш опыт.

- Не боитесь встречной конкуренции с их стороны?

Волков бояться – в лес не ходить. Бояться конкурентов – в бизнес не идти. Здоровая конкуренция никогда никому не мешала. Сейчас рынок информационных технологий очень похож на обычный базар. Когда видишь непрофессиональное поведение той или иной компании, просто не считаешь их уже своими конкурентами. Конкуренция должна основываться на опыте, но не на деньгах. Те же компании, которые поступают наоборот, по моему мнению, долго на рынке не продержатся и уйдут, потому что невозможно нормально развивать бизнес и взаимодействовать с теми, кто здесь раньше тебя, работая на демпинг цены.

С другой стороны, специалиста оценивают не только по качеству, но и по стоимости работы. Прежде всего, цена работы – это оценка самого себя. Мне очень нравится одна притча, рассказывающая о том, что мастер забил один гвоздь и взял за это 100$. Когда его спросили, почему так дорого, он ответил: «Удар молотком стоит 1$, а остальные 99$ я взял за то, что знаю, как надо бить этот гвоздь». В этом, наверно, и будет мое пожелание всем, кто приходит на IT-рынок, чтобы они отдавали себе отчет прежде всего в том, что важно не то, за какую цену они будут работать, а как они будут работать, способны ли они предложить и реализовать в итоге потенциальным потребителям такое решение, которое, во-первых, привлечет внимание конкурентов, а во-вторых, заставит этих же конкурентов признать их полноценными игроками рынка и повысить в итоге свой авторитет.

- Вы сами сталкивались с такими игроками, которые ведут нечестную политику в бизнесе?

- Такие компании были и есть. Здесь остается надеяться на две вещи: первое – на разумность потенциальных заказчиков, которые должны сделать выбор в пользу более опытного игрока рынка, несмотря на высокую цену; второе – надежда на то, что государством в скором времени будут определены какие-то нормативные документы, которые будут определять правила ведения рынка. На последнее даже больше надежды, чем на разумных заказчиков. Ведь есть же, например, таможенные правила, жестко контролируемые и регулируемые. Почему сфера информационных технологий осталась без правового, юридического закрепления? Ни одна организация этим не занимается, никто не контролирует и не регулирует ИТ-рынок, особенно в части услуг, хотя это должно быть основой развития Казахстана, как информационного государства и общества. И пусть этим занимаются наши компании. К привлечению зарубежного опыта я в целом отношусь отрицательно. Я признаю его возможное превосходство, но это опыт, приобретенный в совершенно других условиях.

- Вы говорите о разумности заказчиков. Как, по-Вашему, нам, заказчикам, быть разумными и не попасться на услуги «темных» игроков рынка?

- Хороший вопрос. Действительно сложно бывает поставить себя на место заказчика. На мой взгляд, предпочтение стоит отдавать не той компании, которая полностью подстраивается под интересы клиента, а той, которая сможет переубедить заказчика в каких-либо моментах, предложить совершенно иное решение. Тем самым компания покажет, что она понимает процесс автоматизации того, за что берется, возможно, даже лучше самого клиента.

- Если вернуться к разговору выше, мы затрагивали тему персонала. Из каких специалистов сейчас состоит персонал «Интегра-С»? Как, по-Вашему, правильно сформировать коллектив?

- На сегодняшний день персонал нашей компании состоит из восьми человек. Если говорить о правилах формирования коллектива, то для меня, как для руководителя, главное, чтобы выдача готового результата сотрудником производилась по плану. Как человеку, мне немаловажна и психологическая комфортность работы в коллективе. Не менее важен и такой фактор, как необходимость работника всегда быть на связи с руководством компании. Третий принцип, по которому формируется костяк, - это преданность компании, несмотря ни на что.

- Насколько Ваши личные качества должны превалировать или, наоборот, опускаться в работе с персоналом?

- Личное с работой не должно смешиваться. Необходимо найти грань между ними. В тоже время, есть множество примеров успешных компаний, несмотря на то, что их руководители и сотрудники находились в постоянной конфронтации. Личная неприязнь иногда помогает более трезво смотреть на вещи. Я лично уважаю таких сотрудников, которые не боятся высказать свое мнение начальству, каким бы оно не было.

- С какими компаниями Вы сотрудничаете?

- Когда две компании сотрудничают, нельзя предугадать дальнейшие взаимоотношения. Вполне возможно, что произойдет пересечение интересов. Наш хороший партнер на сегодня – это компания «ARTA SOFTWARE». С некоторыми компаниями были неприятные ситуации, что они просто игнорировали наши предложения. Это хорошо характеризует в целом состояние ИТ-бизнеса в Казахстане. Каждый варится в своем соку и тяжело идет на контакт.

- Какие другие области, помимо технологий, программирования, Вы затрагиваете в ходе своей работы?

- У нас была задумка - проект «Школьный музей». Была идея создать базу данных школьных музеев и онлайн-экспозицию на ее основе. Про школьные музеи мало знает, при том, что они порой содержат очень интересные экспонаты. Взаимодействовать можно с любой сферой. Например, сейчас нас очень сильно заинтересовал такой вопрос, как утилизация оргтехники. Те решения, которые сейчас предлагаются различными инициативными группами, совершенно не то, что требуется, и у нас есть свой взгляд на проблему.

- Считаете ли Вы, что компания «Интегра-С» уже достаточно успешна?

- Мы имеем в своем опыте как положительные, так и отрицательные результаты работы. Были проекты, которые имели большой успех, но есть и такие, которые в силу разных причин были остановлены или, что хуже, не внедрены. Я буду считать нашу компанию достаточно успешной только тогда, когда потенциальные клиенты сами будут на нас выходить и предлагать, чтобы только мы сделали эту работу. Пока такого нет, я не могу говорить о том, что мы достигли колоссального успеха и не нуждаемся дальше в развитии.

- Ваша оценка состоянию малого IT-бизнеса в Казахстане.

- Состояние оставляет желать лучшего. Очень большие пробелы в законодательстве. Понятие предпринимателя представляет из себя большую дыру в юридическом смысле слова. Проблемы малых ИТ-компаний никому не интересны, в каких условиях они работают – также никого не волнует. На рынке ИТ-бизнеса, откровенно сказать, творится хаос.

- Немного личный вопрос. Занимают ли информационные технологии в вашей жизни такое важное место, что можно было бы сказать, что вы сами «автоматизированы»?

- Сейчас информационные технологии проникли в нашу повседневную жизнь очень прочно. Вопрос стоит за молодежью, за теми, кто обучается по информационным специальностям. Их задача заключается в том, чтобы сделать мир лучше. Идея автоматизации может родиться тогда, когда можно посмотреть вокруг и подумать о других людях, не только о себе. Понятно, что мы без техники уже не можем представить свою жизнедеятельность. Но сейчас необходимо уберечь от ее сильного воздействия на наше подрастающее поколение. Как отец, я в воспитании сына никогда не забываю о пропаганде того или иного вида техники только как средства деятельности, не больше.

- Спасибо за интересную беседу!

- Спасибо Вам. Хочу пожелать всем, чтобы информационные технологии, несмотря ни на что, не заменяли нам настоящей жизни, чтобы, придя домой, люди могли выключить свои телефоны, отключить компьютеры и просто пойти погулять. Нам самим не стоит забывать о том, что информационные технологии никогда не заменят живые картинки и звуки окружающего нас мира, какими бы технологичными они не были. Послушать пение птиц, посетить картинную галерею, сходить на концерт, в театр. Я бы не хотел, чтобы через несколько лет наши дети и внуки укоризненно сказали нам: «Что же вы сделали этой автоматизацией?». Давайте делать свою работу только в благих целях.

1
442
0